В своей недолгой поездке по Венгрии немного покатались по местным железным дорогам, приобрели некоторый опыт, которым спешу поделиться.
Сайт железных дорог http://www.mav.hu/
Интернет-продажи на венгерском сайте есть, но там билеты нужно получать в автомате (карта автоматов есть на сайте), а они есть далеко не везде и не было особого смысла - скидки онлайн есть только при резервировании мест, а мы их не резервировали. Но если вы едете сюда из Австрии (Вены, к примеру), то есть смысл половить скидочные билеты на сайте австрийских жд.
Железные дороги Австрии
Сразу скажу, что никакого криминала в венгерских жд мы не обнаружили: это практически одно целое с жд Австрии, причем при пересечении границы по дороге из Вены в Шопрон не то что виз, даже паспортов не проверяли (в отличие от дороги из Вены в Братиславу в свое время). Поезда тоже похожи, местами участок пути обслуживают австрийские поезда, местами - венгерские. Билеты проверяют, ни разу не ехали так, чтобы не прошел контролер.
Проездных у венгров практически нет (муж, который занимался планированием поездки, сформулировал это "я не встречал", поэтому так и формулирую - вдруг все-таки где-то есть), поэтому мы просто покупали каждое утро билет на дневной маршрут (можно купить и с вечера на следующий день).
Кассиры практически не говорят по-английски, поэтому рекомендую старую добрую шпаргалку, на которой нужно написать на местном (уточнить написание городов можно заранее при планировании поездки) ваши отрезки пути, на которые вы хотите билет (по умолчанию продадут билет 2 класса, поэтому если вам нужен первый, об этом нужно написать):
точка А - точка Б
точка Б точка С
точка С - точка А
Билеты
Табло - все как у людей
В некоторых более-менее крупных городах, кроме касс, есть информационная стойка, где худо-бедно говорят по-английски, там можно уточнить некоторые вопросы перемещения: к примеру, когда мы спросили у дамы за стойкой, какой нам билет приобрести по маршруту, написанному на бумажке (другими словами, мы пытались выяснить, есть ли в Венгрии правило про 6 ч и 200 км, как в Италии, когда по пути из точки А в точку С можно выходить во всех пунктах), она просто привела нас в кассу и сама объяснила кассиру, какие билеты нам выписывать. А по поводу "итальянского" правила ответила, что такого у них нет, билет покупается тупо от точки до точки. Карты они принимают. Билет выписывается на целый день, то есть вы можете ехать любым поездом этого же класса в течение этого дня. Для молодежи до 26 лет есть скидки на проезд. На обычном венгерском билете писать ничего не нужно.
Кроме того, приграничные кассы (Шопрон) могут продать вам не только билеты по Венгрии, но и земельный билет по Австрии, к примеру. Купить этот билет можно не в обычной кассе, а в международной, которая в Шопроне находится рядом с информационной стойкой. Помните, что на земельном австрийском билете нужно написать вашу фамилию и дату.
В поездах, которые идут до/от Австрии, стоят еще билетные автоматы.
По умолчанию поезда внутри выглядят вот так, как на фото ниже, но попадаются купе и по 6 мест, бывают вагоны, где деления на купе нет вообще, только мягкие сиденья (или даже жесткие, как в русской электричке).
Такой поезд видели один раз - он такой старинный, что мы подумали. что он еще в Австро-Венгрии поездил. Зато там сиденья раскладываются и можно соорудить себе ложе из 4х кресел.
Загон для колясок и велосипедов
Билеты продаются без указания мест и вагона, поэтому просто заходите в вагон своего класса и ищете свободное место. Многие кладут рядом с собой вещи, верхнюю одежду (хотя для нее есть специальные крючки), и едут в одиночку на двух или даже четырех сиденьях. Иногда бывает, что направление популярное, народу много едет, тогда достаточно спросить – место свободно? – и человек уберет вещи на багажную полку над сиденьями, а одежду повесит куда положено. Все это в норме вещей. Обратите внимание, есть ли бумажка с надписью "зарезервировано" над местом, обычно там указано, от какой станции до какой место будет занято.
Для надежности вы тоже можете забронировать себе место, о чем также можно сообщить кассирше, это будет стоить каких-то дополнительных денег, и вам вместе с билетами выдут листок бронирования с указанием вагона и мест. Отмечу, что мы места не бронировали и пару раз ехали, когда на перроне собралась угрожающего вида толпа – тем не менее, все расселись, никто стоя не ехал. На все «Евростары», билеты продаются только с бронированием.
Курить в поездах категорически нельзя. Туалеты присутствуют, причем весьма приличные, с водой, мылом, бумагой и бумажными полотенцами для рук.
В некоторых поездах двери сами не откроются, нужно подглядеть, как их открывают местные и самим пробовать.
Обратите внимание на русский язык в надписи:)
Пока все.
Буду рада любым дополнениям и вопросам:)