Антибы трудно назвать провинциальным уголком, поскольку ни один порядочный турист, отправляющийся на Лазурный берег, не минует этот небольшой солнечный городок на мысе Гаруп, расположенный между Ниццей и Каннами, и на его улицах и прилегающих пляжах в сезон всегда тесно и многолюдно. Но вот расположенная всего в десяти минутах езды на машине от его центра, на вершине поросшего соснами одноименного холма, церковь Нотр-Дам де ла Гаруп (Notre Dame de la Garoupe) мало посещаема любителями шумного морского отдыха.
О существовании этой церкви мы и сами узнали лишь из записей Пилота и Штурмана, которыми не раз руководствовались в своей автомобильной поездке по Провансу и югу Франции в 2009 году.
Церковь Нотр-Дам де ла Гаруп – небольшая и совершенно не впечатляющая снаружи. Выстроенная на скромные средства, без претензий на грандиозность, много раз за свою долгую историю перестраиваемая, она не поражает ни своей архитектурной отделкой, ни древними фресками или хранящимися в ней религиозными святынями. Однако изнутри церковь Нотр-Дам де ла Гаруп не похожа на обычные католические храмы. Она представляет собой что-то вроде музея, куда уже несколько веков моряки и жители прибрежных городов приносят свои дары (рисунки, картины, модели кораблей), обращаясь за помощью к Богоматери или выражая благодарность за свое спасение. Кроме того, это место еще интересно тем, что в нем хранятся предметы, вывезенные из Севастополя в Крымскую войну, в которой, как известно, основным противником России была Франция Наполеона III.
Вообще же, именно такие объекты всегда привлекают нас в поездках – скромные, уединенные, находящиеся в стороне от главных туристических троп, где под сводами еще витает свой древний genius loci, дух-покровитель этого места и посредник в его восприятии человеком.
Прежде чем войти внутрь церкви, стоит немного задержаться снаружи, отдохнуть от жары в тени высоких сосен с густыми кронами, выпить чашку кофе и осмотреться по сторонам. Что мне нравится в французах, это то, что они совершенно не заморачиваются условностями, и работающее кафе или стихийный пикник прямо у стен церкви тут совершенно никого не удивляет.
Войдя в церковь, несколько удивляешься ее несимметричной внутренней планировке. Базилика церкви разделена на два неравных нефа, посвященных Богоматери, которая выступает здесь сразу в двух разных образах – Нотр-Дам де ла Гард (Notre Dame de La Garde) и Нотр-Дам де Бон порт (Notre Dame de Bon Port). Забегая вперед, скажу, что снаружи к церкви пристроена небольшая часовенка Святой Елены, также издавна почитаемой в Антибах.
Главный, больший неф церковной базилики представляет собой самостоятельную капеллу Нотр-Дам де ла Гард (Chapelle Notre Dame de La Garde), названную в честь Богоматери – покровительницы Антиб.
Здесь находится иконостас с позолоченной статуей Богоматери с младенцем Христом на руках, и статуэтками святого Роха (St Roch) и святого Себастьяна (St Sébastien), которые также почитаются патронами Антиб. Должен сказать, что предусмотрительные французы-южане обзавелись заступниками на все случаи жизни – помимо женского коллектива из двух Богоматерей и Святой Елены, они заручились поддержкой сверхживучего святого мученика Себастьяна и святого Роха, защищающих от чумных эпидемий. Последний святой по-совместительству врачует от холеры и других болезней, а также охраняет от недугов домашний скот и собак.
По традиции, праздник Богоматери Нотр-Дам де ла Гард ежегодно отмечается 14 августа во всех церковных приходах Антиб.
В капелле Нотр-Дам де ла Гард хранятся трофейные церковные реликвии, привезенные французскими моряками из Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов. Слева от иконостаса находится Русско-византийская икона «Богоматерь с младенцем» XIV века, вынесенная из охваченной пожаром севастопольской церкви Бартоломео Обером - капитаном судна “Vautour”, команда которого участвовала в осаде и штурме городских бастионов.
[ Интересно, что еще более неожиданное пересечение с русской историей XIX столетия мы встретили в эту же поездку в Оверни, где на высокой скале в центре средневекового паломнического города Ле Пюи-ан-Веле (Le Puy-en-Velay) возвышается многометровая розовая розовая фигура Богоматери Notre-Dame de France, отлитая из металла 213 русских орудий, захваченных при штурме бастионов Севастополя ].
Вместе с иконой капитан прихватил с собой на родину две другие церковные реликвии – деревянный трилистниковый процессиональный крест с распятием и вышитую шелком плащаницу семьи Воронцовых, которые позже также передал в дар храму.
В середине прошлого века (1952-53 гг.) севастопольский крест подвинули, освободив место для “классического” латинского креста, по сторонам которого местный археолог, писатель и художник Жак Клерг (Jacques Henri Clergues) нарисовал две исторические сцены.
Левая часть панно изображает длинную процессию жителей Антиб, желающих поприветствовать и преподнести дары папе римскому Григорию XI, посетившему город в 1376 году. На правой части панно показано другое событие, отразившееся на облике храма, – герцог Рене Савойский дарует францисканским монахам-кордельерам разрешение и деньги на расширение церкви и строительство ее главного нефа в 1520 году.
Кстати, если я правильно понял французский текст, Жак Клерг изобразил на этом панно самого себя, стоящим на коленях перед папой, а в толпе приветствующих – свою жену. Клерг известен еще тем, что он является основателем археологического музея Антиб (1963) в расположенном неподалеку бастионе Сент-Андре.
На стене под арочными сводами, разделяющими главный и боковой неф, размещается статуя святой Елены – матери римского императора Константина I, с крестом в руке (как известно, именно деятельная Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме крест, на котором три столетия перед этим был распят Христос). Статуя была перенесена сюда, как пишется на сайте, для защиты от вандализма, со скромной внешней часовенки ее имени, примыкающей к церкви снаружи. Кстати, до XI века здесь, на вершине холма, находилась церковь Святой Елены, заложенная еще в V веке монахами Леринских островов.
Самая интересная часть церкви – капелла Нотр-Дам де Бон порт (Chapelle Notre Dame de Bon Port), которая находится в левом, меньшем нефе ее базилики. Это, к тому же, та самая старая часть церкви, построенная в 1003-1015 годах на месте старого храма Святой Елены.
Богоматерь Нотр-Дам де Бон порт с младенцем, держащая в правой руке модель парусного фрегата, является покровительницей моряков, чему соответствует и все оформление часовни, выполненное в 1948 году художником Эдвардом Колином (Edouard Collin). [ Эдвард Колин рисовал в очень своеобразной иронической иллюстрационной технике, репродукции его рисунков стоит посмотреть на сайте, посвященном его творчеству ].
Многовековая история поклонения Нотр-Дам де Бон порт ведет свой отсчет с 981 года, когда сотни местных жителей молились в часовне об избавлении от начавшейся эпидемии бубонной чумы. По преданию, их молитвы были услышаны и распространение болезни прекратилось. С тех пор каждый год в последний четверг, предшествующий первому июльскому воскресенью, статуя Богоматери проносится по улицам города – вниз с холма Гаруп по старой паломнической тропе – Крестному пути, минуя яхтенные пристани, к кафедральному собору Антиб. В соответствии с традицией, платформу с деревянной позолоченной статуей несут десять босых матросов, одетых в историческую морскую форму.
Как я уже говорил, капелла интересна в первую очередь множеством хранящихся в ней так называемых “ex-voto” (лат.: “исполнение обета”) – даров, оставленных в подтверждение принятого на себя обязательства за ожидаемую божью помощь – исцеление от болезней, возвращение с войны или дальнего плавания, защиту от стихии, а также в благодарность за спасение.
Часовня содержит почти триста ex-voto – рисунков, фотографий, картин, моделей, созданных, чаще всего, самими дарующими или же выполненных по их заказу.
В стенах церкви размещено также 250 мраморных плит с благодарственными текстами от имени отдельных людей и корабельных экипажей. А некоторые плиты содержат лишь лаконичное “Mersi” с краткими инициалами или же полностью анонимны.
Самый старый дар датируется 1506 годом. За прошедшие с тех пор столетия здесь собрана уникальная коллекция рисунков, картин и предметов. Поскольку жизнь Антиб тесно связана с морем, а Богоматерь Нотр-Дам де Бон покровительствует морякам, многие дары свидетельствуют о различных морских событиях – штормах, кораблекрушениях, морских битвах, нападениях неприятельских суден, корабельных бунтах, пожарах от попаданий молнии и других происшествиях и тяжелых испытаниях.
Под сводами церкви подвешено и установлено в витринах более тридцати больших моделей парусников, многие из которых выполнены очень детально. Рассматривая корабли и картины, порой забываешь, что находишься в храме, а не в морском музее.
Среди “экспонатов” этого церковного музея есть и довольно забавные, как например, эти глиняные фигурки моряков из Антиб.
А этот акварельный рисунок с дарственной надписью передал сюда бывший каторжник Жюль Бриан, бежавший из Тулонской колонии, покинувший Францию, укрывшись на парусном фрегате, и начавший новую жизнь на Антильских островах в 1813 году.
Хотя многие рисунки выполнены неумело, а часть даров представляет собой лишь краткие тексты или подписанные фотографии, вся коллекция создает здесь особую атмосферу, наверное благодаря незримому энергетическому полю, передающемся через предметы, в которые их дарители вложили свою надежду, веру и благодарность.
Еще одно наблюдение – до начала прошлого столетия французы относились к церковным подношениям с большим трепетом, оставляя здесь старательно выполненные своими руками рисунки и поделки. Более поздние дарители ограничивались обычными фото с посвящением.
* * *
После полумрака церкви, глаза слепит яркий солнечный свет, заливающий бесконечный простор Лазурного побережья, раскинувшегося вокруг холма. Даже под низкими сводами часовни, пристроенной снаружи к церкви, чувствуется тяжелая полуденная духота, и выходить на палящее солнце из относительной прохлады тени совсем хочется.
Но если все же набраться решимости и прогуляться вокруг церкви и прилегающих к ней строений, то можно подойти поближе к маяку, построенному на вершине холма в 1837 году. Это - один из самых мощных маяков на всем южном побережьи Франции, его огонь виден кораблям с расстояния 60-80 километров, и говорят, что в отдельные ночи он заметен даже с берегов Корсики. Первоначально источником света маяка служило растительное масло, затем оно было заменено на нефть, пока в 1997 году маяк не был электрифицирован в 1933 году, и полностью автоматизирован в 1997 году.
С дорожки, ведущей к маяку открывается грандиозный вид на окрестности мыса Гаруп. Прямо у подножия – Антибы, с его старым городом, пляжами и пристанями. На западе – Канны. На востоке – потрясающий вид на отели Вильнёв-Лубе (Villeneuve-Loubet), аэропорт Ниццы и ее пригород Вильфранш-сюр-Мер, размытые маревом далекие берега Италии и величественные горные вершины Альп.
* * *
В эту поездку по Франции мы целыми днями страдали от обычного в этих южных краях июльского пекла. Температура устойчиво держалась на уровне 33-35 градусов, совершенно не вдохновляя на пешие прогулки в удалении от хоть немного спасающего от перегрева моря (или кондиционированного номера или салона автомобиля . Но после захода солнца, с вечерней прохладой уже стало возможно дышать, и мы предприняли еще одно восхождение на холм, чтобы полюбоваться ночной иллюминацией города и залива.
В этот час здесь оказалось, на удивление, более многолюдно, чем днем. Видимо, не одни мы поняли всю прелесть вечерней прогулки. На площадке под соснами, рядом с церковью, были расставлены столы, накрытые белыми скатертями, играла тихая музыка, кучковался народ с бокалами вина. Мы так и не поняли причину этого мероприятия, но как всегда у французов, все это выглядело весьма элегантно, не очень шумно и совсем ненавязчиво для окружающих.
Сначала мы немного расстроились, что не можем побыть здесь сами, любуясь огнями Антиб в ночной тишине. Но, как ни странно, фоновая музыка, смех, негромкие голоса создавали живой фон, только усиливающий впечатление от моря огней побережья Лазурного берега, расстилающихся у подножия холма. Мы пожалели, что не можем присоединиться к вечернему пикнику. Ночная прохлада, трели цикад, шум сосен над головой, очертания погруженной в темноту церкви Нотр-Дам де ла Гаруп и бокал хорошего вина в приятной беседе – что может быть лучше такого окончания насыщенного яркими впечатлениями летнего дня! Впрочем, и без вина нам эта вечерняя сцена запомнилась надолго, закрепив в памяти впечатление от этого места, – одного из нескольких самых интересных открытий нашей поездки по Оверни, Провансу и южному побережью Франции.
Карта и координаты
43°33'49.68"N, 7° 7'55.52"E,
Notre Dame de la Garoupe / Notre Dame de Bon Port,
635 Route du Phare, 06600 Antibes, France
Другие рассказы из этой же поездки
Франция 2009. Подготовка к поездке
Франция, Эльзас, Мюлуз
Франция, Мюлуз. Автомузей. История
Франция, Мюлуз. Автомузей. Часть 1
Франция, Мюлуз. Автомузей. Часть 2
Франция, Мюлуз. Автомузей. Часть 3
Франция, Мюлуз, Автомузей. Часть 4
Франция, Мюлуз. Автомузей. Часть 5
Эльзасские зайцы и плюшевые аисты
Отредактировано shaf (2011-04-08 00:10:30)