http://www.rejseplanen.dk/
http://www.dsb.dk/cs/Satellite?pagename=DSB/Forside - жд Дании
Транспорт:
http://www.s-tog.dk
http://www.m.dk
Поскольку мы планировали много передвигаться по стране, то решили купить проездной «Евродомино», дабы не думать каждый раз о билетах, да и сэкономить. Тут подоспело распоряжение уж не знаю какого умника, и с 1 апреля «Евродомино» у нас продавать перестали. Поняв, что общение с "родными" кассами не сложится, мы решили купить проездные другой системы, Еврорэйл, на месте, то есть в Копенгагене. Билет не продадут человеку, который является гражданином той страны, по которой собирается ездить. При нарушении правил любой контролер имеет право билет отобрать. Слышала, что билет нельзя приобрести в той стране, по которой собираешься ездить, но наш пример показывает, что это не так.
На центральном железнодорожном вокзале Копенгагена имеется такое волшебное место, как Reisebureau (10-17, пн-пт), где мы подошли и изложили даме, что хотим приобрести проездной. Дама спросила, откуда мы (удивилась!) и сколько нам лет (потом спросила паспорта), и выдала нам билеты. Проездные на 8+3 дней на 2 персоны обошлись нам в 3170 крон (около 16 тыс. руб.), платить можно картой. Учитывая, что по плану, составленному мужем, мы потратили бы на дорогу примерно 900 евро, а вообще, посетили мы больше, чем планировали, мы неплохо сэкономили.
Билеты выглядят точно так же, как Евродомино: именные бланки, в которые вписаны ваши паспортные данные (поэтому паспорта таскали с собой, но их нигде не проверили), и где имеются пустые графы для даты, в которую вы намерены ездить. Садясь в поезд в первый раз на дню, мы заполняли графу текущей датой. Контролеры компостировали каждую дату, билеты постоянно проверяют. Было заметно, что некоторые контролеры такие билеты в первый раз вообще видят, с таким растерянным видом они их крутили. А одна так вообще чуть не прокомпостировала нам пустую пока графу, так что смотрите, чего с вашими билетами делают. Штраф за безбилетный проезд 500-600 крон, в зависимости от железной дороги, коих в Дании несколько.
Поезда в Дании прекрасные, почти как в Швейцарии (которые до сих пор служат нам эталоном). Чистые, просторные, светлые, удобные. Вместо мусорок под столиком или на спинке впередистоящего кресла висят специальные пакетики. Чтобы выйти из поезда, нужно на площадке нажать кнопку на двери или сбоку, зеленую такую, но только когда поезд остановился.
Почти в каждом поезде имеется вагон 1 класса – он снаружи выглядит так же, а внутри над дверью в него надпись – DSB1. Проездные у нас были 2 класса, поэтому за проезд в 1 классе пришлось бы доплатить. Первый класс отличается от второго только более широкими креслами.
Обычно переезд на поезде выглядит следующим образом: заходите и салитесь на свободное место. Многие кладут рядом с собой вещи, верхнюю одежду (хотя для нее есть специальные крючки), и едут в одиночку на двух или даже четырех сиденьях (если сиденья образуют что-то вроде купе). Иногда бывает, что направление популярное, народу много едет, тогда достаточно спросить – место свободно? – и человек уберет вещи на багажную полку над сиденьями, а одежду повесит куда положено. Все это в норме вещей, и никто не ругается и не скандалит, как любят наши бабушки – дескать, вон, вещи положили. Абсолютно все встреченные нами датчане – от дедушек и бабушек в поезде до работников вокзалов и магазинов - говорят по-английски, респект.
Учитывайте, что иногда на популярных направлениях (например, на поездах, идущих в аэропорт Копенгагена) некоторые места могут быть зарезервированы, и человек может прийти и сообщить вам, что это его место. Резервирование осуществляется при покупке билетов и стоит 1-2 евро. Понять, что место зарезервировано, можно, посмотрев на узенькое табло над сиденьем – там написано, на каком участке пути поезда это место будет занято, например, Орхус - Копенгаген-Главный.
В поезде запрещено курить и разговаривать по мобильному (тишина должны быть . Многие все равно разговаривают, но народ на это реагирует нервно и делает замечания. А за курение вообще могут сделать замечание резким тоном! (правда, курящего в поезде видели всего 1 раз, и то, наверное, турист был). Над сиденьями есть розетки, многие сразу достают ноутбуки и мобильники и подзаряжаются, это тоже в порядке вещей.
Кстати, датские поезда опаздывают! Нечасто, правда, но все же. Вон швейцарские и те опаздывают, правда, в итальянском кантоне Тичино, и те, которые идут из Италии (см. рассказ о Швейцарии, когда мы ехали из Лугано в Цюрих) Был еще один случай, когда поезд вышел из строя, его кое-как дотащили до ближайшей станции, и объявили по радио, что поезд дальше не идет по техническим причинам, просьба освободить вагоны, и сейчас, мол, подадут новый. «Ха-ха три раза!» - подумали мы, вспомнив, как ждали новый поезд в Арлоне час (см. рассказ о Бельгии, поездка в Люксембург), но тут не обманули – поезд уже стоял на перроне и мы туда быстренько переползли.
Есть еще пара тонкостей. Например, на табло на вокзалах в расписании отправления-прибытия указано время прибытия-отправления, путь и только конечная станция (если речь об отправлении, что вам, собственно, и нужно). Если ваша цель - какая-то промежуточная станция, то нужно либо знать конечную на данном участке (если планируете маршрут заранее, имейте это в виду), либо спускаться на перрон, где на табло пишутся все станции, которые поезд проходит.
И вторая тонкость состоит в том, что частенько состав отправляется, например, из Копенгагена, в 10 вагонов (это вообще рекорд, обычно ходит по 2-4 вагона состав), но по пути на различных узловых станциях разные вагоны отсоединяют и они либо идут в другую сторону, либо для них эта станция конечная. Избежать такой подставы можно, если читать табло на перроне: там указано, какие вагоны куда идут. Например, вагоны 20 и 21 – в Орхус, а 11 и 12 – только до Фредериции.
Еще пару слов о собственно проездном. Вместе с билетами нам выдали брошюрку, где написаны правила (думаю, на сайте написано все то же, а это, так сказать, походный вариант), и карту Европы, где указаны все страны и отмечены все дороги, где действует Еврорэйл. Например, в Дании проездной не действует на участке Фредериксхавн – Скаген, и еще нескольких, билет либо вообще не действует, либо дает скидку 50%, т.к. это частные железные дороги. Билет действует еще и на железной дороге системы Arriva. А вообще, если есть сомнения, открываете карту и смотрите, если данный перегон отмечен сплошной красной (так было на нашей карте), то проезд там на любом поезде бесплатный. А еще в памятке было написано, что если мы пришлем эти использованные билеты им, то они вышлют нам в подарок флэшку за каждый билет. Ждем
Поскольку мы также посетили Швецию, несколько слов о ней. Проездной действует только по Дании (есть, правда, еще билеты - по всей Скандинавии), и при переезде Копенгаген – Мальме билет нужен на участок Каструп (аэропорт) – Мальме, потому что Каструп, собственно, последняя датская станция. Тут тоже есть одна тонкость: можно купить семейный билет, если едете вдвоем или семьей. Документов и обручальных колец не проверяют, верят на слово. Правда, шведы честные.
Один из моих друзей пишет об этом следующее: «В нашей области на общественный транспорт существует скидка для двух едущих вместе людей. Называется подобный билет - семейный/дуо билет. Раньше существовал он в виде только семейного билета, позже же кто то в руководстве нашего перевозчика догадался, что поскольку в Швеции два живущих по одному адресу человека уже семья - то и скидку должны получать любые два человека, не проверять же у них в автобусе в каких они друг с другом отношениях...
Итак два примера шведского менталитета...
1. Два друга едущих вместе НИКОГДА не возьмут подобный билет. Один раз всей группой ехали в один музей на заре учебы - я и один англичанин пошли покупать билеты на всех ну и взяли для экономии 15 таких двойных билетов на 30 человек (на казенные деньги). Шведы (человек 5, включая нашего руководителя) посмотрели косо, пошли и купили себе одиночные билеты. На свои деньги.
2. Открываю журнал местный нашей компании перевозчика, рубрика "письма клиентов". Жалоба. "Мы с моей сожительницей не можем купить билет для пары на нашей домашней станции потому что на автомате есть только кнопка "семейный" билет, а мы не считаем что мы семья. Что нам делать?" ответ "Мы приносим свои извинения, автомат на вашей станции не менялся после последнего изменения тарифов (года 3-4-5 назад...) и там на самом деле есть только возможность покупки семейного билета. Несмотря на это на вашем билете будет написано как обычно "семейный/парный". Вы можете им пользоваться точно также. Извините за неудобства".
Представьте на секундочку как бы это работало в РФ?... Народ бы на остановках наверное начал кооперироваться в пары.....» (с) http://vitrysk-kille.livejournal.com/20606.html
С нашим проездным был бесплатен также переезд на пароме Хельсинборг – Хельсингор (Эльсинор), чем мы и воспользовались, составив для последнего дня приятный маршрут: Копенгаген – Мальме – Лунд – Хельсинборг - Хельсингор (Эльсинор), посетив 3 шведских города.
Паромы отправляются от терминала, который прямо на жд вокзале Хельсинборга, справа, если встать лицом ко входу, вверх по эскалатору. Никаких дополнительных билетов не нужно – просто показываете свои проездные. Паромы отправляются каждый 20 минут, и время в пути тоже около 20 минут.
Можно добавить еще о билетах через пролив
1. любые билеты действуют для всех видов транспорта в пределах не обычных "малых" зон, а "макро" зон. т.е. купив билет "копенгаген центр FL – Швеция сконе B" вы можете в течение 24 часов от момента его покупки пользоваться всеми автобусами, с-тогами и метро в пределах центрального Копенгагена, всеми
поездами на датской стороне (кроме ночных натттогов), всеми поездами на мосту и на шведской стороне (кроме х2000) в зоне Мальмо-Лунд-Щевлинге-Стаффансторп и всеми автобусами в Сконе кроме частных компаний. еще существуют такие же билеты не через мост, а через паром – и доплачивать за паром из Хельсинборга в Эльсинор не требуется. По билету можно ездить все 24 часа в любых направлениях - т.е. если надо переехать из Швеции в Данию - то это здорово экономит средства на транспорт с датской стороны.
2. Существуют еще билеты "Оресунд рундт". Он действует 2 дня и предназначен для кругового маршрута Сконе-мост-столичный регион Копенгаген-паром хельсинборг-эльсинор-Сконе (или в обратном направлении). В зависимости от того нужны только приморские участки или дальние от пролива тоже - стоит он 199 или 249 крон.
Из аэропорта в город
По прилете из терминала 2 (куда прилетает «Аэрофлот») переходите по указателям в терминал 3, покупаете билеты (57 крон на двоих), спускаетесь на платформу и едете 12-15 минут до Копенгагена-Главного (центрального жд вокзала), в зависимости от количества остановок. Оплатить билеты можно картой. Можно также сразу приобрести специальный проездной на сутки, действующий на все виды транспорта в пределах Большого Копенгагена (туда кроме Копенгагена входят Эльсинор с замком Кронборг, Хиллерод с замком Фредериксборг, королевская резиденция Фреденсборг). Стоит он 110 крон на одного.
Транспорт в Копенгагене
Весь Копенгаген поделен на транспортные зоны. На каждой остановке можно увидеть в какой зоне ты находишься, расписание автобусов и пр. Интервалы движения примерно 10 мин. и ходят автобусы достаточно точно. В центре стоят автоматы по продаже транспортных карт. Есть 2-х,3-х и пяти зонные карты (clip card). Купить карту в автомате можно с помощью кредитки.
3-х зонная карта на 10 поездок стоит 130кр. и по ней можно ездить в пределах 3-х зон в течении 1-часа на любом виде транспорта (т.е. на автобусах и метро). Входят в автобус через переднюю дверь. Там стоит автомат куда вставляется карта и на ней пробивается зона в которой ты вошел и время. Время пробивается на 15 мин. вперед, поэтому фактически с момента пробития можно ездить 1ч15мин. При проверке сверяют зону и время. Так же можно расплатиться с водителем наличными. Если по одной карте едут двое, то соотв. надо сделать два пробития.
Метро в Копенгагене полностью автоматическое, т.е без машиниста. Поэтому можно сесть в первом вагоне у лобового стекла и наблюдать за движением оттуда. Сам поезд очень короткий (примерно 3 наших вагона) и внутри все это выглядит как один длинный вагон.
На станциях нет никаких турникетов, вход и посадка свободная. На платформе стоит точно такой же автомат как в автобусе, для пробивания трансп. карт. Советую не поддаваться искушению проехать бесплатно, т.к. в случае проверки придется заплатить большой штраф. За центром города метро идет по верху. В центре можно попасть на станцию с помощью лифта прямо с улицы.
Про ночные поезда http://rw.travel.ru/rw_europe/night_train.html
Железные дороги стран мира http://rw.travel.ru/rw_world/
Железные дороги Германии
Железные дороги Италии
Железные дороги Испании
Железные дороги Дании и Швеции
Железные дороги Швейцарии
Железные дороги Португалии
Железные дороги Франции
Железные дороги Норвегии
Железные дороги Бельгии
Железные дороги Австрии
Железные дороги Польши
Железные дороги Чехии