Гроссето (Grosseto), Тоскана
Зачем ехать
Небольшой тосканский городок, заключенный в кольцо крепостных стен неугомонными Медичи, отбившими Гроссето у Сиены. С тех пор Гроссето напоминает и Флоренцию, и Сиену вместе взятые: Палаццо Публико явно имеет сиенские корни, собор тоже сиенской школы, а вот улочки чем-то неуловимо флорентийские. Стены же и цитадель больше всего похожи на Лукку.
Рейтинг: 3 из 5
Как добраться
Поездом от Рима. Из Тосканы (Флоренции) добраться сюда общественным транспортом практически невозможно, именно поэтому мы запланировали поездку сюда из Лацио.
Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на
http://www.trenitalia.com/en/index.html
О железных дорогах Италии и проездных по Лацио
Железные дороги Италии
Турбюро в городе мы не обнаружили, но по улицам щедро разбросаны стенды, где все объекты показаны и названы. К центру города от вокзала – вправо до городских ворот (там расположена эффектная почта), а там уже до собора и Палаццо Публико рукой подать, если идти себе прямо.
Две карты города лежат здесь:
http://photos.streamphoto.ru/f/e/4/574b … 2bd4ef.jpg
http://photos.streamphoto.ru/b/9/2/4a44 … 8e029b.jpg
История
Когда-то вокруг городка простирались равнинные озера и болота, затем почти все они пересохли, море отступило, а до наших дней сохранились только минеральные источники, близ которых сейчас расположен курорт Terme Saturnia. Точно неизвестно, известно ли было первобытным жителям будущего Гроссето, что такое спа, но жить здесь им было хорошо, тепло и привольно. Затем здесь жили этруски, основавшие городок Роселле, которым на смену пришли римляне.
Первое упоминание о городе датируется 803 г., когда владения церкви Сан-Джорджио перешли к семье Альдобрандески (Aldobrandeschi). Именно этой семье город обязан развитием – они сыграли в Гроссето роль Медичи во Флоренции. Между 1137 и 1138 гг. жители города выдержали жестокую осаду герцога Арриго ди Бавьера, в это же время сюда переезжает епископ, а в 1151 г. Гроссето приносит присягу верности Сиене, подписав с ней также договор о торговле солью. В 1204 г. город подписывает Carta delle Libertà – сей документ регулировал отношения между гражданами и между гражданином и правителями города из семьи Альдобрандески. Гербом города еще со времен гибеллинов является изображение грифона, что символизирует происхождение города и граждан от этрусков.
Сиенская республика, раздираемая внутренними распрями между дворянством и народными партиями, тем не менее, являлась серьезным конкурентом Флоренции, да еще и была гиббелинской, в противовес гвельфской Флоренции! Этого флорентийцы стерпеть никак не могли, и тридцатитысячная армия флорентийцев и наемников явилась в земли Сиены с требованием разрушить городские стены и сдаться на милость осаждающих.
«Битва при Монтеаперти стала исходной датой для истории города. От нее начинается эра политической зрелости Сиены, ее преуспеяния в ремеслах, ее художественного расцвета. Память о ней до сих пор близка: сохраняющееся в Опера дель Дуомо знамя, под которым некогда Сиена шла на поле боя, до сих пор остается живым свидетелем ее подвига». П. Муратов «Образы Италии»
Армия Флоренции была наголову разбита. 15 тысяч осаждавших было захвачено в плен, 10 тысяч убито, 5 тысяч разбежались во время битвы. Торговка Узилия Треккола вошла в сиенские хроники и в историю Тосканы тем, что лично взяла в плен, связав одной веревкой, 36 человек, а после битвы именно к хвосту ее осла привязали флорентийское знамя и значки полков, и он проволок все это по улицам Сиены. Прошло почти 800 лет, но до сих пор, когда два бывших города-врага сходятся в каком-нибудь спортивном поединке (например, во время футбольного матча «Фиорентина» - «Сиена»), сиенцы кричат флорентийцам: «Помните о Монтеаперти!»
Потоптались по Гроссето и войска Барбароссы, и испанские войска, идущие на Рим, и только когда во Флоренции возвысились Медичи, городок перешел под крыло Флоренции. Тогда же здесь выросли крепкие крепостные стены и была построена цитадель. Когда после Венского конгресса Тосканское герцогство перешло Габсбургам, они продолжили заботиться о городе – к примеру, разработали план осушения местных болот, вызывавших каждый год эпидемии малярии. Одному из Габсбургов, великому герцогу Леопольдо II, и установлен памятник на центральной площади Гроссето.
Город
Первое, что вы увидите в Гроссето по пути к старому городу – это Piazza della Vasca, на которую выходят фасады правительственного дворца (Palazzo del Governo), эффектное дворца почты и телеграфа (Palazzo delle Poste e Telegrafi), а также Palazzo Cosimini.
Как только вы вышли к городским воротам, и попали внутрь кольца стен, ориентироваться становится гораздо проще: Corso Carducci приведет вас к пьяцца Данте, центральной площади, где стоят Палаццо Публико и собор. Via Aurelio Saffi, идущая вдоль городских стен по всему периметру Гроссето, приведет вас к цитадели (если пойти по ней влево), или к шести бастионам (в одном из которых живут бродячие собаки, вполне безобидные), если пойти по ней вправо. По стене можно обойти город, любуясь на центр и окрестности, а можно спуститься и пройти Гроссето насквозь, любуясь на палаццо и несколько интересных церквей, и только затем подняться на стены, спрятавшись от жары в тени деревьев, посаженных вдоль всего променада, разбитого поверх стен. Нам несколько раз попадались каменные саркофаги даже целые «ванны» - быть может, это все, что осталось от здешних римских храмов?
Примерно на полпути от ворот Porta Nuova, через которые мы вошли в город, к пьяцца Данте, если не уклоняться от Corso Carducci, расположена пьяцца Соччи (Piazza Socci). В центре площади – бронзовый памятник Этторе Соччи, одного из авторов проекта по осушению окрестных болот. На площадь выходят фасады трех дворцов: Palazzo Tognetti, Palazzo Berti и Palazzo Moschini, где сейчас размещен государственный архив.
Церковь Святого Петра (Chiesa di San Pietro) – самое старое религиозное здание Гроссето (X-XI в.), и стоит она на самой старой улице города – бывшей римской Via Aurelia, соединяющей Piazza Dante и Porta Nuova. В то время в городке было четыре церкви, четко расположенные по сторонам света: на севере была Сан-Пьетро, на юге Сан-Джорджо (San Giorgio), на востоке Санта-Лючия (Santa Lucia), на западе - Сан-Микеле (San Michele). В течение многих веков церковь пережила множество перестроек и катаклизмов, настоящий облик она приобрела в течение XVIII века. С двух сторон бока церкви подпирают палаццо, поэтому церковь можно запросто проскочить с разбегу, разве только кирпичная колоколенка XVII в. с куполом-луковицей привлечет внимание. Романский фасад проглядывает сквозь серую штукатурку, в нижней части его видна старинная кладка, да и окошко над входом романское. В нижней части фасада есть несколько небольших византийских барельефов, которые изображают растения и животных, а один – человеческую фигурку.
Piazza Baccarini прячется в стороне от Corso Carducci. На нее смотрит здание старого трибунала (Palazzo del Vecchio Tribunale, где ныне имеется археологический музей), построенное в XIX в. на месте средневекового палаццо, и фасад церкви Chiesa dei Bigi. В северо-восточном направлении Piazza Baccarini плавно переходит в площадь Святого Франциска (Piazza San Francesco) с одноименной церковью.
Chiesa dei Bigi с колокольней, вырастающей прямо из крыши, была построена одновременно с примыкающим к ней монастырем (Convento delle Clarisse) в конце XVI века на месте более ранних монастырских построек, которые попросту разобрали на стройматериалы. Клариски жили здесь до конца XVIII века, затем церковь и здание монастыря постепенно пришли в упадок и ныне используются как университетские помещения (в 2005 г. в церкви велись реставрационные работы, было восстановлено ее барочное убранство и есть планы по использованию ее по прямому назначению).
Церковь Сан-Франческо (Chiesa di San Francesco)
Бенедиктинская церковь, изначально построенная в XIII веке и посвященная Святому Фортунато, в следующем столетии была передана францисканцам вместе со смежным монастырем, в результате чего была переосвящена в честь святого покровителя Италии – Франциска Ассизского. За века своего существования комплекс перенес множество перестроек. Фасад церкви очень прост, без каких-либо украшений, его слегка оживляет люнет с фреской, защищенной от непогоды специальным козырьком. Внутри тоже очень простое убранство, больше напоминающее какую-нибудь деревенскую церковь вдалеке от цивилизации.
Распятие выполнено Дуччо ди Буонисенья (Duccio di Boninsegna) в конце XIII века. С правой стороны – часовня Святого Антония (XVII век) с фресками мастеров Антонио и Франческо Назини. Здесь венчались Адриано Челентано и Клаудиа Мори. Колокольня церкви была разрушена молнией в Средние века и перестроена в XX в.
Если будет открыта дверь сакристии, можно заглянуть во внутренний дворик, окаймленный портиком с колоннами. В центре дворика имеется фонтан, подпитываемый водами, которые собираются в специальную цистерну в подфонтанье (Pozzo della Bufala). Вторая цистерна расположена под площадью, что перед входом в церковь. Она до сих пор функционирует и снабжает питьевой водой небольшую фонтанеллку (водная скважина даже имеет имя собственное - Pozzo dello Spedale).
***
Отсюда можно продолжить прогулку по городу по полукруглой улочке Strada Ginori - дойти до площади Пальм (Piazza della Palma), откуда до цитадели рукой подать. На Пальмовой площади нас встречает церковь Милосердия (Chiesa della Misericordia). По пути не пропустите дворец Джиньори (Palazzo Ginori) средневековой постройки со следами последующих перестроек эпохи Возрождения. Церковь Милосердия возникла в XII веке как небольшая часовня, и долгое время принадлежала различным монастырям и учреждениям города. В первой половине XIX века ее перестроили, правда, изъяв самое ценное из убранства в Археологический музей.
Небольшая площадь мучеников Истии (Piazza dei Martiri d'Istia) расположена прямо перед церковью Милосердия. Она названа не в честь первых христианских мучеников, как можно было подумать, а в память об одиннадцати ребятах из близлежащего городка Истия д' Омброне, погибших от рук фашистов во время Второй мировой.
Пьяцца Данте (Piazza Dante) и Дуомо Сан-Лоренцо
Со Средних веков и времен владычества Медичи именно эта площадь в форме трапеции – центр общественной жизни Гроссето. В центре площади высится Monumento a Canapone, памятник Леопольду II (1846), как раз на том самом месте, где при римлянах был огромный подземный резервуар с водой, или попросту говоря, Цистерна (кто был в Стамбуле, понимает, о чем речь). На северной части площади стоят здания Дуомо, Palazzo Aldobrandeschi и Palazzo Comunale. С южной стороны площади все дома имеют общую крытую арочную галерею.
Леопольд изображен в римской тоге, композиция включает в себя грифона (городской герб), кусающего дохлую змею (малярию, которая свирепствовала в городе до начала мелиорации), ребенок по правую руку герцога символизирует будущее города, а женщину (болота вокруг города) – его печальное прошлое.
Palazzo Comunale на северной стороне площади Данте было построено в стиле неовозрождения в 1867 г. Для любителей утверждать, что только у нас все сносят и ломают, сообщаю, что сие здание было построено на месте старинной церкви Сан-Джованни (San Giovanni Decollato).
Кафедральный собор Сан-Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) был построен на месте древней церкви Санта-Мария Ассунта (Santa Maria Assunta, 1138) и похож на волшебную шкатулку.
Строительство началось в 1294 г. под руководством мастера Соццо Рустичини (Sozzo Rustichini) из Сиены. Как водится, стройка затянулась, и то, что получилось в итоге к 1302 г., сильно отличалось от первоначальной задумки. В дальнейшем собор несколько раз перестраивался (в том числе в стиле барокко), последняя кардинальная перестройка была совершена между 1840 и 1865 гг. Потрясающий полосатый фасад, там напоминающий Сиену, - увы, пристроен в XIX веке. Правда, фигуры евангелистов на фасаде старинные – выполненные примерно в одно время с закладкой собора, они долго ждали своего часа…
На правой стене собора имеется резной портал (до сих пор спорят, кто был автором – флорентиец Джузеппе Кастелуччи или сиенец Джузеппе Партини), не менее изящный, чем центральный, пара готических окон, статуя Святого Лоренцо в нише между окнами, а также солнечные часы.
Скульптуры для портала и окон выполнили Агостино ди Джованни (Agostino di Giovanni) и его сын Джованни Агостино (Giovanni d'Agostino) между 1320 и 1340 гг. На правом углу фасада собора стоит настоящая римская колонна, которую в Средние века использовали как тумбу для афиш. Колокольню к собору пристроили в 1402 г., и только в 1611 г. внутри ее сделали лестницу – бедные звонари, вероятно, ползали туда-обратно по веревке.
Интерьер собора претерпел изменения не менее значительные, чем фасад: сперва его перепланировал сиенец Антон-Мария Лари (1540), затем он превратился в барочное убранство, и только в 1865 г. он стал таким, каким выглядит сейчас. Обратите внимание на полотно работы Карло Борромео в апсиде; алтарь (1649-1692); полотно Маттео ди Джованни (1470) в часовне Madonna delle Grazie; распятие второй половины XV века в часовне del Crocifisso. Наконец, мне запомнился люнет работы Джованни Агостино, изображающий Христа (выше центрального портала). Витражи старинные (1470), выполнены Gerolamo Vantaggioli, а крестильная купель – работы Антонио Гини (его же работы алтарь Madonna delle Grazie).
Бывший средневековый дворец семьи Альдобрандески - Palazzo Aldobrandeschi (Palazzo della Provincia) - сейчас является зданием правительства провинции. Примечательно, что в раннем средневековье на месте площади Данте была скала, на вершине которой высилась Rocca Aldobrandesca – ни много, ни мало – замок. История Гроссето стыдливо умалчивает, куда делась возвышенность – то ли культурный слой так вырос, то ли срыли скалу по приказу Медичи (как разрушили боевые башни по всей Тоскане), но на новом месте снова возвысился дворец Альдобрандески. С XVI-XVII вв., когда город пришел в запустение, дворец медленно, но верно разрушался, пока не развалился окончательно. Только в 1898 г. 500 видных горожан обратились к правительству провинции с просьбой выделить средства на восстановление – и строительство под руководством архитектора Лоренцо Порчатти закипело (1898). В результате город обогатился и новым фасадом для собора, и новым дворцом в стиле сиенской неоготики. Правда, не могу сказать, чтобы сей печальный факт сильно повлиял на впечатление от обоих зданий – смотрятся они весьма эффектно.
***
На юго-западе города расположена церковь Сан-Джованни (Chiesa di San Giovanni), построенная в течение XII века между городом Гроссето и расположенными неподалеку солеварнями. С XVI в. постепенно приходила в упадок и потеряла свое значение как церковь. Реконструирована в XVIII веке, когда началась мелиорация заболоченных земель вокруг города, сейчас является частной собственностью.
Пьяцца Данте связывает со Старыми воротами (Porta Vecchia) небольшая улочка Strada Ricasoli. Здесь нет элегантных тосканских палаццо, но дома не становятся от этого менее милыми. Близ ворот развернута стройка – восстанавливают Cassero del Sale, здание, где с XIV века был таможенный пункт, контролирующий производство и торговлю солью. Сюда же поступала соль из окрестных солеварен. К XIX веку здание неоднократно перестраивалось, и в итоге превратилось в несколько квартир, сейчас же ему придают средневековый облик. Будете в тех краях и оно будет готово – сделайте снимок для меня
Стены Гроссето (Mura di Grosseto)
Как я уже говорила, Старый город Гроссето обнесен по периметру крепостной стеной. Во многих местах на нее можно подняться и обойти город по периметру. Изначально городские стены (Mura di Grosseto) были построены в XII веке, неоднократно разрушались и отстраивались заново. Если пристально посмотреть на рисунок старых улиц Гроссето, заметно, что стена XII в. охватывала гораздо меньшую территорию, чем сейчас – рисунок улиц с того времени не изменился. Гуляя по улицам на месте древней стены, натыкаешься то на остатки ворот, то на бывшие сторожевые башни, а то и на фрагменты кладки, использованные для строительства палаццо.
Настоящий облик стены приобрели между 1574 и 1593 гг., будучи возведенными по проекту Бальдассарре Ланчи и по приказу и на средства великого тосканского герцога Франческо I Медичи. Город-крепость имеет форму шестиугольника, по углам которого высятся бастионы, а в верхнем правом углу – настоящая цитадель, величественная и неприступная. До 1757 г. понизу стен с наружной стороны шел ров, заполненный водой (имелась даже плотина, которая контролировала уровень воды). После того, как Тоскана перешла Габсбургам, Леопольдо II (1855) демонтировал большинство оборонительных сооружений на бастионах, превратив стену в променад, засаженный деревьями. Во время второй мировой часть стены сильно пострадала, была уничтожена сторожка, где хранились средневековые фрески.
Если перечислять сооружения стены Медичи последовательно, то, начиная с Piazza della Vasca,
1. Bastione Rimembranza (1577), в котором разбит парк, а в центре высится стела Monumento al Milite Ignoto (1921) - в память о погибших в Первой мировой. В средние века здесь располагался пороховой склад.
2. Bastione Fortezza (1593) пятигугольной формы, который имеет два вспомогательных бастиона, развернутых к центру города – Святой Лючии (Bastione di Santa Lucia), и Победы (Bastione della Vittoria), сейчас там музей и выставочные залы. Внутри бастиона-крепости расположено Кассеро Сенезе (Cassero Senese, XIV век) – фортификационное укрепление-башня. Как и ворота Porta Vecchia, укрепление сохранилось от древней крепостной стены и органично вписалось в систему укреплений Медичи, возведенную во второй половине XVI века. В бастион ведут Porta di Santa Lucia, построенные в конце XIII века, названные в честь церкви Святой Лючии, когда-то стоявшей поблизости. К ним ведет подъемный мост, а в верхней части имеется герб Сиены.
Внутри цитадели, разумеется, имеется автономное водоснабжение – скважина Pozzo della Fortezza (1590) на площади Piazza d'Armi в центре крепости. Разработал проект архитектор из Фьезоле Raffaello Pagni: в огромные подземные резервуары собирается дождевая вода, которая очищается и распределяется внутри цитадели. Внешне можно увидеть только мраморный фонтан, закрытый решеткой и украшенный гербом Медичи. Кроме источника, в крепости имеется часовня Святой Варвары (Cappella di Santa Barbara), датируемая XVI веком. Построили ее на месте часовни Святой Лючии, и до середины XVIII в. здесь хоронили павших воинов Гроссето. В XIX в. часовня была перестроена.
3. Bastione Maiano (1566), самый старый из бастионов.
4. Bastione Cavallerizza (1575) с расположенными рядом Porta Vecchia (известны с XII века, имели некогда сторожевую башню).
5. Bastione Molino a Vento (1570е) и ворота Porta Corsica (XIX в.). Здесь живут бродячие собаки, впрочем, довольно мирные.
6. Bastione Garibaldi (1577) с памятником Гарибальди и Porta Nuova, через которые мы проникли в город, идя от станции, они известны с XIV века и имели сторожевую башню. При Медичи ворота заложили, восстановив их снова только в XVIII веке.
Прогуляться по стенам Гроссето стоит хотя бы для того, чтобы устремив взгляд куда-то на равнины, прочувствовать, что ты снова в Тоскане….
«В сентябре над Сиенской равниной с небес еще льется тепло, и жнивье на скошенных нивах похоже на шкуру хищника. Это, пожалуй, одно из самых прекрасных мест на всем свете, создатель с предельным изяществом прочертил мягкую гряду холмов и щедро украсил ее богатой растительностью, среди коей как подлинный властелин царит кипарис. А человек сумел обработать эту землю и повсюду настроил себе жилищ, которые, начиная с княжеского палаццо и кончая самой убогой хижиной, равно наделены одинаковой прелестью и гармонией со своей круглой черепицей на кровле и стенами цвета солнечной охры. Дорога здесь не однообразна, она вьется, подымается, спускается к новым долинам, бежит через поля, расположенные террасами, между оливковыми деревьями, насчитывающими не одну сотню лет. Здесь, в Сиене, и бог и человек оказались равны в таланте созидания». Морис Дрюон «Лилия и лев»
Ссылки
http://www.gol.grosseto.it/puam/comgr/index.php
http://en.wikipedia.org/wiki/Grosseto
http://www.grosseto-info.com/
http://www.tuscany-charming.it/en/places/grosseto.asp
http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/G … /home.html
http://www.toscanaviva.com/Grosseto/Grosseto.htm