Чешские жд - еще личный опыт Железные дороги Чехии
Сайт чешских железных дорог https://www.cd.cz/default.htm
Указатели тоже - выход на платформы
Кассы разные
Несмотря на то, что в Чехии мы были в третий раз, так активно железными дорогами пользовались впервые, поэтому вот вам наш ценный личный опыт.
Собственно билеты бывают двух типов: мистенки и изденки (Jízdenka, Místenka), мистенка означает, что у вас есть место в вагоне, изденка резервации места не означает. В скоростных поездах, если у вас изденка, внимательно смотрите на места - обычно у номера места есть пометка о том, что данное место зарезервировано на перегоне от А до Б. Если такой отметки нет, можно садиться. Если есть - высока вероятность, что придет владелец места и попросит его освободить. Наблюдала, как происходит резервация мест и в обычном пригородном поездке - ехала большая группа школьников, и на станции, где они садились, в вагон ворвалась дама-сотрудник жд и натыкала табличек "резервация", а потом уже туда стали прибывать школьники.
На сайте чешских дорог, указанном выше, можно посмотреть расписание и приобрести билеты на ряд направлений онлайн (некоторые предложения весьма выгодные - например, от Вены в Брно и из Оломоуца в Вену мы ехали скоростным поездом, который обошелся нам в 9 евро за 1 билет). Здесь стоит отметить, что когда эти билеты проверяют, то просят предъявить паспорт и карту, которой эти билеты были оплачены.
Как и не так давно в Германии, столкнулись с тем, что часть путей ремонтируют и в ряде этих ремонтируемых фрагментов пускают автобусы, которые типа должны быть состыкованы с расписанием. Например, если автобус застрял в пути, то поезд, который примет его пассажиров и повезет их далее по маршруту, должен его ждать (в Германии связь кондукторы автобуса и поезда держали при помощи рации). В Чехии рации есть, мозгов не завезли - в нескольких случаях мы, прибыв на 2 минуты позже, обнаруживали уже ушедший поезд, который не стал нас дожидаться, и мол, ждите следующего (через полчаса). Не могу не отметить, что возмущался весь автобус, а не только мы. Правда, пару раз прибывали вовремя.
Опоздания, к сожалению, вообще неотъемлемая часть чешских жд - каждый день какой-то из поездов опаздывал от 2-3 минут до 30-40, причем по закону подлости, когда опоздание сыграло бы нам на руку (мы посмотрели замок и если бы поезд опоздал минут на 10, как все поезда в этот день, то мы бы успели), поезд гордо ушел минута в минуту.
Видите на табло это +/- 12.51?
Столкнулись также с полной заменой поезда на автобус (в Брно) - объявление, натурально, на чешском, понять из него ничего нельзя, хорошо, что сотрудники пояснили, куда бежать и бежать оказалось довольно далеко - за вокзал, мимо рынка к эстакаде, да еще оказалось, что автобус уходил на 10 минут раньше, чем поезд стоял в расписании. Спасло только то, что пришли пораньше, быстро бегаем и нас таких было не двое.
На каждый день билеты покупали в обычной кассе (с вечера на следующий день). Билеты были двух типов: проездной по окрестностям (Брно и регион, называется Šalinkarta) и обычный из точки в точку. Первый очень удобен тем, что позволяет кататься на местном скоростном трамвае (поэтому от отеля до вокзала добирались минуты за 3) по городу, пригородам (а там имеется ряд прекрасных замков) и дальним пригородам (здесь уже не трамвай, а электричка). В праздники и выходные дни этот проектной действует как два по цене одного, то бишь по нему могут ездить двое взрослых и трое детей, чем местное население пользуется довольно активно и это то, чему стоит позавидовать (скидке на билет, а не тому, о чем вы подумали).
Учитывайте, что волшебные проездные обязательно нужно компостировать. Нет или не нашли компостер - напишите дату ручкой и распишитесь.
Про общественный транспорт Брно хорошо описано здесь: https://brno-ru.livejournal.com/5103.html
Правда, там написано, что проездные можно купить в специальных жёлтых терминалах, которые есть на многих остановках - в реае их считанные единицы, из которых половина не работает вообще, а вторая половина требует наличные, поэтому повторю, что проездные можно купить в кассах центрального жд вокзала.
Для покупки билетов из точки в точку лучше пользоваться старой доброй шпаргалкой. Скопирую эту часть текста из описания тех же австрийских жд.
Если вы по каким-то причинам все же решите покупать билеты в кассе, то на всякий случай, стоит запастись ручкой и бумагой, чтобы написать четко, какое время отправления и какая станция вам нужны (мы можем совершенно не так произносить название города, и местные жители могут не понимать, чего надо-то).
Если маршрут сложный, как, к примеру, Вена-Линц-Бад Ишль-Вена, то не надо подавлять кассира своим интеллектом и знанием английского – и вам, и ему будет гораздо проще (а людям в очереди – и быстрее), если вы заранее уточните, когда отправляется нужный вам поезд и напишете для кассира небольшую шпаргалку. Лучше – в столбик, как показывает практика, кассиры не всегда понимают, что на все отрезки пути, написанные через черточку, нужен билет. Идеальная шпаргалка должна выглядеть так:
Вена (11:07) – Линц
Линц (15:35) – Бад Ишль
Бад Ишль (18:21) – Вена
Внимание! Это всего лишь пример.
В Чехии кассиры не говорят по-английски! используя русский, знание украинского, зачатки чешского и неизмеримую харизму, мы все же ухитрялись каждый раз покупать билеты (еще бы, мы даже в Китае это делали спокойно и без подготовки). При покупке билета со шпаргалкой, указанной выше, несколько раз сталкивались с тем, что кассиры еще и предлагают наиболее выгодный билет или как сделать, чтобы билет был со скидкой. Например, едем по точкам А, Б, С. Маршруты на шпаргалке, соответственно, А-Б, Б-С, С-А, Б не находится между А и С напрямую. Кассир советует брать билет А-С и обратно. Оказывается, поезда через Б из С все равно ходят, билет работает, а вот за билет туда-обратно положена скидка 20%.
Как правило, все кассы принимают к оплате карты.
Еще пара слов про билеты из точки в точку. Как в той же Италии, купив билет из точки А и точку Б, вы можете выходить на любой станции и гулять там, а затем ехать дальше. В ряде поездов есть остановка по требованию - на мелких станциях нужно нажать кнопку, чтобы вам остановили, по умолчанию поезд идет мимо.
Курить в поездах категорически нельзя. Туалеты присутствуют, причем весьма приличные, с водой, мылом, бумагой и бумажными полотенцами для рук.
Самая главная подстава в чешских жд - это нумерация платформ и путей. Раньше так было на советских жд, к счастью, так давно уже не нумеруют у нас, но все еще нумеруют в Чехии. На табло всегда написана платформа и номер пути, при этом если вы думали, что каждая платформа=2 пути и платформа 2 эти пути 3 и 4, то нет. Это вполне могут быть пути 6 и 8, или 1 и 4. Логика здесь не ночевала и это изрядно путает. Имеются также таинственные пути типа 1А, который стоит довольно далеко от главного здания вокзала.
Поезда разные, вагоны внутри тоже
Некоторые вокзалы еще явно советского периода
Железные дороги Австрии
Железные дороги Бельгии
Железные дороги Венгрии
Железные дороги Великобритании
Железные дороги Германии
Железные дороги Дании и Швеции
Железные дороги Италии
Железные дороги Испании
Железные дороги Португалии
Железные дороги Норвегии
Железные дороги Франции
Железные дороги Швейцарии
Железные дороги Хорватии
Железные дороги Словении
Железные дороги Сербии
Железные дороги Вьетнама
Железные дороги Китая
Железные дороги Южной Кореи
Железные дороги Японии