Сайт железных дорог Португалии
http://www.cp.pt/
В португальской столице – Лиссабоне – имеется несколько железнодорожных вокзала, из которых мы опробовали 3: Ориенте (Oriente), Энтрекампос (Entrecampos), Кайш ду Содре (Cais do Sodre) – соответственно вокзалам поименованы станции лиссабонского метро. Четвертый вокзал, Россо, был закрыт на реконструкцию, посему не могу сообщить про него никакой практической информации, кроме той, что красоты он неимоверной. Есть еще вокзал Santa Apollonia, это та же ветка, что и Ориенте, Санта-Аполлония-конечная станция, Ориенте - следующая.
В Порту – втором городе нашего базирования – имеется 2 вокзала: Sao Bento и Campana. С первого мы ездили по окрестностям, со второго ехали в Лиссабон. Из Лиссабона в Порту поезда идут с Санта-Аполлонии и Ориенте.
В конце моего повествования сообщу, в какой из посещенных нами пунктов поезда с какого вокзала идут, сколько времени в пути, почем билет и т.п. – по аналогии с Испанией.
Итак, что представляют собой португальские поезда? Эталоном служат, разумеется, поезда славной горной Швейцарии. Так вот, португальские поезда почти «на уровне», близки к железным дорогам Дании, Бельгии, Германии и Испании.
Железные дороги стран мира – описания этих славных железных дорог
Поезда в Португалии – чистые, с мягкими сиденьями, публика ведет себя прилично. Поезда делятся на региональные (только 2 класс), Интерсити (есть 1 класс), Альфапендулар (Alfa Pendular – типа Евростаров). Как и в Италии, разница между стоимостью билетов гораздо значительнее разницы в скорости. Так, к примеру, в Интерсити только за посадку на поезд вы заплатите 4 евро, в Alfa Pendular – 8,5 евро – типА доплата за скорость. По нашим прикидкам, брать проездной по стране оказалось невыгодно, поэтому покупали билеты на каждую поездку.
Билеты приобретаются в автоматах и кассах на вокзале. При этом было замечено, что общественность охотнее пользуется именно автоматами – в пользовании они просты и работают быстро, принимают монеты, банкноты, карты. При покупке в кассе также можно заплатить картой (если у вас Visa, для которой пин-код вводить не нужно, жмете два раза ОК), документы ни разу не спросили.
Компостировать билеты не нужно: региональные действуют сутки (до Синтры – 2 часа), Интерсити и Alfa Pendular действуют только на конкретный поезд, вагон и место. Контролеры ходят. Штраф за безбилетный проезд что-то в районе 120 евро. Если на вашей станции нет билетной кассы (такое случается часто), и автомат по продаже билетов не работал, можно купить билет у контролера, он будет стоить столько же. Карты они принимают тоже.
На некоторых участках ходят только частные железные дороги, например, на перегоне Лиссабон – Сетубал работает железнодорожная компания Fertagus (http://www.fertagus.pt ). Билеты на поезда этой компании покупаются не в общих кассах, а в специальных (кассы общие имеют салатово-зеленую окраску, эти – синюю). Следует помнить, что билеты этой компании при посадке на поезд компостируют в машинках, которые стоят на перроне (похожи на итальянские, но не желтые, а светло-бежевые).
Вагоны делятся на курящие и некурящие. При этом в Интерсити курить можно в тамбуре, и, если ты сидишь близко к двери, то на тебя постоянно сдувает дым и запах при открытии двери. Поэтому если есть такая возможность, не садитесь на места 114-118. Туалеты в поездах имеются – с бумагой, полотенцами, мылом и пр.
Итак, тонкости добирания до разных пунктов.
Из-за невозможности привести наглядную таблицу выглядеть данные будут следующим образом: город/ время в пути/ стоимость билета на 1 человека в 2 конца/ вокзал отправления/ примечание.
Синтра – 35 минут – 3,20 - Entre campos – билет действует 2 ч со времени покупки, Reg
Санторем – 1 ч – 9,80 – Oriente – Reg
Томар – 2 ч – 16,40 – Oriente – Reg
Бежа – 2 ч – 11,50 – Oriente – IC
Эвора – 2 ч - 20,00 – Oriente – IC
* на Бежу и Эвору поезд идет через Entre campos, можно сесть и там
** Мы уместили в один день Лиссабон – Бежа – Эвора – Лиссабон, от Бежи до Эворы идет Reg за 6,40 за 2х, время в пути 1 ч 25 мин
Порту – 3 ч 10 мин – 19, 50 – IC
Авийру – 1 ч 8 мин – 4,00 – Sao Bento – Reg
Коимбра - мы ехали маршрутом Порту – Авийру – Коимбра, от Авийру до Коимбры поезд идет около часа, 4,90 за 2х, из Коимбры снова возвращались в Авийру и оттуда в Порту
* Можно было тупо ехать IC Порту – Коимбра, этот билет вам продадут по умолчанию, безе пересадок, но мы хотели непременно посетить Авийру.
Брага – 1 ч 10 мин – 4, 00 - Sao Bento – Reg
Виана-ду-Каштелу - 1 ч до станции Nine, оттуда еще 1 ч – 3, 70+5,20 - Sao Bento – Reg
Барселуш - 1 ч до станции Nine, оттуда еще 7 мин – 3,70+1,50 - Sao Bento – Reg
Гимараэш – 1 ч 18 мин – 4,00 - Sao Bento – Reg
Сетубал – 1 ч – 8,00 - Entre campos – Частная компания Fertagus (см. текст выше).
*Сетубал – Палмела – 5 мин, 1, 20 евро с лица, Палмела – Лиссабон – 3, 75
Кашкайш – 40 мин – 3,20 - Cais do Sodre - Reg
Эшторил – 36 мин - 3,20 - Cais do Sodre – Reg
Обидуш – 2 ч 19 мин, с пересадкой на Mira Sintra – Melecas – 13, 50 - Entre campos - Reg
* От Entre campos поезд отходит в 10:44, приходит на станцию Mira Sintra – Melecas в 11:11, поезд на Обидуш уходит в 11:22. Билет до Обидуша сразу можно купить в Лиссабоне. Для пересадки нужно только перейти платформу, поезд стоит на соседнем пути.
Условные обозначения:
Oriente – вокзал Лиссабона, уникальный с т.зр. архитектуры. Напротив стоит самое высоокое здание Португалии «Васко да Гама»
Entre campos – вокзал Лиссабона, отсюда едут на Синтру
Cais do Sodre – вокзал Лиссабона, отсюда отправляются поезда на курортное побережье (Кашкайш, Эшторил, отсюда же едут в Белем)
Sao Bento – вокзал Порту, в 2 минутах пешком от главной площади
Reg – электричка, билет без указания вагона и места, ничем не хуже Интерсити
IC – Интерсити, скоростной поезд, билет с указанием вагона и места
Не совсем железные дороги, но пусть будет до кучи –
Метро. Разовый билет в Лиссабоне стоит 0, 75 евро, действует 1 час. Сохраняйте билеты, на выходе тоже стоят турникеты. Покупали билеты в автомате, некоторые не берут банкноты больше 5 евро, припасите мелочь. Можно, конечно, приобрести за 0,5 евро карту, которую заряжать поездками по 0,7 евро, но ходить по такой карте вдвоем нельзя, нам пришлось бы приобрести 2, а мы не настолько много ездили, чтобы откатать 20 поездок.
Лиссабонское метро имеет 4 ветки, остановки коротюсенькие, двери в вагонах открываются сами, ни на что жать не нужно. При передвижении в метро с пересадками следует иметь в виду, что нужно четко помнить конечную станцию той ветки, куда тебе надо. Подробно это описано у Ариала на примере мадридского метро:
Испанское путешествие. Ч.1. Мадрид и окрест
Про ночные поезда http://rw.travel.ru/rw_europe/night_train.html
Железные дороги стран мира http://rw.travel.ru/rw_world/
Железные дороги Германии
Железные дороги Италии
Железные дороги Испании
Железные дороги Дании и Швеции
Железные дороги Швейцарии
Железные дороги Португалии
Железные дороги Франции
Железные дороги Норвегии
Железные дороги Бельгии
Железные дороги Австрии
Железные дороги Польши
Железные дороги Чехии