Италия: Лацио и Умбрия, июль 2007. Начало
Итальянская цепь впечатлений - Остия Антика и Лидо ди Остия
Укрощение велосипеда, часть 1 - Умбрия
Итальянская цепь впечатлений - Тиволи
Альбано Лациале (Albano Laziale), Лацио
Зачем ехать
Альбано Лациале может похвастаться богатой историей – назван он в честь великого соперника Рима, города Альба Лонги, стертого с лица земли римлянами. До нашего времени сохранились остатки римского амфитеатра, несколько интересных монастырей и церквей, а также гробницы Помпея, Горациев и Куриациев и впечатляющие катакомбы.
Удобно совместить этот и следующий городки (Марино Лациале) с посещением Кастель-Гандольфо, папской резиденции – расположены они по одной линии железной дороги и практически на соседних станциях. Если осталось время и силы, можно по этой линии поездов доехать до Чампино (небольшой городок, основной достопримечательностью которого является собор), и оттуда пересесть на ветку, откуда поезда идут до Фраскати. Из Фраскати можно вернуться напрямую в Рим.
Рейтинг: 4 из 5
Как добраться
Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на
http://www.trenitalia.com/en/index.html
О железных дорогах Италии и проездных по Лацио
Железные дороги Италии
Кроме поезда, от Рима сюда можно добраться автобусом COTRAL, который уходит от вокзала Термини.
Турбюро расположено в здании слева от Музео Коммунале, что на виале Рисорджименто.
История
Люди поселились здесь еще в период палеолита, регулярное же поселение на берегу вулканического озера Альбано (Lago di Albano) появилось около 4 тыс. лет назад. Поблизости был расположен великий город Альба Лонга (Alba Longa), столица латинян и прародитель Рима (по легенде, именно в Альба Лонге родились Ромул и Рем). До начала новой эры область управлялась королями Альба Лонги, и Рим тогда был маленькой деревушкой в Италийском союзе. Но за 100 лет Рим окреп и вызвал столицу на поединок – кто кого. Показательно, что ни один из городов Италийского союза не пришел на помощь Альба Лонге и Рим победил. В 7 в. до н. э. Альба Лонгу сровняли с землей и до XVI века место, где она стояла, указывали лишь предположительно.
Место, где примерно стояла Альба Лонга, считалось священным (там оставалось почитаемое святилище Юпитера) и селиться здесь запрещалось под страхом смертной казни долгие века, пока, наконец, память о прежней столице не стерлась. Когда римляне провели к Альбанским горам Аппиеву дорогу, здесь стали активно строиться сенаторы, патриции и богатые торговцы. Самой роскошной виллой считалась вилла Помпея (Albanum Pompeii), остатки которой сохранились. Позднее на вилле поселился император Август, и резиденция повидала и Тиберия, и Калигулу, и Нерона.
Город здесь возник не сразу, а как бы исподволь – сначала вокруг церквей и монастырей возникали деревни, которые затем и образовали городок. Территория слишком близко находилась к Риму, чтобы не быть частой жертвой вторжений и войн, посему как только город окреп, горожане обнесли его крепостной стеной. В 774 г. Карл Великий подарил сии земли Папе Римскому, тот, в свою очередь, передал в 946 г. местность знатному роду Савелли, немедля построившей на холме близ города замок, а в центре города – дворец, чтобы всем сразу стало ясно, кто в доме хозяин.
Семейство Савелли владело Альбано Лациале до 1697 г., в последние годы их правления в городе было возведено много барочных особняков, а сам город был перестроен и расширен. Когда все имущество принцев Савелли было куплено Папой, земли отошли к Папской области и находились в ней до провозглашения Независимости Италии.
Город
Маршрут по городу: станция - ступеньки – piazza Gramsci – Corso Matteotti – piazza San Pietro – via de Gasperi – piazza Duomo – via de Gasperi – via Cavour – viale Risorgemento – borgo Garibaldi – via della Stella - borgo Garibaldi - via Cavour – via San Francesco di Assisi – via castro Pretorio – via San Francesco di Assisi – via Anfiteatro Romano – piazza San Paolo – via Aurellio Saffi – corso Matteotti – piazza Gramsci – ступеньки - станция
От станции мы поднялись по ступенькам на piazza Gramsci, в юго-западном углу которой расположены остатки римских терм. Это, между прочим, тоже термы Каракаллы, построенные императором, дабы задобрить легионеров после смерти своего брата Геты (убитого Каракаллой). В период функционирования термы были двухэтажными, украшены мрамором, мозаиками и большими арочными окнами. В Средние века помещения терм использовались как крепость, затем часть терм растащили на постройки, а в оставшейся части разместились жители города.
По центральной улице Corso Matteotti (которая за пределами города превращается в Аппиеву дорогу) мы совершили пробежку влево (если вы хотите сперва получить карту в турбюро, то вам вправо по этой же улице, по левой стороне), где по левой стороне стоит церковь Святого Петра (Chiesa di San Pietro). Церковь возвели на месте большого зала римских терм (да-да, они такие большие, что тянутся до этой церкви) по приказу императора Ормисды (514-523). Разумеется, храм неоднократно перестроили, но внутри она все так же аутентична: алтарь явно построен из мрамора терм, некоторые колонны тоже, похоже, из того же источника, стоит посмотреть на деревянный потолок и балки, запрестольный образ, изображающий Святого Петра, принимающего ключи от рая (XVI), несколько старинных гобеленов и остатки фресок. Фрески, кстати, явно византийского происхождения и датированы XIII-XIV вв. Вход обрамляют два куска мрамора – тоже явно из терм. Несмотря на романскую колокольню (XII) сбоку, эта суровая церковь больше всего напоминает крепость. В 1440 г. храм стал собственностью семьи Савелли и в здешней часовне была построена фамильная усыпальница (не сохранилась). Кроме представителей семьи Савелли, в церкви погребено немало благородных жителей города.
Буквально через дорогу расположен тот самый дворец семьи Савелли,
по той же стороне улицы чуть поодаль – Дуомо. Как водится в здешних местах, собор (1772, фасад работы Карло Буратти) построен на руинах античной базилики времен императора Константина, и в крипте под алтарем хранятся ионические капители колонн, а в неоклассическом интерьере странно смотрятся саркофаги и колонны, равно как и византийские мозаичные изображения святых. С каждой стороны собора имеется по шесть часовен, украшенных картинами XVIII в. Собор посвящен святым Иоанну Крестителю и Панкрасу (оба они – покровители Альбано).
Если продолжить путь по Corso Matteotti от Дуомо, то через дорогу в парке вы увидите ту самую виллу Помпея. Соправитель Цезаря построил ее между 61 и 58 гг. до н.э. на деньги от войн против царя Митридата (Mithridates). После гибели Помпея вилла перешла к его сыну Секстусу, а затем стала собственностью Августа и императорской резиденцией. Раскопки здесь начались в 1700е годы, с тех пор все еще ведутся. Самые известные находки местных археологических раскопок, как водится, находятся в известных музеях: мраморный алтарь с изображением подвигов Геракла хранится в Капитолийском музее Рима, два кентавра и бородатый Вакх – в музее Дориа Памфили в Риме. Внушительные руины простираются на площади 9 гектаров (340 м в длину и 260 м в ширину), и первый этаж неплохо сохранился. Когда-то главное здание виллы было украшено статуями, терракотой, мрамором и мозаиками, окружали виллу сады с фонтанами.
В конце улицы Corso Matteotti, за виллой Помпея, расположена гробница, отмеченная на карте как Sepolcro – и в скобочках – «Помпей». Погребен же там вовсе не Помпей (считается, что его останки хранятся в Египте), а Асканий, легендарный основатель Альба Лонги.
По Corso Matteotti мы возвращаемся к Дуомо, откуда движемся по следующему маршруту: via de Gasperi – via Cavour – viale Risorgemento – borgo Garibaldi – via della Stella - borgo Garibaldi - via Cavour
На улице Via A. de Gasperi рядом с собором стоит интересный Епископальный дворец (Palazzo della Curia Vescovile), построенный в 1725 г. кардиналом Николой Леркари, секретарем Папы Римского Бенедикта XIII. В глубине площади piazza della Rotonda прячется Chiesa di Santa Maria della Rotonda, построенная (1060) на руинах римской виллы Домициана и очень напоминающая Пантеон в Риме. Колокольня тоже навеяна средневековыми римскими церквями. Храм перестраивали несколько раз, но после реставрации 1938 г. ей вернули прежний облик. Внутри – впечатляющее византийское изображение Мадонны с младенцем, восстановленное в XV в. и остатки фресок XIV в. - справа от алтаря.
На той же via de Gasperi имеются остатки крепостной стены - Порта Преториа (Porta Pretoria). Эти тройные арочные двухэтажные ворота 36 м шириной и 14 высотой все еще впечатляют! К сожалению, от украшавших их некогда со стороны Аппиевой дороги статуй и резных карнизов почти ничего не осталось, равно как и от двух прямоугольных башен по бокам. Стена в эпоху римской империи окружала военный лагерь Второго легиона, построенный по приказу императора Септимиуса Севера (помните арку его имени на римском форуме?) в 202 г. н.э. Здесь стояло лагерем около 6 тыс. легионеров, вокруг лагеря по всей военной науке того времени и возвели массивные стены, образующие прямоугольник со сторонами 435х232 м. По четырем углам были построены круглые, по двум длинным сторонам – две прямоугольные сторожевые башни. Остатки стен все еще видны на городских улицах.
Далее мы идем по via Cavour и viale Risorgemento, где берем в турбюро близ Музео Коммунале карту и смотрим небольшую, но тоже построенную на римских руинах церковь Cuore Immacolato della Vergine Maria, а через дорогу – парочку вилл – палаццо Корсини и виллу Веноса.
По borgo Garibaldi и южнее – по via della Stella мы достигаем усыпальницы Горациев и Куриациев. Гробница всего лишь предположительно принадлежит легендарным личностям (времен борьбы Альба Лонги и Рима), но от этого не менее уникальна – погребальные урны очень напоминают этрусские в Вольтере. Сама гробница представляет собой квадратное строение из больших каменных блоков, построенное, как показали раскопки, в I в. до н.э., поэтому вряд ли оно принадлежит Горациям и Куриациям. Археологи считают, что здесь погребены члены античной семьи Arruntia, которым принадлежали окрестные земли.
Еще дальше по via della Stella стоит Chiesa di S. Maria della Stella, построенная, вероятно, на месте раннехристанской церкви, посвященной Святому Сенатору (St. Senator). Существующее здание было начато в середине XVI в. и продолжалось до 1687 г., только после того, как коммуна Альбано внесла деньги, которых не хватало для строительства. Внутри церковь оформлена в стиле барокко 1700х и украшена многоцветным мрамором. Алтарная роспись изображает Мадонну с младенцем, одежда Богоматери украшена звездой, давшей имя церкви (della Stella). На одной из стен имеется герб принцев Савелли, долгое время владевших Альбано и окрестными землями. В церкви похоронена королева обеих Сицилий, Мария Терезия, а за церковью расположено городское кладбище.
За церковью имеются катакомбы Санта-Сенаторе, которые считаются не менее важными и большими, нежели катакомбы на Аппиевой дороге в окрестностях Рима. Когда-то здесь был карьер, где добывали вулканический туф для построек, затем место стало использоваться для раннехристанских погребений (III-IV вв. н.э.), в том числе мучеников и святых. Если не побоитесь спуститься вниз, то увидите настенные росписи IV-XII вв., в т.ч. изображающие Святого Сенатора, в честь которого и названы катакомбы.
Вернувшись по via della Stella, через borgo Garibaldi на via Cavour, далее мы следуем по идущей на северо-восток via San Francesco di Assisi. Справа (на via Castro Pretorio) прячутся ворота Porta Orientale – еще одни уцелевшие части городской стены. А по левой стороне улицы Франциска Ассизского – еще один памятник римской эпохи – огромная Цистерна IV века. Помните Цистерну в Стамбуле? Вот здесь что-то подобное, резервуар для питьевой воды, который обеспечивал весь военный лагерь живительной влагой. Часть резервуара выдолблена прямо в скале, часть доложена каменной кладкой, в итоге получился прямоугольник примерно 48х30 метров. Наполнялась Цистерна через специальный водопровод, идущий от озера Альбано, и самое удивительное, что по прошествии 2 тысяч лет эта система пребывает в рабочем состоянии. Самое обидное, что там велись какие-то работы, и мы тупо поцеловали ворота. Не угомонились – обежали весь район по периметру – может хоть где-то вход или лаз какой есть? Нет, не повезло.
Via San Francesco di Assisi заканчивается подъемом на холм, где высится капуцинерский монастырь (Convento dei Cappuccini, 1619). Монастырская церковь очень простая, но очень изящная, и, судя по количеству народа – еще и довольно почитаемая. Запрестольный образ работы Жеральдо деле Нотти (Gherardo delle Notti, 1618) изображает принцессу Фламинию Колонну Гонзагу (из могущественного римского рода Колонна, ведущего родословную от римских патрициев), обращенную лицом к Мадонне с младенцем. На заднем фоне виднеется монастырь Palazzola, расположенный в окрестностях Альбано, одно из предполагаемых мест, где стояла Альба Лонга… В правой от алтаря часовне обратите внимание на скульптурную композицию, изображающую Рождество Христово, работы учеников великого Бернини (1633).
У подножия лестницы, по которой мы поднимались к монастырю, видны руины овального римского амфитеатра (Anfiteatro Romano), довольно неплохо сохранившегося. Построен он был в III в. н.э., и, как и Цистерна, частично выдолблен в скальной породе, а частично выложен из камня. По замыслу строителей, амфитеатр имел высоту 22 метра, а те жалкие огрызки, что мы увидели, благородно были оставлены потомкам средневековыми жителями Альбано, бойко разобравшими постройку на стройматериалы. В позднее Средневековье часть амфитеатра использовалась как христианское кладбище. Гулять внизу нельзя, можно только смотреть сверху.
Обогнув амфитеатр, мы вышли по via Anfiteatro Romano к piazza San Paolo, где немедленно приступили к осмотру монастыря и церкви Святого Павла (Chiesa di San Paolo). Женский монастырь был основан и построен на средства кардинала Джакомо Савелли (который позднее стал Папой Римский Гонорием IV) в 1710 г., по случаю посещения Альбано тогдашним Папой, Клементом XI. Церковь и монастырские помещения украшал своими работами мастер ван Виттель (G. van Wittel), и теперь эти полотна хранятся в палаццо Питти во Флоренции. В 1769 г другой кардинал, из не менее славного рода Колонна, Марко Антонио, перестраивает монастырь в стиле барокко. Фасад церкви сейчас имеет неоклассический облик. Живопись алтарей внутри церкви датирована XVII-XVIII вв., а картина над главным престолом выполнена учеником Пьетро Кортоны. Свод расписывал местный мастер Gagliardi в конце XIX в. В одной из часовен похоронен Святой Гаспар дель Буфало (St. Caspar del Bufalo), основатель миссионерского ордена Крови Христовой (правда, википедия утверждает, что тело хранится в римской церкви Santa Maria in Trivio).
Обратный путь: piazza San Paolo – via Aurellio Saffi – corso Matteotti – piazza Gramsci – ступеньки – станция. При наличии сил, времени и желания можно посетить руины античной виллы (Roman villa at Cavallacci) на юге города (от станции по via Giuseppe Verdi, по левой стороне), которая может похвастаться мозаичными полами. К нам, однако, поступила информация, что там полным ходом идут раскопки, поэтому ехать туда или нет – оставляю на ваше усмотрение.
Ссылки
http://www.comune.albanolaziale.roma.it/
Виртуальный тур по городу
http://www.comune.albanolaziale.roma.it … r1_eng.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Albano_Laziale
http://www.romeartlover.it/Albano.html
http://www.albanolaziale.150m.com/