Италия: Лацио и Умбрия, июль 2007. Начало
Итальянская цепь впечатлений - Остия Антика и Лидо ди Остия
Укрощение велосипеда, часть 1 - Умбрия
Итальянская цепь впечатлений - Тиволи
Альбано Лациале, Кастель Гандольфо, Марино Лациале, Фраскати (ФОТО!)
Браччиано (Браччано) и Витербо (ФОТО!!)
Чивитавеккья и Гросето (46 фото!!)
Умбрия: Терни, Нарни, Коллешиполи, водопад Марморе (75 ФОТО!!)
Умбрия: Фолиньо и Спелло
Риети и Лаквила
Зачем ехать
Чтобы увидеть город на горе из туфа, которая, по прогнозам геологов, вот-вот должна обвалиться (и на что местным жителям плевать уже несколько веков с той самой туфовой горы). Главные достопримечательности города - собор, который строился 3 столетия и не уступает сиенскому Дуомо ни в богатстве резьбы по камню, ни в задумке, а также крепость, спроектированная Сангалло. Старинные дома и церкви, и развешанное тут и там белье – в ассортименте.
Рейтинг: 5 из 5.
Как добраться
Поездом от Терни. Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на http://www.trenitalia.com/en/index.html
О железных дорогах Италии и проездных по Лацио - Железные дороги Италии
Через дорогу от станции находится фуникулер, который поднимает всех желающих наверх, к крепости за 2 минуты каждые 15 минут(если фуникулер не работает, то ко времени прихода поезда ко входу в фуникулер приходит автобус, который везет всех желающих наверх, конечная автобусная остановка расположена рядом с верхней станцией фуникулера). От площади перед крепостью до Дуомо – по указателям около 5 минут. Турбюро расположено в старинном здании напротив входа в Дуомо.
История
В незапамятные времена часть территории нынешней Умбрии занимала Этрурия, государство, позже стертое с лица земли римлянами. Главным и самым мощным из 12 городов, составлявших этрусскую конфедерацию, была Старая Волсиния (Volsinii Veteres), как его называли римляне, этрусское же название звучит как Velzna/ Velusna.
Город лежал на важной римской дороге Via Clodia, между поселениями Clusium (Chiusi) и Forum Cassii (Vetralla), и был религиозным центром, куда ежегодно стекались люди на поклонение языческим святыням. В ученых кругах до сих пор ведутся ожесточенные споры, где именно был расположен этот город, но самым вероятным кандидатом на это почетное звание является Орвието (современное название города, вероятно, происходит от латинского «urbs vetus», в переводе с латинского - «древний город», позднее трансформировавшийся в «Орвието»).
Жили в старой Волсинии, вероятнее всего, не только этруски – в одном из некрополей в окрестностях обнаружены захоронения, где имена имеют этрусско-латинское происхождение, а фамилии – кельтское. По все тем же некрополям, в обилии разбросанным по всей округе, исследователи делают выводы, что уже в VIII- VI вв. до н.э. поселение на туфовой горе было очень развитым, население его постоянно увеличивалось, и что правила им олигархия – несколько наиболее богатых и влиятельных семей.
Между VI и IV вв. до н.э. город достиг пика своего величия, став не только коммерческим, но и художественным центром, примерно тогда же на горе были заложены самые первые укрепления. Правда, укрепления не спасли жителей Волсинии, когда сюда пришли римские легионы (392 г. до н.э.), жестоко отомстившие за опустошительные набеги на свою территорию – 8 тысяч жителей были взяты в плен, а остальные откупились от римлян, вернув им всю добычу, взятую в набегах, и обязавшись содержать всю немаленькую римскую армию в течение целого года. За это римляне обещали не разрушать город до основания и не воевать в течение 20 лет. Об этом и последующих событиях нам рассказывает Тит Ливий.
Следующее столкновение римлян с этрусками из Волсинии произошло в 310 г. до н.э., когда союз этрусских городов (кроме осторожного Arretium-а, нынешнего тосканского Ареццо) принял участие в осаде города Sutrium (нынешнего Сутри), союзника Рима. В том же году этруски были наголову разбиты в первой битве у озера Вадимо, а три года спустя (308 г до н.э.) римский консул Публий Деций Мур (Publio Decio Mure) захватил несколько крепостей в окрестностях Волсинии В 295 г. до н.э. Люций Постимий Мегелло (Lucio Postumio Megello) снова вторгся во владения Волсинии, разграбив все поселения на многие мили окрест. Союз трех этрусских поселений - Volsinii (Орвието), Arretium (Ареццо) и Perusia (современной Перуджи) снова купил мир на 40 лет ценой непомерной контрибуции.
Этруски, однако, первыми нарушили перемирие всего через 14 лет, снова подняв оружие против Рима. Римляне отбили и это нападение, залив этрусские земли кровью и окончательно покорив Волсинию в 280 г. до н.э. Плиний, ссылаясь на греческого историка Метродоруса из города Скепсиса, пересказывает легенду о том, что войну римляне затеяли ради 2 тысяч прекрасных статуй, которыми был украшен этрусский город. Несмотря на явную неправдоподобность этой истории, мы можем сделать вывод, что город действительно процветал и своим богатством был известен далеко за пределами Апеннинского полуострова. Косвенно эту историю подтверждает и Валерий Максимус, который пишет, что именно роскошь и нега стали причиной крушения Волсинии и захвата власти в ней бывшими рабами.
А произошло все следующим образом: около 280 г. до н.э. (вероятно, после поражения от римлян, когда в городе установили порядки по римскому образцу, или же у этрусков, живущих бок о бок с римяонами, правила в отношении рабов были теми же самыми) в армию Волсинии стали допускать вольноотпущенников (что было небывало по тем временам, ибо бывшие рабы никогда не уравнивались в правах с гражданами, а в армии служили только свободные от рождения люди). Постепенно они стали мощным плебейским классом, и следующей уступкой им стал допуск бывших рабов в члены Сената и на прочие важные общественные посты. Затем они используют сенатское большинство, чтобы принимать нужные законы, в том числе закон, освобождающий остальных рабов и дающий им привилегии, которыми обладали только этруски (к примеру, право на браки между родственниками (!), право наследования имущества и т.п.). Когда же окончательно захватившие власть бывшие рабы стали принимать законы, ограничивающие в правах патрициев, те тайком отправили в Рим посольство с просьбой о военной помощи (265 г. до н.э.). Послы, вернувшиеся в город, были казнены за измену, но поставленную перед ними задачу они выполнили – римские легионы осадили Волсинию. Через год осады голодающий город сдался, лидеры плебейской партии были показательно казнены, остальные приняли участие в боях гладиаторов в Риме в 264 г. до н.э. (и вовсе не в качестве зрителей).
Разрушив Волсинию до основания, римляне основали на берегу озера Больсена (Lago di Bolsena) новый город с таким же названием (Volsinii Novi, сейчас это город Больсена), куда переселили всех жителей из старой Волсинии, уничтожив саму память о ней.
Единственным напоминанием об этрусской столице может служить лишь название горной цепи в северном Лацио - Monti Volsini. Впрочем, римляне обычно так и поступали со своими главными врагами – вспомним хотя бы историю Альба Лонги (см. историю Альбано Лациале и Кастель Гандольфо). Новый город, к тому же, был нарочно основан в таком месте, чтобы там нельзя было возвести мощных укреплений. Все богатства Волсинии перекочевали в сокровищницы Рима.
Тем не менее, этруски все еще были выше на голову, чем покорившие их полуварварские римляне, что не раз отмечали римские историки, жившие много позже описываемых ими событий и приписывавшие это покровительству старых этрусских богов. К примеру, здесь родился Луций Элий Сеян, фаворит императора Тиберия и его министр финансов (Ювенал утверждал, что министру покровительствует этрусская богиня Норсия, очень почитаемая в старой Волсинии).
Плиний пишет, что Волсиния была местом разных сверхъестественных явлений – к примеру, некое чудовище, разорявшее окрестные земли, было поражено молнией, призванной местным правителем Порсенной. Даже изобретение ручной мельницы для помола зерна считалось произошедшим не без помощи богов.
Уже в I в. до н.э. на месте старой Волсинии снова поселились люди, но это поселение уже никогда не угрожало Риму, не имело в Римской империи никакого политического или экономического значения, и вскоре полностью ассимилировалось в римскую культуру. На руинах этрусских храмов выросли римские, которые потом стали христианскими церквями, на месте древнего этрусского суда построили римский форум и базилику, сейчас на этом месте - Piazza del Comune и церковь Сант-Андреа. От римлян, правда, осталось так же мало, как и от этрусков – варварские племена уничтожали все на своем пути, а в раннем средневековье активно возводили новые здания, разбирая на стройматериалы римские постройки.
После падения Западной Римской империи эти земли, как я уже сказала выше, были захвачены лангобардами, однако в VI в. часть бывших римских провинций отбили византийские войска. В хрониках того времени город в центре этих земель именуется как Orvieto Ourbìbentos. Византийский историк описывает Орвието так: «Природа сама позаботилась о безопасности города - скалы формируют вокруг поселения стены, вверх ведет единственная дорога, так что жителям не нужно бояться штурма врагов. Позже, когда в этой части Италии было образовано герцогство Сполето (Ducato di Spoleto), Орвието стал его частью.
История принадлежности Орвието Папскому государству имеет глубоко уходящие в ранее средневековье корни. Первым, кто подарил Папе земли вокруг Орвието в 755 г., был король франков Пипин, который таким нехитрым образом снимал с себя головную боль от лангобардов и византийцев, тоже предъявлявших свои претензии. В 774 г. Карломан не подтверждает права церкви на земли, которые тогда называются Tuscia Longobardorum, и возвращает их себе. В 817 г. Людовик возвращает Орвието Папе, и права Папского государства на эту территорию подтверждают Оттон I Великий в 962 г. и король Франции Генрих I в 1031 г.
Оттон I Великий
В X столетии Орвието становится свободной коммуной, которой управляют городские консулы. Несмотря на то, что город формально не был частью земель Ватикана, все же контролировался он Папой через местного епископа – консулы давали епископу вассальную присягу. Папа Бенедикт VII посещает город вместе со своим племянником, Филиппо Алберичи, которому суждено было стать городским консулом в 1016 г. В XII в. Орвието в союзе с могущественной Флоренцией ведет победоносные войны с Сиеной, Витербо, Перуджей и Тоди, расширяя границы своих земель. В конце XIII в. Орвието является богатым и крупным городом (30 тыс. жителей) на дороге между Римом и Флоренцией, его статус города-государства под властью Папы подвержден папской буллой (1157), а с 1201 г. городом управляют подесты, занимающиеся и городским ополчением. В апогее своего богатства горожане схлестнулись сначала между собой - в гражданской войне между гвельфами и гибеллинами, а затем объединились в выступлениях против Папы – дело дошло даже до интердикта (отлучения города от церкви).
В «Божественной комедии» Данте есть следующие строки:
Vieni a veder Montecchi e Cappelletti,
Monaldi e Filippeschi, uom sanza cura:
color già tristi, e questi con sospetti!
("Приди, беспечный, кинуть только взгляд:
Мональди, Филиппески, Каппеллетти,
Монтекки,- те в слезах, а те дрожат!")
(Dante Alighieri, La Divina Commedia, Purgatorio, Canto VI)
Кто такие Монтекки и Каппуллетти, ясно и без исторических изысканий. А вот кто такие Мональди и Филиппески? Это все те же враждующие политические дворянские группировки (гвельфы и гибеллины), только жившие в Орвието. А началось все в XII в., когда были убиты Генрих VI, император Священной Римской империи, и его брат, Филипп, и в Германии началась война за трон. Через некоторое время Папа Иннокентий III недальновидно провозгласил императорами двух представителей враждующих семейств Вельфен и Гогенштауфенов – Оттона IV и Фридриха II. Те представители знати, кто поддерживал Оттона, стали именоваться гвельфами, Фридриха – гибеллинами. Гвельфы стали партией, поддерживающей папство, противостоя власти императоров Священной Римской империи в Италии, гибеллины поддерживали императоров. Позднее гвельфы становятся всеитальянским движением, когда ряд княжеств и городов-республик наперегонки требует для себя прав и свобод. Орвието был городом, где жили и гвельфы и гибеллины, однако городское правительство обращается к римлянам с просьбой помирить их с Папой. Для этой почетной миссии выбирают юного Пьетро де Паренци (Pietro de' Parenzi), из хорошей римской семьи, но в результате гибеллинского заговора Пьетро погибает 21 мая 1199 г. (Лука Синьорели изображает сцену убийства в Капелле Нуова в Дуомо). Гибеллины, замешанные в заговоре, поспешно скрываются в Витербо. После полутора веков сражений и заговоров, наконец, побеждают гвельфы в 1313 г., и все движимое имущество гибеллинов переходит в городскую казну, недвижимость же (целый городской квартал!) разрушают. В течение вековой вражды между противоборствующими группировками в Орвието самыми непримиримыми врагами были знатные семьи гвельфов Мональди и гибеллинов Филиппески – о них и пишет Данте. История умалчивает, почему именно им суждено было стать увековеченными в бессмертном творении флорентийца, но, может быть, будучи изгнанным из родной Флоренции, он ехал через Орвието и видел их собственными глазами?
Неплохая статья (немного художественная, но это ее не портит) о вражде гвельфов и гибеллинов:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6150/
Вскоре семья Мональди делится на противоборствующие течения, которые враждуют между собой не менее ожесточенно, чем прежде – с внешними врагами. Чтобы навести здесь порядок, Папа Урбан IV даже прожил в Орвието около трех лет - в 1262-1264 гг. В 1281 г. Папа Иннокентий III с кафедры церкви Сант-Андреа провозгласил четвертый крестовый поход. В этой же церкви, чуть позже, в присутствии Карла I Анжуйского, был объявлен Папой Мартин IV. Новый Папа обосновался в Орвието, наводнив город французами, спровоцировав в Орвието восстание, а затем – и новую волну войн между феодалами, длившуюся до прихода сюда испанцев. Правда, это не помешало в 1290 г. начать строительство Дуомо, и канонизировать в 1297 г., в церкви Сан-Франческо, Людовика, короля Франции. Некоторое время в Орвието жил и читал лекции Фома Аквинский.
Из штудий Орвието через некоторое время вырос небольшой университет (сейчас это часть университета Перуджи).
В 1348 г. город, как и всю Европу, подкосила эпидемия чумы. В 1354 г. (согласно другим источникам – десятью годами позже) город был завоеван кардиналом Алборнозом. Обратите внимание на средневековую гравюру выше, изображающую Орвието – город щетинится башнями, которые строили себе враждующие семьи – ведь так удобно поливать друг друга кипятком или перестреливаться, а затем укрываться за крепкими стенами. Подобно Козимо Медичи во Флоренции, кардинал запрещает строительство новых башен и повелевает снести все старые – чтобы неповадно было воевать между собой, а только во имя Папы Римского. После его правления Орвието был поделен на четыре синьории, каждая из которых подчинялась своему феодалу (кардинал четко знал и претворял в жизнь принцип «разделяй и властвуй»). Примерно к концу XIV в. Орвието полностью занимает туфовую гору, на которой стоит (в древности люди населяли только ее западную часть), и рисунок улиц остался неизменным именно с того времени.
Далее городом правят иноземцы: римлянин Ринальдо Орсини (1378-90), Бьордо Микелотти (1395-98), Джованни Томачелло (1398-1404). Во время папского раскола в 1380 г. (Урбан VI был избран Папой в Риме, а Клемент VII – в Авиньоне) Берардо Мональдески во главе наемников-бретонцев уничтожает в городе сторонников Папы Урбана (около 3 тыс. человек) и сжигает 2 тысячи домов. Папа Урбан обиды не простил и через 7 лет приказывает разрушить в городе мосты, дороги, мельницы и акведук. Но вся прелесть и сложность средневековых отношений Пап и европейских государств была в том, что Папы долго не жили – и уже через 4 года новый Папа, Бонифаций IX, заключает с Орвието мир. В 1450 г., после убийства одного из членов семьи Мональдески, Орвието окончательно становится частью Ватикана, и теряет какое-либо политическое значение. Жители города разрушают замки Rocca Berulla и Rocca Ripesena, принадлежащие противоборствующим ветвям семьи Мональди, окончательный же мир наступает после свадьбы (1465) между Пьетро Антонио Мональди и Джованной Джентиле Мональди, который освятил сам Папа Римский Паоло II. После волнений и резни средневековья история Орвието под властью Пап течет довольно спокойно, единственным памятным эпизодом считается приход сюда армии Карла VIII, короля Франции (1494), когда жители города проявили мужество, отказав королю в помощи и продовольствии.
После разграбления Рима войсками Карла V (1527) в Орвието укрывается Папа Климент VII. На случай осады города на территории крепости пробивается артезианская скважина – чтобы обеспечить город водой.
XVII и XVIII вв. стали для города периодами спокойного существования. В годы наполеоновских войн Орвието остался в стороне, а спустя полвека (1860) Орвието присоединился к Итальянскому королевству. Железнодорожная станция на линии Флоренция - Рим была торжественно открыта в октябре 1865 г. и была связана с участком Орте - Рим только в 1874 г.
продолжение следует...
Отредактировано talusha (2009-10-02 17:47:20)