Италия: Лацио и Умбрия, июль 2007. Начало
Итальянская цепь впечатлений - Остия Антика и Лидо ди Остия
Укрощение велосипеда, часть 1 - Умбрия
Итальянская цепь впечатлений - Тиволи
Альбано Лациале, Кастель Гандольфо, Марино Лациале, Фраскати (ФОТО!)
Браччиано (Браччано) и Витербо (ФОТО!!)
Чивитавеккья и Гросето (46 фото!!)
Умбрия: Терни, Нарни, Коллешиполи, водопад Марморе (75 ФОТО!!)
Фолиньо (Foligno), Умбрия
Зачем ехать
Чтобы увидеть своими глазами город, который три раза был разрушен землетрясениями, и несколько раз – бомбежками, и каждый раз восставал из руин. Посмотреть на собор с двумя фасадами и дворец, где напечатали первое издание «Божественной комедии» Данте и первую печатную книгу на итальянском. Съездить на полдня в аббатство Сассовино. Покататься на велосипедах по живописным окрестностям вроде Спелло. Единственное, что нужно проверить перед поездкой – закончились ли реставрационные работы на пьяцца дела Республика, потому что через год после нашей поездки они все еще шли полным ходом.
Рейтинг: 4 из 5
Как добраться
Поездом из Терни, Перуджи.
Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на сайте итальянских жд.
О железных дорогах Италии и проездных по Лацио - здесь.
Турбюро – слева от вокзала, но временно было закрыто. Еще одно расположено в 10 минутах пешком от станции: по тенистой улице с виллами (viale Mezzetti) влево от вокзала, до перекрестка Porta Romana, где стоят ворота. Вам нужно, не переходя площадь, перейти дорогу вправо и следующим зданием напротив будет турбюро. Обеденный перерыв у них долгий: 13-16.
К центру города - Piazza della Repubblica – можно прийти двумя путями: от станции по via Umberrto I, в конце которой сворачиваете влево на via Garibaldi и идете до piazza Mateotti, смежной с Piazza della Repubblica. Либо (если турбюро у станции будет все еще закрыто) от второго турбюро на Porta Romana следуете по corso Cavour, которое привете вас прямо к Piazza della Repubblica. Оттуда и начинается наша прогулка по городу.
История
В доримские времена на месте нынешнего города было банальное болото, чуть восточнее которого умбры, населявшие эти земли, основали небольшое поселение (около VIII в. до н.э.). Римляне, прокладывавшие здесь виа Фламиния, соединявшую Рим с Равенной (Адриатическим побережьем), болото осушили, поселение после битвы у Сентиниума (295 г. до н.э.) захватили, и построили в 225. до н.э. здесь укрепление, которое стали называть Fulginiae, Fulginia или Fulginium – в честь богини Fulginia. Это был классический римский муниципиум, с форумом, крепостной стеной, акведуком, мостами и амфитеатром, а также окрестными виллами римской знати, а кроме всего прочего - важный пункт на виа Фламиниа. Раскопки римских домов и строений можно увидеть за железнодорожной станцией (см. прогулки по городу).
В 251 г. неподалеку от городских стен умирает епископ соседней римской колонии Forum Flaminii, Фелициан, которого как раз в то время везли в Рим в цепях за пропаганду христианства. Его похоронили возле Понте Чезаре (Ponte Cesare), римского моста через речку Тессино, на месте нынешнего Дуомо. Через некоторое время епископа как мученика причислили к лику святых, а кафедральный собор по сей день носит его имя. Правда, прежде чем здесь возвели собор, знатная семья Атти построила вокруг захоронения замок (Castrum Sancti Feliciani) с часовней – он все еще находился за городской чертой.
После падения Римской империи Фолиньо стал частью герцогства Сполето, на него время от времени нападают дикие племена сарацинов (881) и венгров (915 и 924). Горожане во время набегов укрываются в крепости, а когда в 924 г. город полностью разрушают варвары, решают переселиться поближе к замку, и некоторое время поселение даже называли "Civitas Sancti Feliciani" – город Святого Фелициана. Вскоре сюда переселяются жители близлежащего городка Forum Flaminii, разграбленного ломбардами.
Вплоть до XIII века Фолиньо был врагом Перуджи, зато пользовался расположением императоров Священной Римской империи, начиная с Фридриха Барбароссы – в 1165 г. император дарует поселению права свободного города. Поддерживая сначала гвельфов (сторонников Папы), после оккупации города войсками императора, Фолиньо быстро становится гибеллинским городом и заклятым врагом гвельфской Перуджи. С 1305 г. главенствующее положение в городе занимает семья гвельфов Тринчи (Trinci), поддерживаемая сперва Перуджей, затем – непосредственно Папой (с 1355 г.). Воспользовавшись слабостью Папы в начале XV века, Тринчи объединяются с владетелем Перуджи, Браччио Фортебраччи (Braccio Fortebracci) и берут под контроль большой кусок нынешней Умбрии.
Коррадо III Тринчи сумел сохранить контроль над своим новым государством и после смерти Браччио (1424), но ненадолго – в 1439 г. Папа наводит порядок на подведомственной территории, послав сюда войско во главе с печально известным своей жестокостью кардиналом Джованни Вителлески. Горожане в испуге открывают ворота, и Корадо Тринчи берут в плен (казнили его двумя годами позднее). Дворец Тринчи пережил захват папскими войсками, и сохранил часть убранства, в отличие от дворца сеньоров Перуджи, который был снесен для постройки папской крепости Рокка Паолина (Rocca Paolina). Овальная форма исторического центра Фолиньо объясняется легко – город некогда окружали средневековые стены, позднее разрушенные (1880).
Впоследствии Фолиньо становится одним из центров Ренессанса, в XV веке здесь была прекрасная школа живописи, а самым важным представителем ее считается Николо Алунно (Nicolò di Liberatore, l' Alunno). В музеях Ватикана, кстати, имеется работа Рафаэля, которая называется «Мадонна Фолиньо», написанная великим живописцем из Урбино для знатного сеньора из Фолиньо Сиджизмондо ди Конти. В Фолиньо, во дворец Орфини, напечатали первый экземпляр дантовой «Божественной комедии» (1472).
Вплоть до 1860 г. Фолиньо входит в состав Папской области, за исключением периодов наполеоновских войн, когда город входит в состав Римской республики (1799) и королевства Италия (1809-1814). Город очень сильно пострадал от землетрясений 1703, 1832 и 1997 гг. – ряд объектов до сих пор реставрируется. Во Время второй мировой Фолиньо еще и изрядно побомбили – благодаря тому, что он был (и есть) одним из крупных железнодорожных узлов и центром ремонта подвижного состава. Тем не менее, ряд памятников Средневековья сохранился и продолжает радовать туристов.
Дуомо (Duomo di San Feliciano)
Главная достопримечательность площади – кафедральный собор Святого Фелициана, или попросту Дуомо. Собор имеет два фасада: главный выходит на Piazza Grande, второй – на Piazza della Repubblica, между главным фасадом и Дворцом каноников (похожим на крепость с зубчатой крышей) расположен небольшой готического вида баптистерий. Между баптистерием и главным фасадом расположена небольшая молельня в неоготическом стиле с бронзовой статуей Мадонны с младенцем – в память о погибших в Первой мировой.
Дуомо (Duomo di San Feliciano) представляет собой романскую церковь (1133-1201). Согласно городской легенде, святого Фелициана вели мимо Фолиньо в цепях, и он умер, не доходя до городка, в 251 г. Похоронили его у местной речки (ее русло в Средние века сдвигали, поэтому сегодня она течет северо-западнее, а на тот момент протекала прямо под будущими стенами Дуомо), а затем канонизировали, но могила его некоторое время оставалась ничем особенным не отмеченной. Как свидетельствуют старинные документы X в., найденные в аббатстве Сассовино близ Фолиньо, вскоре знатная семья Атти строит себе вокруг гробницы святого часовню и замок, а мощи становятся объектом местного пилигримажа. В 970 г. эти реликвии ворует епископ Дитрих из Метца (и, видимо, они хранятся сейчас в одном из великих французских готических соборов), а вот античную церковь при всем желании спереть не смогли и ныне она является криптой Дуомо.
Замок сеньоров в XI в. становится резиденцией епископа, сюда, под защиту крепостных стен, из-за постоянных набегов то сарацинов, то венгров переселяются жители бывшей римской колонии, и новое поселение называют «городом Святого Фелициана» ("Civitas Sancti Feliciani"). Вскоре городку понадобилась новая церковь, и работа закипела: длинная надпись на главном фасаде гласит, что Марко, которого Папа сделал епископом, начал постройку собора в 1133 г. Упоминается там и граф Атти, на чьи деньги велось строительство. Вскоре после завершения первого этапа строительства собора (1133) Фолиньо получает статус епархии. Для активно развивающегося города собор уже через 40 лет стал маловат, и в 1201 г. его расширили в левую сторону (об этом тоже рассказывает надпись на фасаде – перестройка началась с благословления епископа Ансельмо дельи Атти). После перестройки у собора появился второй фасад, который выходил на центральную рыночную площадь Piazza della Repubblica и смотрел на дворцы гражданских властей (главный фасад выходит на смежную Piazza Grande).
Крест на колокольне (1438) украшен гербом семьи Тринчи, как и главный колокол этой кампаниллы. В этом самом году Ринальдо Тринчи был избран епископом Фолиньо (хотя Папа Римский отказался признавать результаты этих выборов, поскольку находился с семьей Тринчи «в контрах» - см. историю города). После землетрясения 1832 г. крест не потерялся и был водружен на восстановленную колокольню в 1847 г. Правда, после землетрясения 1997 г. крест-таки сняли окончательно и сейчас он хранится в небольшой комнатке-музее в самом соборе. Внутри кампаниллы имеется небольшая каморка, расписанная фресками 1400х гг., где жил некоторое время святой Пьетро Крисчи.
Собор много раз достраивался: в 1462 г. перестроили апсиду, а пол в соборе понизили за счет крипты, в 1513 г. пристроили ту часть, которая сейчас является правым трансептом, купол появился в 1548 г., а интерьер полностью переделали после сильнейшего землетрясения 1703 г., когда собор буквально лежал в руинах – восстанавливали его более 100 лет – с 1703 по 1819 гг. Работами по восстановлению руководил сначала Луиджи Ванвителли, а после его смерти в 1754 г. – его ученик, уроженец Фолиньо, Джузеппе Пьермарини, который изначально контролировал процесс из Милана, где тогда работал, а затем возвратился в родной город и тоже восстанавливал собор до самой своей смерти (1808). Закончили реставрацию собора в целом в 1819 г. Верхняя часть колокольни была восстановлена в 1847 г. (после землетрясения 1832 г.), а фасады – в 1904 г., тогда же главный фасад собора обзавелся мозаикой, выполненной в мастерских Ватикана. Заметно, что изначально построенный фасад был ниже – крыша располагалась непосредственно над розеткой. Нарастили фасад и крышу в XVI веке. Готическое строение с левой стороны главного фасада – баптистерий собора, и вероятно, он тоже был перестроен в 1904 г.
«Младший» фасад собора (выходящий, напомню еще раз, на Piazza della Repubblica) появился в 1201 г., когда собор расширили. Фасад четко делится на две части: верхнюю и нижнюю. Над нижней работали мастера Родольфо и Бинелло, но завершить работу успели. Верхняя часть фасада была закончена при Уголино III Тринчи в XIV веке, и была бережно восстановлена в 1904 г. архитектором Винченцо Бенвенути. В нижней части доминирует центральный портал из пяти арок с изящной мраморной резьбой, изображающей Фридриха Барбароссу и Папу Иннокентия II. На самой глубокой арке вырезаны знаки зодиака, луна, солнце, звезды, часы и символы четырех евангелистов. В верхней части имеется большая центральная розетка, поддерживаемая грифонами, и две боковые поменьше (они асимметричные, одна чуть выше другой), и вставка с арочными проемами по центру. Большая розетка считается одной из самых красивых в Умбрии, а грифоны появились под ней далеко не случайно – они символизируют победу Фолиньо над Перуджей (1254). Между верхней и нижней частями фасада сидят львы, ставшие похожие со временем на сфинксов. До 1429 г. фасад был ниже, чем сейчас, пока сеньоры Тринчи не построили позади фасада специальный проход, дабы связать два своих дворца на этой площади: Palazzo Trinci слева и Palazzo delle Canoniche справа. Арочные окна на фасаде (которые с левой стороны) освещали этот переход, отсюда и не дававшая мне покоя асимметрия фасада собора.
Интерьер собора, как и его внешний облик, не сохранились: в 1513 г. собор расширили и перестроили в форме латинского креста. После землетрясения 1703 г., когда собор буквально восстанавливали по кусочкам, весь интерьер бы переделан в неоклассическом стиле, позднее он пару раз перестраивался, в том числе и в начале XX века. От романского собора осталась только крипта. Среди произведений искусства в соборе важнейшим является часовня Тела Христова, спроектированная Антонио да Сангалло-младшим (1527). Две большие фрески со сценами из жизни святого Фелициано для стен часовни написали Веспасиано Страда и Бальдассаре Кроче. Святого изображает и серебряная статуя. Росписи на стенах выполнены в XIII-XIX вв., большая фреска в апсиде работы Франческо Мансини датируется 1719 г. распятие для собора сделал Николо Алунно, два бюста представителей семьи Росциоли – Антонио Канова.
В апсиде имеется также копия рафаэлевской «Мадонны Фолиньо» (XVIII). Сиджизмондо де Конти, управляющий Папы Юлия II, заказал эту работу для алтаря церкви Санта-Мария ин Арачели в Риме (она расположена слева от Кордонаты, лестницы, ведущей на Капитолий). Вскоре заказчик умер и был похоронен в апсиде церкви, а в 1565 г. его племянница и единтсвенная наследница всего состояния, Анна де Конти, перевезла картину в монастырь Святой Анны в Фолиньо, родной город дяди. Монахини монастыря сопротивлялись предложениям продать картину многие столетия, и даже удивительно, что ее сразу не конфисковали французы в 1797 г. Правда, как только о картине узнал специальный уполномоченный Наполеона, картину немедля увезли в Лувр. В 1815 г., благодаря стараниям Антонио Кановы, Мадонна вернулась в Рим, и тут же возник спор между монахинями Святой Анны и канониками Дуомо – кому владеть шедевром. В итоге монахини решили продать картину Папе Пию VII, что и было выполнено. Сейчас картину можно увидеть в Пинакотеке Ватикана.
Над главным алтарем нависает позолоченный барочный балдахин (1698), работы Антонио Кальциони, являющийся копией балдахина Бернини в ватиканском Сан-Пьетро. Поскольку делался балдахин на средства семьи Росциоли, на каждом столбе, поддерживающем балдахин, имеется их фамильный герб. На нем обратите внимание на пчел: Бартоломео Росциоли был секретарем Папы Урбана VIII Барберини и выслужил право использовать герб семьи Барберини для своего герба.
Вдоль стен стоят 26 статуй святых, выполненных Брунелли и Оттавиани. Запрестольный образ пострадал во время бомбежки 1944 г. и позже был восстановлен. Двойная мраморная лестница (1700) установлена перед апсидой и ведет в часовню Реликвий (Cappella delle Reliquie), расположенную прямо над древней криптой. Считается, что там хранятся возвращенные из Метца мощи святого Фелициано и святой Мессалины (интересно, а кто-нибудь может точно сказать – действительно ли вернули мощи, и в каком году это случилось). Капелла и крипта закрыты с 1997 года – после землетрясения 1997 г. С левой стороны от главного входа в собор расположен двенадцатиугольный баптистерий с крестильной купелью. Дверь по соседству с баптистерием ведет на колокольню.
Piazza della Repubblica
На площадь выходит и фасад Дворца каноников (Palazzo delle Canoniche), который составляет с собором единое целое Надпись около угла дворца гласит, что в 1206 г. молодой купец Франциск (будущий святой покровитель Италии – Святой Франциск Ассизский) именно здесь продал все свои товары и даже лошадей и на эти средства стал восстанавливать заброшенный монастырь Сан-Дамиано (близ Ассизи). Надпись появилась здесь в 1906 г., когда городской совет решил отпраздновать 700-летие сего знаменательного события.
Нынешний дворец построен в 1923-26 гг., но первое (и весьма укрепленное) палаццо возникло здесь уже в XI в. В 1293 г. здание перестроили для каноников собора, в XIV в. сеньоры Тринчи использовали дворец как одну из своих резиденций, и даже построили переход между этим зданием и Palazzo Trinci. В XVI в. дворец снова перестроили. В 1926 г. были проведены работы по реставрации дворца: были открыты арочные окна на втором соборном фасаде (освещавшие переход), а здание приобрело неоготический облик. Примерно в то же время на площади был снесен ряд зданий, чтобы открыть вид на собор.
На углу с Largo Carducci стоит Palazzo Crispi XVI века. Дворец называется так, потому на его фасаде висит герб кардинала Тиберио Криспо. Сей священнослужитель был папским легатом Перуджи в 1545-48 гг., и никогда в Фолиньо не был, поэтому его герб носил скорее представительский характер. На длинной стороне Piazza della Repubblica напротив Palazzo dei Canoniche стоит комплекс из четырех зданий, которые после разрушительного землетрясения 1997 г. по сей день в строительных лесах. Мне до сих пор неясно, как в турбюро у Порта Романа нам настоятельно советовали посмотреть на эти дворцы, мол, прекрасные образцы готики, когда они уже 10 лет как реставрируются? Мы на тот момент про землетрясение не читали, но у дворца уже прошли, посему просто похихикали в ответ на эту «рекомендацию». Вот уж, воистину, никто не знает своего города хуже местных жителей! К тому же, через год после нашей поездки я читала, что дворцы все еще в лесах, так что если соберетесь съездить в те края, лучше уточнить на сайте города, закончены ли работы на площади.
Итак, четыре вышеуказанных дворца – это Palazzo Comunale; Palazzo Orfini; экс-Palazzo Comunale; и Palazzetto del Podestà. Первые дворцы (Palazzo del Capitano del Popolo и Palazzo dei Priori, из которых потом «собрали» Palazzo Comunale) были построены в течение XIII века, чтобы разместить здесь различные городские службы. Главой исполнительной власти свободных итальянских городов был специально приглашенный управитель – подеста (и чем дальше был его родной город – тем лучше – он не принимал в расчет местную специфику). Первый подеста появился в Фолиньо в 1198 г., а капитан городской гвардии (Capitano del Popolo) – в XIII в. С XIV в. исполнительная городская власть переходит к Приорам города, выбираемым сперва на три, а затем и на шесть лет, а подестам и капитанам передают бразды правления судебной властью. При сеньорах Тринчи этот порядок сохраняется, хотя больше для проформы.
Palazzo Comunale было построено в 1546-1642 гг. из двух зданий XIII века - Palazzo del Capitano del Popolo и Palazzo dei Priori. В следующем веке здание снова перестроили, а настоящий неоклассический облик оно приобрело в 1835-1838 гг., после землетрясения 1832 г. Неизменной с XIII века сохранилась колокольня (*ехидно* видать, в Средние века крепче строили), а вот часы датированы 1909 г.. После бомбежек 1944 г. пострадало левое крыло здания, и также было восстановлено.
К палаццо Коммунале примыкает Palazzo Orfini – дворец в ренессансном стиле, построенный около 1470 г. Эмилиано Орфини. Надпись на фасаде гласит, что в здании, которое стояло здесь до 1515 г., в апреле 1472 г. Йоханом Ноймайстером (учеником Гуттенберга) был напечатан первый экземпляр «Божественной комедии» Данте и первая печатная книга на итальянском языке. Эмилиано Орфини свел знакомство с Ноймайстером в Ватикане, где он работал чеканщиком монет и ювелиром, он финансировал все работы по обустройству типографии, превратив Фолиньо, таким образом, в итальянский центр книгопечатания.
Справа от палаццо Орфини стоит бывшее Палаццо Коммунале (1265), неоднократно перестроенное и настолько разрушенное во время последнего землетрясения (1997), оно до сих пор находится на реставрации. Тем не менее, арка, доминирующая над фасадом, оригинальная, XIII века, как и основание башни рядом.
Palazzetto del Podestà (XIII) - несмотря на его название, исследователи считают, что подеста здесь никогда не имел резиденции, более того – когда рядом возвели палаццо Коммунале, дворец перестал быть общественным зданием и перешел в собственность семьи Тринчи. Тогда же у здания появилась лоджия на первом этаже (1429), соединявшая его с палаццо Тринчи. Проход был разрушен в XVIII веке. Выше окон лоджии видны следы монохромных фресок (1428) работы Джованни ди Коррадуччо (Giovanni di Corraduccio) по прозвищу Маццафорте. Их обнаружили под штукатуркой во время реставрации 1986 г., а изображают фрески мифологическое основание Фолиньо (как водится, не без участия сеньоров Тринчи). Семь человеческих голов, символизирующие семь возрастов человека, которые ранее были расположены в основании колонн, держащих арки лоджии, теперь находятся внутри дворца.
Последнее важное здание на Piazza della Repubblica - Palazzo Trinci, который являлся резиденцией семьи Тринчи, управлявшей Фолиньо в 1305-1439 гг. Построили его на фундаменте более древнего здания в 1389-1407 гг., неоклассический фасад пристроили в 1832 г., т.к. старый сильно пострадал после землетрясения. После казни Коррадо Тринчи (1441) дворец являлся резиденцией городского приора и позже – папского губернатора в Фолиньо. Без хозяина дворец стал медленно разрушаться, и в 1458 г. Папа Пий II Пикколомини даже прислал сюда 200 строителей. С 1578 г. здание использовалось как тюрьма. Во внутреннем дворике дворца имеется прекрасная готическая лестница. Внутри нашли приют три городских музея: городская Пинакотека, археологический музей и собрание древностей, принадлежащих сеньорам Тринчи.
Piazza della Republicca – церковь San Giacomo
Глядя на карту Фолиньо, можно заметить, что город можно условно разбить на три части. Первая часть заключена между северными городскими стенами и линией, которая идет от реки через Via XX Settembre, выходит на Piazza della Repubblica и идет вдоль неосновного фасада собора, и далее – по Corso Cavour к Porta Romana. С этой трети и начнем осматривать город.
От Piazza della Republicca мы выходим мимо главного фасада Дуомо на площадь Piazza Michele Faloci Pulignani, названную в честь известного местного историка и священника, умершего в 1940 г. Впереди слева – ризница собора. Еще в XIX в. через окошки у земли можно было заглянуть в склеп. В верхней части – 1928 г., изображающая Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем, написанная поверх фрески XVIII в., также изображающей Мадонну. Справа стоит Дворец епископа (Palazzo Vescovile), построенный в 1565 г. и перестроенный в 1955 г., а если пройти под аркой и через Via Gentile da Fabriano, до переулка Vicolo dell’ Oratorio, то можно увидеть все, что осталось от старого епископского дворца, уничтоженного в 1565 г.
Далее по Vicola dell’ Oratorio проходите до конца и под аркой проходите на Piazza Branducci, где стоит бывшая оратория Христа (Oratorio del Buon Gesù). Основал ораторию в 1561 г. Джованни Баттиста Вителли по образу и подобию оратории Святого Филиппа Нери в Риме. Построили ее на месте госпиталя при соборе и часовни Непорочного зачатия. После бомбежек 1944 г. оратория была разрушена, а остатки фресок были перенесены в собор. Сейчас в восстановленном здании размещается спортивный центр.
Вернитесь под арку, поверните направо и через Via Elisei идите до конца в правую сторону, пока не попадете на Via XX Settembre. Последняя названа в честь славного дня 1870 года, когда солдаты нового Королевства Италии вошли в Рим. На улице имеются Porta Strettura, ворота средневековой крепостной стены Фолиньо (1240). Если свернуть налево и пойти по Via Feliciano Scarpellini, то можно увидеть здания, стоящие на основании этой самой крепостной стены. Улица приведет вас к каналу, где когда-то стоял римский мост, а на его руинах позднее построили мост Чезаре (Ponte di Cesare - производное от Pos Cesaris).
Дорога выходит дальше на Piazza San Giacomo с одноименной церковью San Giacomo. Она была построена в 1402 г. на месте старого госпиталя Святого Иоанна с часовней, что засвидетельствовано папской буллой 1210 г. Госпиталь с часовней передали ордену сервитов в 1273 г., а монахи перестроили главный холл больницы в церковь, включив часовню в пределы нового сооружения, что финансировалось сеньором Уголино III Тринчи. Первое столетие своей истории церковь стояла за городскими стенами, на берегу реки, а в 1277 г. речное русло было сдвинуто на северо-запад, городскую стену также подвинули, и теперь церковь стала городской. На стене с левой стороны фасада до сих пор сохранились изображения герба сервитов, а вот гербы Тринчи после 1441 г. были стерты (см. городскую историю).
В XVII-XVIII вв. церковь перестраивали, в 1860 г. монастырь упразднили, но церковь осталась. После землетрясения 1997 г. она вновь открылась в 2000 г. Готический полосатый фасад остался незаконченным, но это придает церкви аутентичный облик. Интерьеры церкви выполнены в барочном стиле в 1721-29 гг., но некоторые средневековые фрески на стенах остались: заалтарный образ (1480) на первом алтаре слева, приписываемый Пьерантонио Меццастрису, изображает Святого Рокко, представляющего людей из Фолиньо Христу. Святой Рокко (в католической Речи Посполитой его называли Святой Рох) считался покровителем людей от заразных болезней, и считается, что фреска была создана в честь избавления Фолиньо от эпидемии чумы, свирепствовавшей в Умбрии в 1476-81 гг. и обошедшей город стороной.
К церкви примыкает монастырский комплекс с двумя аркадами внутреннего дворика, расположенными одна над другой, двумя этажами. Нижняя датируется 1442-54 гг., верняя была пристроена в XVII в.На стенах нижней галереи еще заметны фрески Джованни Батисты Микелини из жизни канонизированного при жизни члена ордена сервитов святого Филиппо Бенцини (1611). Если будет открыта комната настоятеля – обязательно загляните, она не изменила свой облик со времен древнего госпиталя и даже сохранила готические окна.
Церковь San Giacomo – Сады Orto Jacobilli
Напротив высится Palazzo Andreozzi, где сейчас расположена библиотека Людовико Якобилли, одна из старейших публичных библиотек Умбрии (1664). Отсюда можно прогуляться до реки Топино (Topino). С левой стороны когда-то стоял целый ряд церквей, на фундаментах которых сейчас устроились жилые дома, и даже китайский ресторан. На речном берегу еще заметны остатки «новых» городских стен, проложенных здесь в 1277 г. после отклонения речного русла. У моста стояли ворота Porta San Giacomo (XIV), служившие продолжением средневекового же моста до 1836 г., когда их разрушили.
Чтобы увидеть чудотворную Мадонну (Madonna delle Scuffiole), нужно сделать небольшой крюк: пересечь мост, пройти немного по главной дороге и затем свернуть в первый переулок слева, Via Mameli. Искомое будет с левой стороны, сразу за номером 31. Это одно из старейших изображений Мадонны в Фолиньо (XIV), но в 1930 г. оно было реновировано. Считается, что Мадонна помогает новорожденным, поэтому сюда вешают детские чепчики и просят о выздоровлении младенцев и появлении молока у матерей.
Возвращайтесь той же дорогой – пересекая мост и повернув налево (или повернув направо, если на Мадонну вы смотреть не пошли), и следуйте вдоль стены, которая слева от вас, по Via Bolletta, мимо Hotel le Mura. Если пройти далее по Via San Giovanni Battista и свернуть в третий переулок справа, то за номером 27а вы обнаружите Ораторию Сан-Джованни Деколато (Oratorio di San Giovanni Decollato), занимающую некогда участок от Via Bolletta до Via Mentana. Оратория (1428) принадлежала Братству Милосердия, называемому также Братство вешаемых, т.е. члены братства занимались тем, что готовили к казни преступников в городских тюрьмах. В 1569 г. монахов переселили отсюда в другую ораторию на Via Aurelio Saffi, а распятие часовни (1463) было перенесено в 1904 г. в музей во Дворце каноников. Настенные фрески оратории работы Джованни Коррадуччо (1428), перед снесением здания (1869) находятся сейчас в городской Пинакотеке.
Пересеките Via Mentana и продолжайте идти вдоль Via San Giovanni Battista к церкви Сан-Джованни Батиста (San Giovanni Battista), которая будет с левой стороны в конце улицы. Церковь была построена в XII в., в 1314-1493 гг. принадлежала ордену августинцев, затем – иеронимитам. Здание было перестроено в 1719-20 гг., монастырь упразднили в 1810 г., а все его строения передали в собственность семье Пьермарини.
Продолжая идти по той же улице и далее, по Via dell’ Ospedale, вы выйдете к городской больнице (Ospedale Civile). Здание больницы было построено по проекту Франческо Бальдони в начале XV века при монастыре иеронимитов. Нынешнее здание датируется 1740-50 гг. После роспуска монастыря всю его собственность передали Грегорио Пьермарини (брату известного архитектора Джузеппе Пьермарини), а тот подарил все больнице в 1839 г. Новую городскую больницу открыли в 1859 г., а старый госпиталь на Corso Cavour скоро закрыли. Больница существовала здесь до 1989 г., пока не переехала в новое здание.
Вернувшись на Via Bolletta, поверните направо, идя вдоль реки и линии стен. Там, где стены поворачивают от реки, стоит шестиугольная башня Torre dei Cinque Cantoni. Башня была частью боевых укреплений Фолиньо, строительство которых начал Папа Николай V. В плане башня имеет форму шестиугольника, но сторона, обращенная к городу, была открыта, таким образом, де-факто у башни было пять сторон, отсюда и ее название. Недостающую стену и смежный дом достроили в XVIII в., сейчас башня используется как обсерватория. С правой стороны имеется сад Orto Jacobilli, названный в честь Франческо Якобилли, которому монахи-доминиканцы продали участок сада (1545). По вечерам сад иногда открыт и через него можно пройти к обсерватории.
Монастырь Святой Лючии – монастырь Святой Анны
От сада сделаем небольшой крюк, повернув при выходе из парка налево и идя до пересечения с Via Gentile da Foligno. Здесь видны двухарочные пролеты моста (1280), проложенного через канал, когда русло реки повернули на север. В XVII в. мост заложили кирпичом, когда канал повернули к югу, а недавно открыли как архитектурную ценность. Повернув два раза налево, можно увидеть стоянку у супермаркета, где видны руины крепостных стен и такой же башни, какой была Torre dei Cinque Contoni.
Пройдя вдоль Via Bolletta, повернем налево к Via Mentana и идем по ней до поворота с Via Santa Lucia, где по левой стороне стоит женский монастырь и церковь Святой Лючии (Santa Lucia). Первый женский августинский монастырь был построен здесь в 1327 г. на участке, принадлежавшем семье Тринчи. После казни Коррадо Тринчи община пришла в упадок, и ее монахини образовали обитель нового образца (под присмотром францисканцев), ставшую настолько передовой, что ее монахини передавали опыт в Перудже и даже в Риме. Одной из самых известных монахинь была Сесилия Копполи, стоявшая многие годы во главе общины и сумевшая убедить Папу Сикста IV разрешить монахиням «привилегию бедности», проповедуемую святой Кларой, сподвижницей Франциска Ассизского, умершей в 1253 г. Женщины, принимавшие постриг по данному канону, отрекались от всего своего имущества и дарили его монастырю. Монастырь упразднили в 1863 г., но Папа Римский помог монахиням вернуться сюда в 1920 г., церковь восстановили в неоготическом стиле в 1928 г. Вход в монастырь расположен справа от церкви, у входа имеется фреска, изображающая Мадонну с младенцем и святыми Лючией и Кларой (1471), одной из ранних работ Пьерантоньо Меццастриса (Pierantonio Mezzastris).
Запрестольные образы алтарей церкви выполнил Джованни Баттиста Микелини (XVII), а с правой стороны имеется фреска XV в. с изображением распятия. Некогда здесь была еще фреска работы Николо Алунно, ныне висящая в Пинакотеке.
Продолжаем идти до конца Via Santa Lucia до пересечения с Via Gentile da Foligno, где стоит заброшенная церковь Santa Maria della Consolazione (1581). Отсюда открывается интересный вид на «тыл» Дуомо. Пересекаем Via Gentile da Foligno и идем по Via dei Molini, названной в честь мельниц, которые стояли в Средние века вдоль канала. Остатки мельниц и канал видны справа, перед Via del Panificio. Идя к Via Garibaldi, осматриваем церковь и монастырь SS Trinità in Annunziata. В 1755 г. епископ Фолиньо слил два женских монастыря (Святой Троицы, основанный в XIII в. и Святой Аннунциаты XIV в.) в один. В новом францисканском женском монастыре в 1775 г. построили церковь (на месте более древнего храма святой Сесилии) по проекту Карло Мурены. Она так и не была завершена. Монастырь и церковь были упразднены в 1860 г., после реконструкции церковь станет музеем.
Перейдя Via Garibaldi, продолжим идти по Via dei Monasteri, получившей свое название из-за того, что на ней стоит один за другим пять бывших женских монастырей, но сохранился только один. Первый монастырь - Santa Maria del Popolo (1291), принадлежавший доминиканцам до 1810 г. Гаражи стоят на месте бывшего августинского монастыря Святой Елизаветы (1230). Его обитательниц называли еще “delle negre” (черномазые) из-за нелюбви к купанию, или “della Tedescora” – по имени основательницы-немки. Фрески из этого монастыря хранятся в Пинакотеке. Портал с овальной табличкой, расположенный далее, - остатки монастыря Святой Агнессы (1399), закрытого в 1901 г. Монастырские фрески также перенесены в Пинакотеку. Офисы по левой стороне занимают место монастыря Святой Марии (Monastero di Santa Maria di Betlem). Церковь была построена в стиле позднего барокко в 1672 г., освящена в 1700 г. В 1862 г. ее секуляризовали и использовали как помещение для художественной галереи, а после того, как она была полностью разрушена после землетрясения 1979 г., ее восстановили и сделали выставочным залом (здание № 33).
Единственный монастырь, который сохранился на этой улице – монастырь Святой Анны (Monastero di Santa Anna), стоящий напротив монастыря Святой Марии. Францисканский женский монастырь был основан около 1390 г. как обитель для дам благородного происхождения, из-за чего его раннее название звучало как Monastero delle Contesse (монастырь графинь). Именно отсюда по всей Умбрии распространяться новое монастырское течение, упраздненное после смерти его вдохновительницы, Анжелины да Монтегиове (Angelina da Montegiove).
Ключевой фигурой в истории монастыря является сестра Анна де Конти, племянница папского секретаря Сиджизмондо Конти и его единственная наследница. Именно на ее средства монастырь расширяется и процветает. Именно она унаследовала рафаэлевскую «Мадонну Фолиньо» (1511), которую ее дядя заказал великому живописцу, и увезла ее в Фолиньо, в свой монастырь (1565), откуда картину увезли французы, а после ее возвращения монахини продали полотно Ватикану. Настоящая церковь была построена в 1729 г. Во внутренних двориках монастыря имеются фрески XV-XVI вв.