Железные дороги Норвегии (Norges Statsbaner, NSB)
http://www.nsb.no/
Железные дороги Норвегии: туристическая Фломская железная дорога (Flamsbana)
http://www.flaamsbana.no/ru/Index.html
Железные дороги Норвегии: туристическая линия Raumabanen
http://www.raumabanen.net/
Скандинавский железнодорожный проездной ScanRail (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия)
http://www.scanrail.com/
InterRail One Country Pass
http://www.interrailnet.com/one_country_pass_norway
В этой поездке мы ездили по стране, можно сказать, всего ничего – 3 дня (по Осло передвигались пешком или ездили по Oslo Pass, в Берген летели, по Бергену снова ходили пешком), поэтому проездной по стране было решено не брать.
В первый раз вы столкнетесь с норвежскими поездами, когда захотите добраться от аэропорта Осло до города. Сделать это можно автобусами (см. раздел как добраться от аэропорта до города), но, как мне кажется, приятнее поездами: в этой поездке сталкивались с автобусами всего 2 раза – когда сломался поезд, и когда ехали от аэропорта Бергена, и оба раза автобус шел гораздо медленнее поезда, и дорога гораздо более сложная – извилистая, да через тоннели, пробитые к скале, и укачивает на порядок больше, даже «Драмина» не спасла. Итак, от аэропорта Осло до города ходят 2 поезда, которые привезут вас на центральный железнодорожный вокзал:
1. экспресс Flytoget, мимо которого вы не проскочите – указателей множество, висят также рекламные плакаты с призывом ехать именно им. Время в пути – 20 минут, интервал движения – 10-20 минут, стоимость проезда – 160 крон (примерно 800 рублей). Для них даже поздно ночью в аэропорту открыты спецкассы, в то время как на обычный поезд билеты при условии позднего прилета можно купить только в автомате (можно оплатить картой). http://www.flytoget.no
2. обычный поезд за 86 крон, интервал движения, как правило, раз в час-полчаса – в зависимости от времени суток, время в пути – от 28 до 46 минут. Билет можно купить в обычной билетной кассе, если они закрыты, то в киоске Narvesen или в автомате. http://www.nsb.no/
Поезда, принадлежащие государственной компании Norges Statsbaner (NSB), отправляются с Центрального вокзала и охватывают все окрестности Осло и Осло-фьорд, а также всю страну, до самого Тронхейма Удобнее всего передвигаться по Осло по дневному проездному, который стоит 60 крон и действует на все виды транспорта, т.к. разовая поездка обойдется вам 22 кроны (если покупать билет заранее в кассе или автомате), или 30 крон (если приобретать его у кондуктора).
Билеты приобретаются в билетных кассах вокзала или автоматах, которые в обилии стоят возле касс и центрального табло (а на маленьких станциях автоматы заменяют кассиров и стоят как внутри станции, так и снаружи, на платформе). На вокзале Осло, кроме, собственно, табло с поездами имеются «прилавки», где можно бесплатно взять бумажное расписание на нужное вам направление, кроме того, перед табло и автоматами бродят люди в форме – они ответят на любой вопрос на английском. Вообще, норвежцы, как и датчане, прекрасно говорят по-английски. На небольших станциях обычно имеется только табло-телевизор, и ящик, где лежат бумажные версии расписания. Кассиров на небольших станциях мы вообще не видели – наверное, автоматы экономичнее. Можно купить билет и у кондуктора, можно оплатить его картой, только это обойдется дороже на 10 крон. Если же переплачивать не хочется, автоматы не принимают вашу карту, а касса закрыта, то можно приобрести билет в киосках Narvesen (там же, к слову сказать, продаются сим-карты для мобильных).
В автоматах при покупке билета обратите внимание, что имеются специальные тарифы на билеты (вы также столкнетесь с этим, если надумаете заранее покупать билеты по инету) – проездные документы предлагаются по цене 199 и 299 крон. Есть ряд ограничений: их нужно покупать заранее, хотя бы за 1 день до поездки, они несдаваемые и действуют на конкретный поезд, а иногда и вагон с местом, но если у вас четкие планы по поездке, почему бы им не воспользоваться. На небольших расстояниях по этому тарифу вы экономите 20-30 крон с человека, а иногда и крон 200, т.к. тарифы распространяются, скажем, на поезд от Осло до Бергена.
Кстати, мы обратили внимание, что при равных условиях, заданных автомату (менялись только пункты назначения), билеты в ряде случаев были без мест, только поезд и класс вагона, а несколько раз – с номером вагона и местом, от чего это зависит, мы не поняли, поэтому просто читайте билеты. Купить билет на поезд в какую-то точку можно на любую дату.
Норвежские указатели на вокзалах продублированы на английском, и в расписании на табло разобраться несложно, но чтобы быть уверенным, проще всего спросить у кондуктора, который обязательно стоит перед одним из вагонов состава, ваш ли это поезд.
У поездов есть разные типы вагонов, наверное, по общеевропейским меркам это соответствует 1 и 2 классу, есть еще и вагоны с пометкой «Månedskort» - ездить в них могут только обладатели месячных проездных (там немного другие правила по поводу предварительного резервирования мест). Первый класс отличается от второго наличием розетки у места, возможностью резервирования места, включенным в билет кофе и утренней газетой. Каждое место за это стоит дороже на 75 крон вне зависимости от длины поездки. В тамбурах всех вагонов стоят автоматы с горячей водой, там же лежат в свободном доступе чайные пакетики, сахар, кофе, опускаешь 15 крон – получаешь кипяточек. Двери в поездах не открываются автоматически: чтобы выйти из вагона, нажмите кнопку около дверей.
И пару слов о пользовании сайтом жд: забронировать и купить билеты можно прямо на сайте, выбрав пункт назначения, дату, класс вагона (не забудьте посмотреть спецтариф "minipris", о котором я говорила выше!), затем вбиваете в нужное окошко свою фамилию и номер карты, которой намерены платить. Билет вы оплатили, но полученная вами форма заказа не является билетом – его нужно получить одним из трех способов: в кассе в Осло (или другом городе, из которого вы поедете), в билетом автомате (надежнее, т.к., как я уже сказала, на ряде станций попросту нет кассиров), или у контролера прямо в поезде.
На сайте железных дорог эти опции выглядят следующим образом:
hente pe stasjon – получить на станции (в кассе)
biletteautomat – получить в билетном автомате
henting i tog – получить у контролера в поезде
В каждом из трех способов форму бронирования нужно держать при себе, т.к. при получении в кассе ее нужно предъявить кассиру, при получении в автомате – выбрать "Prepaid ticket" и ввести туда код с формы бронирования, а при получении билета в вагоне она отдается кондуктору в обмен на билет.
Небольшая хитрость (нами это не опробовано!): на сайте NSB есть поле «длина пересадки» и несмотря на то, что в правилах «minipris» стоит что стыковка должна быть ближайшей - все прекрасно работает на отложенных стыковках. Т.е., к примеру, маршрут Берген-Осло-остановка на 12 часов - Гардемуен или Трондхейм - Осло - остановка на 12 часов - Гетеборг - вполне можно найти за 199 крон.
Поезд, везущий вас от Халдена к Осло, в большинстве случаев идет от шведского Гетеборга, и Халден – первая норвежская станция. Норвежцы имеют привычку ввозить из более дешевой Швеции продукты и спиртное, поэтому начиная от Халдена, по вагонам будут ходить сотрудники таможни и спрашивать, откуда вы едете и не везете ли чего запрещенного. У нас спросили, все ли это вещи (сумка и рюкзак), у соседей-китайцев проверили документы.
В случае аварии поезда или каких-то накладок вас в беде не бросят: к примеру, когда мы ехали до Халдена, поезд остановили на полпути на станции Moss и сообщили, что какая-то поломка, и что дальше на Халден всех повезут автобусами, которые уже подогнали к станции. Правда, вместо часа, который нам было еще ехать до Халдена, мы ехали 2 часа, заезжая на все остановки и подбирая народ, но больше чем на 1 час норвежскому транспорту опаздывать не рекомендуется – в противном случае пассажиры могут подавать претензии.
Про ночные поезда http://rw.travel.ru/rw_europe/night_train.html
Железные дороги стран мира http://rw.travel.ru/rw_world/
Железные дороги Германии
Железные дороги Италии
Железные дороги Испании
Железные дороги Дании и Швеции
Железные дороги Швейцарии
Железные дороги Португалии
Железные дороги Франции
Железные дороги Норвегии
Железные дороги Бельгии
Железные дороги Австрии
Железные дороги Польши
Железные дороги Чехии