В Японии - о ужас - имеется не одна железнодорожная компания, а несколько конкурирующих, среди которых есть и частные (особенно это доставляет в Токио или Осаке, когда компаний несколько, и метро несколько). Основной компанией является Japan Rail, о ее поездах далее и пойдет речь.
Обычно проезд на поездах в Японии осуществляется по одноразовому билету. Он, как правило, проверяется турникетом (реже - контролёром, они почти полностью перешли на проверку проездных) как на станции отправления, так и на станции назначения. Билет действует независимо от количества пересадок. При путешествии на дальние расстояния разрешается сделать неограниченное количество остановок в пути по всему маршруту, с учётом срока действия билета.
Сформировав маршрут по стране, мы решили покупать проездной. На сайте по ссылке ниже есть уполномоченный офис продаж в Москве, где можно его заказать, вами заполняется форма, контора присылает вам счет по электронной почте, который оплачивается онлайн и после этого можно очно забрать ваучер, который в Японии нужно обменять на проездной.
До сих пор не понимаю, почему, но факт: в самой Японии проездные стали продавать только в 2017 году и то в тестовом режиме. Ссылка: http://tourjapan.ru/japan-rail-pass
О проездных Japan Rail (далее JR) в целом, потому что наш опыт наверняка не включает в себя какие-то тонкости.
http://www.japanrailpass.net/
Сайт, помогающий спланировать маршрут и поездки http://www.hyperdia.com/
У нас был проездной по всей стране (25 тыс. руб. с человека на 14 дней), есть проездные по регионам, они дешевле, поэтому сперва маршрут, затем проездной.
Проездной билет довольный удобен, и включает в себя проезд на скоростных "синкансенах" (кроме особо скоростных поездов, имеющих имена "Нозоми" и "Мизуко"), на городском транспорте (на принадлежащих JR поездах и автобусах), а на Миядзиму мы даже ехали на принадлежащих JR паромах. Поскольку под визу у нас все равно был составлен четкий маршрут поездки, то было понятно, в какие дни мы куда едем и на какие дни нам будет нужен "Синкансен". По прилету прямо в аэропорту мы зашли в пустой офис Japan Rail (читали, что здесь довольно часто очереди, но нам повезло), где оформили свои проездные и забронировали места на "Синкансены".
Выглядело это следующим образом: прямо в календаре вы показываете милой англоязычной девушке дату и говорите, куда вам нужно ехать "Синкансеном", она показывает вам табло отправления в этот день, в какое время есть поезда, вы выбираете нужный вам поезд (время отправления), она записывает его на бумажке, аналогично обратно, и таким образом формируются выезды "Синкансенами" в течение 14 дней, когда действует ваш проездной, затем она выписывает вам билеты по этому маршруту (каждый билет кладется в отдельный картонный конвертик) и ставит в проездной штампики (наверное, для контроля).
Проездные бывают на 7, 14 или 21 день. Наша поездка была подольше, на 16 дней, поэтому в день прилета в Токио мы ехали от аэропорта Нарита за наличные на обычном поезде, а на скоростном "Нарита-экспресс" (за счет проездного) ехали на обратном пути.
Проездные билеты именные, ездить по нему можете только вы, но у нас ни разу не проверили соответствие имени на билете паспорту. При наличии проездного вы идете не как все японцы, через турникеты, а через контролера, который смотрит билет, кланяется и пропускает.
Когда мы впервые столкнулись с тем, что турникет для нашего прохода закрыт, а контролера нет (видимо, обед), а поезд уже подходит, мы занервничали, но тут добрые японцы показали, что нужно позвонить в кнопку на турникете, напоминающую наш домофон. Вам ответит дежурный, туда надо сказать, что у вас "джапан рэйл пасс" (я порывалась показать туда билет, смейтесь-смейтесь), и они удаленно откроют вам проход (верят на слово). Далее мы уже помогали прочим туристам найти кнопку.
Синкансены
"Синкансены", конечно, краса и гордость японских жд. Смотрятся "утяти" здорово, и, несмотря на то, что эти немного хищные носы паровозов мы уже наснимали в Китае, я поснимала их и в Японии.
На центральных жд вокзалах Токио и Киото для них есть свои пути (билетный контроль вы проходите два раза, тупо к поездам и отдельно - на синкансены), а в той же Осаке для скоростных выделена отдельная станция Shin-0saka, видела в расписании и другие станции с таким же названием, начинающимся с Shin-, тут японцы не индивидуальны - отдельные станции для "Талисов" есть во Франции.
Заблудиться в поиске Синкансенов сложно - везде указатели, продублированные на английском. Учтите, что на Синкансены второй билетный контроль, не убирайте билеты далеко.
На перроне для всех поездов, не только Синкансенов, имеются указатели, где будут двери и указаны номера вагонов. Все выстраиваются в очередь и спокойно стоят, мало кто лезет без очереди.
У некоторых скоростных поездов двери расположены по-другому и для них есть специальные указатели, где вставать.
На вагонах тоже есть номера вагонов и имя поезда
В скоростном поезде, по моему мнению, всегда лучше забронировать места заранее. В поезде обычно есть вагоны, где едут те, кто не зарезервировал места (услуга бесплатная) и вагоны, где места без резервации. Вагоны с резервацией всегда были полными, могу предположить, что тем более они полные там, где не нужно ничего резервировать.
В Китае проблему безопасности решили кардинально: выпускают на перрон только непосредственно на посадку, чтобы не снсло потоком воздуха от скоростного болида. В Японии у перронов, откуда отправляются Синкансены, стоят стенки. Когда вам пора проходить на посадку, двери открываются не только у вагонов, но и у стенок.
Сперва я заметила, что посадка на Синкансен начинается за 5 минут до отправления и даже записала себе этот как факт, но потом случилась посадка за 15 минут. Поэтому тут бывает и так и так, но если за 10 минут посадку не начали, это нормально. Бывает и так, что ты видишь на табло, что с вашего пути через 15 минут уходит уже другой поезд - это тоже нормально, поезда с одного трека могут уходить каждые 10 минут и всем успевают и выйти и войти.
Идут Синкансены быстро - местами скорость 300 км/ч. Не укачивает, скорость просто не ощущаешь. Расстояние от Токио до Киото поезд делает за 3 часа.
Внутри поезда привычного нам облика, расстояние между креслами приличное, даже большой чемодан влезет. Само собой, бегущая строка, туалеты, остановки объявляют. Категорически запрещено не только курить, но и разговаривать по мобильному! Святые люди.