Перед прочтением сей части начать нужно с Укрощения велосипеда
а теперь представьте, что вы стоите перед горой, на вершине которой высится городок. Это -
Нарни (Narni), Умбрия
Зачем ехать
Да-да, это то самое место, благодаря которому волшебная страна Нарния получила свое название. Правда, львов, колдуний или даже завалящих платяных шкафов тут не водится, а фэнтези нынче снимают исключительно в Новой Зеландии, но пришлось верить людям в турбюро на слово Говорят, Льюис еще ребенком наткнулся в атласе на название города в Италии и оно так запало ему в душу, что много позднее он назвал так страну своей мечты.
Нарни стоит на неприступном холме – не зря Марк Антоний сбежал от Октавиана Августа именно в Умбрию. Я бы тоже так поступила
Рейтинг: 5 из 5
Как добраться
1. На поезде из Терни. От станции Narni Scalo до собственно города еще 3 км в горку – можно преодолеть их пешком или дождаться автобуса, который иногда даже ходит до центральной Piazza Garibaldi.
Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на
http://www.trenitalia.com/en/index.html
О железных дорогах Италии и проездных по Лацио здесь.
2. на велосипеде от Терни. Расстояние между Терни и Нарни примерно 20 км, плюс затяжной подъем в крутую горку (километр с лишним над уровнем моря). Запасайтесь панамками и большим количеством воды. Поставить велосипеды можно на автостоянке в нижней части города, или на площади перед мэрией (что мы и сделали).
Турбюро расположено на центральной площади города, в здании пьяцца Коммунале.
Карта
История
Первые поселения на холмах вокруг Нарни датируются еще палеолитом – видать, местные пещеры были особенно хороши Около 3 тысяч лет назад сюда пришли племена из Центральной Азии, которые затем стали называться умбрами, и основали на одном из холмов поселение Nequinum. Примерно в IV в. до н.э. поселение захватывают римляне и обустраивают здесь укрепление Narnia (по названию реки Nar), полностью контролирующее долину. К тому же, неподалеку шла стратегически важная для Рима виа Фламиния (Via Flaminia), и ее тоже не мешало дополнительно защитить. Интересная деталь: на латыни старое название городка, Nequinum, звучало как «неспособный, бесполезный», поэтому название суеверные римляне сменили едва ли не раньше, чем достроили крепость. Кстати, как рассказывают городские предания, захватили город римляне путем подкупа парочки местных жителей, которые показали врагам, как проникнуть за городские стены…
В 299 г до н.э. вокруг крепости вырос настоящий римский муниципиум, взявший себе имя Narnia. В 209 г. до н.э. город снесли до основания римские легионы (помните, в истории Терни я писала, как 12 римских колоний отказались снарядить легионы на войну с Карфагеном, и римский сенат даже принял специальный закон о непокорных колониях?) – за неповиновение и предательство. Долгие годы здесь была просто застава для римских войск, но это не помешало родиться здесь будущему римскому императору Нерве (35 г. н.э.).
Когда в Италию пришли дикие племена, Нарния была захвачена варварским вождем Тотилой (Totila), позднее город принадлежал ломбардам, затем вошел в графство графини Матильды Саксонской и в дальнейшем стал владением церкви (726). С XI в. город богател на торговле, потихоньку присоединял окрестные земли, и осмелел настолько, что не подчинился Папе (1112) и выступил против Барбароссы (1167). Это неповиновение дорого обошлось Нарни: архиепископ в войске Барбароссы, Кристиан из Майнца, разорил город и наложил на него большую подать. В 1242 г. гвельфский Нарни вступил в союз с Перуджей и Римом против императора, а в следующем столетии город входит в состав Папских владений, и кардинал Олборноз (Albornoz) возводит здесь крепость.
Неизвестно, когда точно Нарния стала Нарни, но предполагают, что это произошло в 1200-1300х гг., хотя ранее имя города встречается кое-где в документах вплоть до 1800х гг. Тогда-то, вероятно, К.С. Льюису и попался на глаза старинный атлас со стародавним латинским названием….
В 1373 г. Нарни был пожалован могущественным Орсини (см. историю замка Браччано). В XV в. город ненадолго занимают войска короля Сицилии. 15 июля 1525 г. В Нарни входят войска императора Священной Римской империи Карла V (отца будущего короля Испании Филиппа, построившего Эскориал), состоящие из испанцев и немцев, фактически недисциплинированная орда, которая разоряет город дотла. Печально, но в разграблении поучаствовали даже жители соседнего Терни. Нарни так никогда и не достиг прежнего уровня развития, оставаясь небольшим городком в составе Папских владений, в 1789 г. он стал частью Римской республики, в 1831 г присоединился к восстанию против Папы Григория XVI, а в 1860 г. объединился в королевство Италия.
Герб города представляет собой голубой щит, увенчанный короной, на котором сидит красный грифон. Легенда гласит, что давным-давно на территории между Нарни и Перуджей жил грифон, причинявший обоим городам немало бед (колдовал, наверное). Оба города объединили усилия и подлую зверюгу изничтожили, поделив его пополам: на гербе Перуджи сидит белый грифон (Перуджа взяла в качестве трофея кожу чудовища), на гербе Нарни – красный (Нарни, видимо, досталась тушка).
Город
Прибыв в Нарни на велосипеде, мы попали на улавливающую парковку, откуда автовладельцам можно подняться вверх на специальном лифте. Ну а нам, как обладателям гораздо более простого транспорта, пришлось тащить его на себе,
и через некоторое время мы по via Roma мы вышли на оживленную Piazza Garibaldi. В центре ее высится фонтан (1527), стоящий над Цистерной, снабжавшей в Средние века город питьевой водой и построенной еще как римлянами (I век до н.э.). Вода попадала сюда из акведука, расположенного рядом с городом (Acquedotto della Formina). Кстати, именно на эту площадь приезжают автобусы, идущие от станции Narni Scalo. Площадь хороша! Она окружена аутентичными (я знаю, то это мое слово-паразит, но Нарни настолько аутентичен, что вам придется терпеть) домами, которые не так давно были сторожевыми башнями. Особенно хорош дом, стоящий сразу за фонтаном, и как будто составленный из нескольких старых домов, и обладающий еще и деревянной галереей с деревянными же столбиками. Сбоку фонтана имеется спуск в Цистерну.
Поднявшись по небольшому переулочку от фонтана (на одном из балконов, к слову сказать, висит красный коммунистический стяг, думаю, он и сейчас там),
мы оказываемся на небольшой, но очень уютной площади Piazza Cavour, куда выходит фасад Дуомо, где мы решаем перевести дух после затяжного подъема (через мгновение я упала на одну из двух скамеек, что там стоят). С левой стороны площади стоит бывший Palazzo Vescovile (XVII), который занимает Пинакотека. Оказывается, мы попали на площадь через ворота, известные как Arco Romano, т.к. построены ворота были из стройматериалов, оставшихся от античных зданий. В коллекции Пинакотеки имеются фрески из церквей и монастырей Нарни и окрестностей, датируемые XIV-XVI вв., жемчужиной собрания, вне сомнения, является алтарь работы Беноццо Гоццоли. Хранятся здесь и такие раритеты, как алтарь времен Каролингов (IX в.), найденный в окрестностях Нарни в курятнике (1956).
Дуомо (Duomo San Giovenale)
Кафедральный собор (Duomo San Giovenale) имеет портик с арками, и пока мы там сидели, пол в портике рьяно намывали две тетеньки. Со стороны Piazza Cavour собор как будто утопает в земле, а со стороны Piazza Garibaldi - напротив, доминирует (видимо, расположен на склоне, как и многие здания этого холмистого городка). Пристройка справа была пристроена к дворцу епископа (Palazzo Vescovile) в 1832 г., вместо третьей колонны портика. В 1936 г. при реконструкции площади под мощеной поверхностью обнаружилось большое количество захоронений VIII в. до н.э. – именно здесь хоронили первых жителей Нарни, который тогда был еще умбрийским поселением Nequinium. Долгое время этот участок земли находился за городскими стенами, в 376 г., когда здесь похоронили святого Ювенала, епископа Нарни, он все еще был пригородным кладбищем (римские законы запрещали хоронить в черте города – во избежание эпидемий). Преемник Ювенала, святой Максимус, построил на могиле предшественника небольшую часовню, где в 416 г. погребли его самого и нескольких последующих епископов, включая святого Кассия (558) и его жену Фаусту.
В 878 г. на Нарни нападает Адальберт, маркграф Тосканы, и первым делом похищает святые реликвии Ювенала и Кассия, увезя их с собой в Лукку. Феодал осмелел, в основном, благодаря тому, что был приближенным короля франков Карломана, и в это время Карломан с войском осаждал Рим, чтобы короноваться в Вечном городе на трон императора Священной Римской империи. Папа Римский Иоанн VIII попал в плен воинственным франкам и, чудом сбежав, укрылся в Провансе, ему было явно не до каких-то там мощей. Только после смерти Карломана (884) Папа находит общий язык с его преемником, Карлом Толстым, и реликвии были возвращены в Нарни. Во избежание новых похищений мощи святого Ювенала были спрятаны в секретном месте, а мощи святого Кассия погребли в новой часовне на его могиле. Часовню с тех пор стали называть Sacello di San Cassio.
В 1047 г. началось строительство существующей церкви. Строили хитро: чтобы церковь, с одной стороны, была внутри городских стен (хотя город и вырос, но кладбище все еще оставалось за стенами), с другой – чтобы часовня была внутри новой церкви. Строительство было закончено в 1121 г. (на фасаде имеется соответствующая надпись). Освящал храм сам Папа Римский Евгений III (1145).
Фасад собора (обращенный к Piazza Cavour) был реконструирован в середине XIV века, хотя каменная кладка от трех оригинальных порталов использовалась неоднократно (экономили стройматериалы). Над правой дверью как раз и написана дата окончания строительства собора – 1121. Над правым портиком имеется еще одна дата – 1497 – тогда епископ Карло Боккарди прислал для строительства собора ломбардских мастеров, и через год был погребен в соборе, оставив после себя добрую память и герб на фризе (за компанию там имеются также гербы тогдашних церковного старшины и мэра). Последние масштабные перестройки были завершены в XV веке, когда собору добавили еще один портик, а внутренние – в 1642 г.. Отдельно стоящая кампанилла собора очень хорошо видна с Via del Campanile, по правую сторону церкви.
Неф и приделы сохранили свой оригинальный романский облик. Неф от приделов отделяют колоннады по 8 коринфских колонн, четвертый придел был добавлен в XIV в., чтобы включить Sacello di San Cassio в стены собора. Многоугольная апсида была восстановлена в готическом стиле в 1322 г. На стенах частично сохранились фрески XV века, приписываемые Маэстро ди Нарни, а богато инкрустированные хоры – подарок кардинала Берардо Эроли (1474). Кафедра проповедника, как и колонны, выполнена из песчаника (1490), а рельефы на ее боках изображают Мадонну с младенцем и святых Ювенала и Кассия (слева), а также святых Иакова, Петра и Павла (справа). Мощи святого Ювенала были вновь обретены в скале позади Sacello di San Cassio в 1642 г. (напомню, что запрятали их в 884 г., и, видать, забыли, где искать) и были захоронены под главным алтарем. В связи с этим знаменательным событием интерьер церкви был перестроен в барочном стиле (1662-1714), не без поддержки кардинала Джузеппе Сакрипонте, который примерно в это же время (1710) активно занимался беатификацией Святой Лючии из Нарни (ага, я тоже не знала, что значит это умное слово – а означает оно причисление к лику святых, первую ступень канонизации у католиков, когда начинается местное почитание канонизированного подвижника). При перестройке собор обзавелся новой криптой, парадной лестницей с мраморными балюстрадами и главным алтарем с балдахином. Под главным алтарем, кстати, и расположена крипта, сквозь стеклянные двери видны гробницы святых Ювенала и Кассия.
Остатки Sacello di San Cassio (IX) после постройки собора расположены в четвертом пролете правого придела – выше мраморного экрана заметны фрагменты стены старинной часовни. Часть подземного склепа находится позади экрана, но большая часть усыпальницы была разрушена в XIV веке, во время строительства этого самого придела. Одна из арок между колоннами придела чуть больше, чем остальные – вероятно, она когда-то и была входом в часовню. В 1953 г., после реставрационных работ, росписи стен часовни, датированные XII-XIII вв., были освобождены от последующих наслоений. Надписи на левой стене повествуют о захоронении здесь епископа Панкрация II (493), сына епископа Панкрация I (455) и брата епископа Эрколе (470). Остальные части часовни претерпели существенные изменения: мощи святого Кассия были перенесены в главный алтарь в 1679 г., запрестольный образ часовни составлен из множества фрагментов уже в XV веке, а покрытие пола часовни было составлено в XVII веке из более древних фрагментов. Рядом видны остатки каменной кладки – это не что иное, как крепостная стена, окружавшая римский город.
Слева и чуть позади от алтаря имеются ступеньки, ведущие вниз в каморку в скале, в которой были скрыты от похитителей мощи святого Ювенала (884), когда их вернули из церкви Сан-Фредиано в Лукке. Их потеряли из виду, и нашли только в 1642 г. Сами мощи теперь хранятся под алтарем, а пустой гроб IX века из песчаника по-прежнему стоит в скале. Экран поперек входа в пещерку украшен рельефом с изображением Божьих агнцев и распятия, надпись содержит дату - 558 г. Это считается датой смерти святого Кассия и его жены Фаусты. Деревянные статуи XIV-XVI вв. в нишах изображают Пьету и святых Ювенала и Кассия.
В правом приделе собора также имеются фрески Маэстро ди Нарни (1409), изображающие Мадонну с младенцем, здесь же, на левой стене второй часовни, расположена могила епископа Карло Боккарди (1498). В часовне Cappella Nuova del Santisimo Sacramento (XVIII) имеется фрагмент фрески XV века. Главная часовня, безусловно, Cappella Vecchis della Santissimo Sacramento (1490), работа ломбардских мастеров, в которой за яркими мраморными стенами и хранятся святые реликвии. А какой пол в часовне!
В правом трансепте имеется еще часовня Cappella della Beata Lucia, первоначально посвященная святой Катерине Александрийской. Кардинал Джузеппе Сакрипонте приобрел эту капеллу в начале XVIII в. для обустройства фамильной усыпальницы, но вскоре решает переосвятить часовню в честь местной святой – Лючии из Нарни, признанной церквями Нарни и Витербо (1710). Кардинал приобретает в Ферраре частицы мощей святой и заказывает отделку часовни Франческо Тревизани (этот художник расписывал капеллу кардинала Сан-Джузеппе в церкви Сант-Иньяцио в Риме в 1713 г.). Все фрески за алтарем, росписи купола и сводов в часовне изображают сцены из жизни святой, по левую сторону изображена смерть святого Иосифа (покровителя кардинала Сакрипанте), по правую – фреска, сохранившаяся от прежней росписи, изображающая Катерину Александрийскую, работы Бартоломео Торрезани (это единственная фреска, не выполненная Тревизани и датированная 1517 г.). В 1935 г. из Феррары в Нарни были привезены все мощи святой Лючии полностью, и теперь они хранятся в гробнице на алтаре.
В левом приделе имеется несколько поврежденная фреска конца XIII в., изображающая Страшный суд, а заалтарный образ работы Ливио Агрести (1560) представляет святого Петра с ключами от рая. Далее вы увидите саркофаг Пьетро Чези (1477), который выполнен учеником Бернардо Росселино. Гробница украшена прекрасным мраморным объемным изображением, а фреска в люнете изображает Мадонну с младенцем и ангелами (собственноручная работы маэстро Томба Чези). Пьетро Чези был знаменитым юристом и сенатором Рима (умер в 1477). Cappella della Consolazione в левом приделе была построена в конце XV века епископом Нарни, испанцем Педро Гормасом, и названа в честь запрестольного образа Madonna della Consolazione, выполненного в византийским стиле. Здесь можно взглянуть на памятник самому епископу (1515) с левой стороны, и настенную роспись работы одного из учеников Антониаццо Романо. Перед тем, как войти в часовню Cappella della Consolazione, обратите внимание на памятник (1600) епископу Эроло Эроли. В конце придела стоит цветная деревянная статуя (1475), пожертвованная для церкви Сан-Антонио меценатами. Позади статуи имеется фреска XV века, изображающая Святую Лючию, работы ученика Пьера Маттео д'Амелия, и фрагмент древней фрески (1236), с изображениями Христа и Мадонны.
Via Garibaldi - Chiesa di San Francesco
А мы покидаем темный собор и устремляемся к Via Garibaldi (вправо от собора, если стоять к фасаду лицом), наш путь отмечают высеченные средневековые башни справа. Надо же, несмотря на то, что Нарни был гвельфским городом, в нем откуда-то взялись гибеллины (это одна из моих теорий, что такие вот суровые высокие башни – первый признак того, что в городе велись распри между гвельфами и гибеллинами). На углу Piazza Cavour и Via Garibaldi стоит здание, при сооружении которого совершенно точно использовались фрагменты римской стены (299 г до н.э.), которая некогда окружала римскую колонию Нарния.
В правом приделе собора, кстати, не так давно также были обнаружены части крепостной римской стены (1953), что как раз и подтверждает, что гробницы святых располагались в римские времени за стенами. В те далекие времена Via Flaminia входила в Нарни и шла по той улице, которую мы сейчас знаем как Via Garibaldi (тогда она носила название Cardo Maximus).
Повернув на первом же перекрестке налево, мы прогулялись по Via del Campanile, к кампанилле Дуомо. Нижняя часть башни построена из песчаника (XII), она осталась от оригинальной церкви, верхняя часть из кирпича датируется XV веком. Далее по улице вы увидите церковь Сан-Франциско, за которым высится внушительный фасад Palazzo Eroli. Дворец был построен в XIV веке, перестроен в XVII. Из палаццо в церковь когда-то вела специальная дверь, ведущая прямо в семейную часовню. Владельцы жили во дворце вплоть до 1984 г., а затем его приобрела провинция Терни и открыла в нем музей (Museo Eroli). Кроме археологических коллекций и предметов старины, здесь имеется картинная галерея, в которой есть такие шедевры, как алтарная роспись Доменико Гирландайо и «Благовещение» Беноццо Гоццоли, заказанные в свое время кардиналом Берардо Эроли.
Сайт музея http://www.museoeroli.it/
Церковь Святого Франциска (Chiesa di San Francesco) была построена на этом месте около 1226 г. (после смерти святого в умбрийском городе Санта-Мария дельи Анжели близ Ассизи), вокруг церкви со временем вырос женский францисканский монастырь, действующий до 1860 г. Фасад был построен в XIV в., в XVII в. с него убрали окно-розетку и добавили в нишу над порталом фреску с изображением Мадонны ди Лорето. Интерьер представляет собой неф и два придела, многоугольная апсида была построена в 1337 г., а боковые часовни добавили в XIV-XV вв. Церковь была очень грубо отреставрирована в 1858 г., и пережила пожар в 1998 г.
Главное богатство церкви – это фрески, обильно покрывающие ее стены. Первая часовня справа – часовня Эроли, та самая, куда члены этой знатной семьи попадали через специальную дверцу прямо из своего дворца. Кардинал Берардо Эроли заказал для семейной капеллы цикл фресок (1470) мастеру Pierantonio Mezzastris по мотивам жития Святого Франциска, и они до сих пор покрывают стены часовни. Цикл включает также две сцены из жизни Святого Бернара Сиенского, которому, собственно, часовня и посвящена: «Святой Бернар перед епископом Сиенским (будущим Папой Евгением IV)» и «Святой Бернар воскрешает женщину». Колонны церкви тоже покрыты фресками, в основном, XV века. Во второй часовне справа имеются фрески XIV века.
Часовни слева: во второй капелле – поврежденная фреска, изображающая Святого Георгия, поражающего дракона (Маэстро ди Нарни, 1409). В третьей – фрески, изображающие двух Мадонн (Маэстро дела Дормито, XIV и Маэстро ди Нарни, 1409). В четвертой – снова Маэстро ди Нарни, фрески с изображением Святой Троицы и Иоанна Крестителя. Фреска Троицы использует иконографию трехголового Христа. Стены ризницы также расписаны фресками на темы Нового и Ветхого Заветов (1570), их заказала некая торговая компания Сан-Джузеппе мастеру Алессандро Торрезани.
Фото фресок см. на wwwprovincia.terni.it
Для желающих посмотреть места, связанные со Святым Франциском, в 14 км от Нарни имеется монастырь-святилище Speco di San Francesco, где святой прожил некоторое время (1213) и сотворил немало чудес.
Piazza dei Priori
Первый переулок направо после Сан-Франческо приведет вас к Piazza dei Priori и Palazzo Comunale. Когда-то именно здесь был римский форум, а затем – средневековая площадь Platea Maior. В конце площади с левой стороны – фонтан, к ограждению которого мы пристегнули свои велосипеды, и далее осматривали город пешком. Напротив нас высятся (слева направо) Loggia dei Priori; Torre Civica; и Palazzo Sacripante (XIII, со средневековыми рельефами на фасаде). Фонтан, к слову, не простой, а имеет имя собственное - Fontana di Piazza dei Priori. Считается, что построили его по образу и подобию Fontana Maggiore в Перудже (1274). Вода сюда поступала из подземной цистерны, в которую, в свою очередь, воду подавал городской акведук (Acquedotto della Formina). Бронзовая чаша фонтана была отлита из старинного колокола и имеет дату – 1303.
В 1273 г. коммунальный совет Нарни приобретает на площади несколько зданий – видимо, для того, чтобы построить для совета большой дворец. Место было выбрано не случайно: при римлянах именно здесь высилось здание суда. Нынешнее здание Palazzo dei Priori приписывают Маттео Гаттапоне, оно было построено, скорее всего, около 1373-1377 гг. – на фасаде дворца имеется герб семьи Орсини, а Орсини управляли Нарни именно в эти годы. Здание четко делится на две части – их явно строили из разных стройматериалов. Нижний уровень, включающий в себя две внушительные арки и портал справа, был построен в XIV веке, верхняя часть надстраивалась столетием позже. Башня Torre Civica датируется XIV веком, в ней хранился городской архив и казна. В нижней части фасада все еще имеются железные кольца, куда приковывали нарушителей законов Нарни. С правой стороны имеется небольшой мраморный балкончик – вероятно, с него зачитывали новые постановления городского совета. С 1618 до 1800 гг. здание использовалось как приходская школа.
Напротив Palazzo Priori высится суровый фасад Palazzo Comunale (на первом этаже здания расположено турбюро). Если попадете внутрь, то обязательно взгляните на Зал Совета (Sala del Consiglio) и экспозицию римских и средневековых древностей в атриуме дворца. Кроме погребальных плит с надписями на латыни, там имеются остатки памятника Джордано Бруно. Он был установлен на Piazza Cavour в 1910 г. в честь 50-летия объединения Италии и установки памятника ученому на римской площади Кампо дель Фиоре. Памятник разрушили в 1926 г., когда к власти пришли фашисты. Живой интерес вызвали Mensa Ponderaria – специальные каменные баки, мера веса зерновых. Один из раритетов музея – египетский саркофаг с мумией молодой женщины, который привез в родной город историк Эдоардо Мартинори в 1920 г. Имеются во дворец фрески XV века, но главное сокровище дворца, безусловно, алтарь работы Доменико Гирландайо, который был заказан кардиналом Берардо Эроли для церкви Сан-Джироламо, а сейчас выставлен в Зале Совета.
Дворец был построен из трех мощных смежных башен около 1273 г., на фасаде до сих пор заметны стыки, где башня переходит в башню, и арки, где был вход в каждую башню. Окна дворца напоминают окна Palazzo Venezia в Риме и Palazzo di Giustizia в Перудже. Автором нового фасада с новыми окнами считается Бернардино да Сеттиньяно, который, согласно труду Вазари о великих зодчих, в 1449 г. трудился в Нарни по приказу Папы Николая V. Городской совет въехал в новое здание в 1521 г. Там, где сейчас расположено турбюро, в Средние века была часовня, позднее ее упразднили, но кусок портала с небольшими колонами и рельефами с мифическими животными и всадниками – остался. Когда-то фасад был украшен гербами подест, губернаторов и кардиналов, некоторые еще заметны. В XVI веке верхний зал дворца использовался как театр.
Церковь Santa Maria Impensole – бывший монастырь San Domenico
Дальше мы идем по Via Mazzini и вскоре видим с правой стороны улицы церковь Santa Maria Impensole (X), получившей свое название благодаря тому, что построена на склоне холма. Ее уникальность в том, что она состоит из трех частей, построенных одна на другой: существующая церковь, которая описана в хрониках как «Sancta Maria in Pisile», была возведена около 1100 г., более ранняя церковь датируется VIII-IX вв. (это крипта существующей церкви), и в самом низу имеется римский домус.
Название самой верхней церкви, происходит от римского слова «pensilis» - «висящий». Вероятно, в раннем Средневековье, когда уровень улицы был еще не столь высоким, было еще заметно, что церковь стоит прямо на более древнем храме. Построили ее около 1100 г., а дата 1175 на ее фасаде означает, скорее всего, дату одной из перестроек. Она имеет строгие очертания, но портал украшен цветами и фигурками животных: ягненка, льва, орла, павлина. Интерьер церкви был отреставрирован в 2002 г. Третья колонна справа имеет интересную капитель, украшенную рельефом, на котором христианский мученик атакован медведями. Фрески работы Маэстро ди Нарни и его учеников изображают Мадонну с младенцем и святыми и датированы началом XV века.
Попасть в более низкую церковь можно через дверь на левой внешней стене верхней церкви (там висело объявление, что лучше всего заказывать экскурсии в Narni Sotterranea). Она предельно проста: неф с двумя боковыми проходами, две колоннады, а ее пресвитерия – пол церкви верхней. В дальнем конце имеются две римские цистерны (I в. до н.э.). Читала, что самая нижняя церковь была языческим храмом Вакха, но туда попасть не удалось.
Неподалеку стоит Palazzo Scotti (дом № 7 по Via Mazzini). Дворец к примкнувшей к нему гораздо более старой башней был построен для кардинала Джованни Бернардо Скотти (Giovanni Bernardo Scotti) в XVI в. Если дверь будет приоткрыта, обязательно загляните во внутренний дворик, где можно зглянуть на красивую лоджию. Внутри дворца имеются фрески Цуккари (Zuccari, 1581), но туда мы не попали. Далее по Via Mazzini мы встречаем три высокие старинные башни, известные как Torre dei Marzi (XIV). На портале центральной башни имеется надпись «Ludovicus Martius», в 1427 г. в ней родился итальянский гуманист Галеотто Марцио (Galeotto Marzio).
***
Далее мы идем по Via Mazzini, и по достижении Piazza XIII Giugno (названной в память об освобождении в этот день 1944 г. Нарни от фашистов) сворачиваем влево, к садам Сан-Бернардо (Giardino di San Bernardo), разбитых на месте цистерианского монастыря, разрушенного до основания в XIX в. В саду с левой стороны сохранились остатки кампаниллы церкви Сан-Бернардо (San Bernardo).
Со смотровой площадки очень хорошо видено аббатство Святого Кассия (Abbazia di San Cassiano).
Рядом с площадью Piazza XIII Giugno расположен также бывший монастырь Сан-Доменико (San Domenico), откуда можно пройти в подземную церковь Сан-Анджело (Sant' Angelo), чьи помещения использовались инквизицией в XVI веке.
Церковь Сан-Доминико была первым Дуомо Нарни, построенным на месте римского храма Минервы. Изначально храм освятили в как церковь Санта-Мария Маджоре (1148), но в 1303 г. его переосвятили в честь Святого Доминика, т.к. земли вокруг церкви отдали пришедшим в 1253 г. в Нарни доминиканцам. Монастырь был разрушен в 1527 г., когда Нарни захватили войска Карла V, и только в 1715 г. церковь более-менее восстановили. В период наполеоновских войн монастырь и церковь секуляризовали. Когда здания перешли городу в 1867 г., то были они в весьма плачевном состоянии, хорошо хоть произведения искусства отсюда своевременно перевезли в Пинакотеку Нарни. Монастырский комплекс перестроили в XX в. и используют как помещения для архива и публичной библиотеки.
Фасад церкви датируется XIII веком, над главным входом имеются скульптурные изображения голов – человеческой и животного (XII). Портал явно скомпонован из римских фрагментов. Если присмотреться, то можно различить на фасаде изображение фигуры в колеснице, которую тянут грифоны. Часовни были пристроены к церкви, когда она уже перешла доминиканцам, 4-ая часовня справа принадлежит, кстати, семье Gattamelata (знаменитого кондотьера). Внутри стоит взглянуть на дарохранительницу работы Агостино ди Дуччио (Agostino di Duccio) с правой стороны и надгробный памятник работы Габриэля Массеи (Gabriele Massei, 1494) с левой.
Из сохранившихся средневековых фресок особо отмечу следующие:
- распятие XIV века с изображением Девы Марии и Иоанна Крестителя;
- фреску, приписываемую маэстро Дормитио ди Терни (Dormitio di Terni) на второй колонне справа;
- фрески, приписываемые Маэстро ди Нарни (Maestro di Narni, 1490), изображающие святого Георгия и змия (слева), а также восшествие святого Хьюго на престол (с правой стороны);
- фреску с изображением Святой Лючии и Богоматери работы одного из учеников Бартоломео ди Томазо (Bartolomeo di Tommaso, XV век) на стене близ второй часовни справа;
- фреску XV века, изображающую Мадонну с младенцем и Святого Доминика – в часовне в апсиде в конце левого прохода, работы учеников Пьера Маттео д’ Амелия (Pier Matteo d’ Amelia), сохранилась часть фигуры другого доминиканского святого – предположительно, это святой Фома Аквинский;
- фрески XVI века в правой часовне апсиды, приписываемые Джованни Франческо Перини (Giovanni Francesco Perini), часть фресок перенесена в Пинакотеку.
Под церковью Сан-Доменико до бывшего монастыря Сан-Бернардо имеется целый комплекс подземных помещений, который использовался монахами, вероятно, для хранения вин и продуктов, скорее всего, и прятаться сюда было можно, а то и подземный ход за пределы города имелся. После того, как в монастыре похозяйничали солдаты Наполеона, а затем Нарни бомбили во время Второй мировой, часть подземных ходов осыпалась и была открыта только в 1979 г. Тогда же была обнаружена церковь Святого Ангела XII века, которую наполеоновские войска использовали как винный погреб по причине прекрасного микроклимата. В 2000 г. церковь освятили в честь Святой Марии (Santa Maria della Rupe), и только пару лет спустя в некоей хронике обнаружилось, что она была известна в Средние века как церковь Михаила Архангела, с тех пор ее и называют Сан-Анджело. Предположительно, церковь первоначально относилась к бернардинскому монастырю, об этом свидетельствует его цистерианская архитектура (прекрасная акустика там, кстати). На стенах церкви сохранились фрески XII века, изображающие святого Михаила: слева – святой, поражающий дракона, справа – святой, взвешивающий души умерших. Кроме этих, имеются фрески XII-XIII вв., изображающие евангелистов, вознесение Девы Марии, Мадонну с младенцем вместе с доминиканскими святыми (святые были добавлены в 1303 г., когда участок приобрели доминиканцы), а свод расписан «под небо», с Божественным Агнцем, луной и солнцем, символизирующими альфу и омегу всего сущего.
Осмотр подземных помещений продолжается в большой комнате, в которой имеется большая цистерна и остатки тротуара, который когда-то пролегал у римского дома (можно представить себе, как вырос с тех пор уровень города – и какой толщины культурный слой). В комнате представлены копии инструментов, которыми римские архитекторы строили акведук дела Форминиа (Acquedotto della Formina, он расположен в окрестностях города). Информационные стенды на стенах как раз рассказывают о его постройке и прочих гидравлических работах в Нарни в римскую эпоху.
Длинный коридор ведет нас в помещения инквизиции, они расположены как раз под апсидой Сан-Доменико. Здесь представлены пыточные инструменты в ассортименте, которые тут и лежали все прошедшие века. К пыточной камере примыкают камеры заключенных, и на стенах еще можно различить надписи и цифры: вероятно, люди пытались вести календарь и считать количество дней, проведенное в темнице. Часто повторяется монограмма HIS и дата 1759. Справа от входа даже имеется изображение дерева, к которому привязаны голуби, держащие в клювах оливковые ветви, а ниже на голубей охотится дядька-охотник. Предполагают, что все это - намек на преследование иезуитов доминиканцами. Примечательно, что в большинстве надписей вместо буквы Д используется буква Т – так заключенные выражали свою ненависть к тюремщикам-доминиканцам.
Прогулка по подземельям заканчивается комнатой над погребом, где имеются фотографии пыточного инвентаря и можно подняться в церковь Сан-Доменико и посмотреть на тамошние фрески.
Внимание! Посещение подземной церкви – только путем заказа экскурсии в турбюро!
http://www.narnisotterranea.it/INGLESE/index2.htm
Церковь Santa Restituta – церковь Sant' Agostino - Piazza Garibaldi
Via Mazzini продолжается до церкви Санта-Реститута (Santa Restituta) по левой стороне улицы. Она была построена между 1563 – 1604 гг. на средства Паоло Орсини ди Нарни и епископа Чези, и посвящена римской мученице Святой Реституте (272). Позже вокруг храма возвели монастырь кларисок, настоятельницей которого стала представительница еще одного знатного римского рода – Юсебия Боргезе (Eusebia Borghese). Пару веков монастырь существовал на средства знатных семей, чьи представительницы регулярно принимали постриг в этой обители, затем обнищал и был закрыт. Внутри стоит взглянуть на красочный алтарь и росписи XVII в. работы мастеров Cavalier d' Arpino и Antonio Gherardi.
Переход между Via Mazzini и Piazza Galeotto Marzio когда-то был частью римских ворот, за ними Via Flaminia, соединявшая Рим с Адриатическим побережьем, шла на север. Via della Mura, уходящая с Piazza Galeotto Marzio, идет вдоль бывших средневековых стен, и выходит к воротам Porta della Fiera и средневековой башне. Отсюда можно гулять дальше по Via Gattamelata, которая повторяет рисунок крепостной римской стены (вместе с улицей Via Marcellina, которая приведет вас обратно к Piazza Galeotto Marzio). Via Gattamelata была названа в честь известного кондотьера Эразмо ди Нарни (Erasmo di Narni), прозванного Gattamelata по имени своей матери, Melania Gattelli da Todi. Дом, где родился кондотьер, неплохо сохранился и расположен под № 113 по Via Gattamelata. В этой части города особенно заметны черты римской планировки. В доме № 16 по той же улице родилась святая Лючия из Нарни, чьи мощи хранятся в соборе Нарни. Улица заканчивается у церкви Святого Августина, от ее начинается переулок Via del Asilo, переходящий в Via Caterina Franceschi Ferrucci (также повторяющей рисунок римских стен), которая приводит нас к Via Garibaldi, чуть левее расположены Piazza Cavour и Piazza Garibaldi.
Церковь Святого Августина (Sant' Agostino) была построена на месте храма XII века, посвященного святому Андрею. В 1266 г. в Нарни пришли августинцы, призванные сюда епископом Орландо, членом нового ордена. Они довольно быстро освоились на новом месте, прикупили себе землицы, и затеяли в 1311 г. строительство, которое продолжалось до конца века. Здание новой церкви получилось выше городской стены и выглядит нависающим на краю утеса, хотя стоит надежно вот уже 700 лет. Фасад имеет единственный портал, украшенный фреской XV века с изображением Мадонны с младенцем и святыми Андреем и Августином. Фрески апсиды датируются XIV-XV вв. и были открыты недавно, после реставрации 1991 г. – с XVIII в. они прятались за пышной барочной лепкой. Большинство их приписывают маэстро Дормитио ди Терни. В капелле San Sebastiano имеются фрески Лоренцо и Бартоломео Торресани (1540). Кроме того, стоит взглянуть на фреску Мадонны с младенцем (1482) работы Пьера Маттео д' Амелия с правой стороны двери. Заалтарный образ, изображающий святых Монику, Андрея, Августина и Николая из Толентино был выполнен учеником Антониаццо Романо. Ризница хранит распятие (1500) и фрагмент фрески (1482) со святым Себастьяном (Пьер Маттео д' Амелия).
Средневековый Нарни
Наша прогулка по средневековому Нарни (до этого мы смотрели, пожалуй, в основном, римский Нарни) начинается снова с Piazza Garibaldi: мы идем по Via del Monte, а затем по Via Ferronia, выйдя к Rocca Albornoz, или просто Rocca.
Папский контроль над Нарни в Средние века заключался в том, что в город присылали кардинала, преимущественно из знатной римской (а, значит, лояльной Папе) семьи. Так в Нарни и появились Орсини, к примеру. Кардинал Альборноз (Albornoz) же отметился сооружением мощной крепости на месте монастыря кларисок, которую назвали в его честь. Строили замок Уголино ди Монтемарте (Ugolino di Montemarte) и Маттео Гаттапоне (Matteo Gattapone) . Первый также считается автором Loggia dei Priori на dei Priori. Строительство длилось 11 лет – с 1367 по 1378 гг., и перед заказчиком предстала внушительная крепость, двери которой были украшены гербами Пап Григория XI и Урбана V, и двух кардиналов - Angelico Grimonard и Filippo d'Alençon. В 1405 г. в крепости возводится бастион, замок в замке, с собственной водяной цистерной и башней наблюдения. Сообщался бастион с остальной крепостью через потайной подземный ход. Замок как бы замыкает фортификационные укрепления Нарни, он господствует над городом и ясно дает понять, кто в Нарни хозяин – замок контролировался папскими войсками, и только в 1539 г. ключи от крепости оказались в руках городского совета Нарни. За долгие века своей истории замок повидал Пап, кардиналов, императоров, но был он прежде всего военным сооружением и в самом конце своей истории – тюрьмой. В плане крепость имеет форму квадрата, с четырьмя башнями по углам: San Bernardo, San Filippo, San Giacomo и самая высокая - "Mastio". Замок окружен рвом и валами.
Здесь же расположен источник Sorgente di Feronia. В стародавние времена здесь было святилище, посвященное богине Сабине Ферронии, покровительнице воды и лесов. Хроники сохранили записи (1100) об этом месте, куда даже при христианах бегали совершать жертвоприношения. Фонтан был построен в этом месте в XIII в. и был восстановлен в 1582 г. Обратно к город мы возвращаемся по Via Ferronia и Via del Monte. Не доходя до конца последней, поверните направо и следуйте по Via Nerva до церкви Santa Margherita. Улица, к слову, была названа в честь римского императора Маркуса Нервы, родившегося в Нарни в 96 г. до н.э.
Церковь Santa Margherita была построена около 1602 г. по настоянию епископа Анджело Чези, в составе женского бенедиктинского монастыря, где принимали постриг женщины из знатнейших семей города. Монастырь упразднили в XIX в., оставшихся монахинь отправили в монастырь кларисок (от него сейчас осталась только церковь Santa Restituta), открытый одновременно с монастырем бенедиктинок. Церковь имеет необычный двусторонний фасад. Мемориальная доска на стене повествует об истории создания внутреннего церковного убранства: некий Aurelio Amigazzi di Bergamo подарил церкви интерьер в 1606 г. в обмен на вечные мессы о спасении души. Авторство фресок Помаранчо (Pomarancio), Цуккари (Zuccari) и Антонио Циркогнани (Antonio Circognani).
Дальше дорога присоединяется к Via Roma (напротив будет военный мемориал), смело проходите через Porta Ternana, возведенные в 1486 г. по приказу Папы Сикста IV как часть фортификационных сооружений Нарни, их иногда называют Porta della Arvolte. Спускаемся вниз по Via Roma и сворачиваем на первом повороте влево, чтобы пойти через парк прямо к монастырю/крепости Сан-Джироламо (Convento/Castello di San Girolamo).
Согласно хроникам, бенедиктинский монастырь был здесь уже в XII веке, затем он переходил от доминиканцев к августинцам, после чего в 1413 г. был заброшен. В 1465 г. кардинал Берардо Эроли получает разрешение Папы Павла II на восстановление монастыря, открытие здесь женского францисканского монастыря и постройку новой церкви. Затем кардинал замыслил переселить сюда часть монахов из монастыря Сан-Паоло в Сполето (им же основанного). Монахи заупрямились – мол, не почитают они святого Джироламо, но кардинал был еще упрямее, и в 1471 г. сюда прибыли первые монахи из Сполето. Монастырь был закрыт в 1860 г., а в 1896 г. его купил принц Valbranca и переоборудовал в замок как приданое для дочери, вступавшей в брак с принцем Бурбоном. Город приобрел комплекс в 1975 г., но впоследствии он все равно пришел в упадок. Произведения искусства из монастырской церкви разошлись по музеям: две фрески, включая фреску Гирландайо, находятся сейчас в Зале Совета Palazzo Comunale, три друге – в Пинакотеке.
Вокруг Нарни
Если вам нужно вернуться в город, то идете по Via Roma к Piazza Garibaldi, мы же позорно капитулировали в Терни, и совершенно напрасно, ибо неподалеку от Нарни имеется еще несколько интересных объектов. Возможно, вы будете к нам снисходительнее, когда увидите, какой подъем нам пришлось преодолеть с велосипедами в руках – сначала в Нарни, затем – к паре крепостей – нас по пути даже автомобилисты жалели.
Тем не менее, оказавшись поблизости, не упустите возможности посмотреть, к примеру, церковь Santa Maria del Piano (1483), расположенную в долине Нарни, близ станции Narni Scalo. Фрески внутри выполнены Маэсто ди Нарни в 1409 г. и учеником Пьера Маттео д’ Амелиа (начало XVI в.)
Одна из самых важных достопримечательностей в окрестностях Нарни – мост Августа (Ponte di Augusto), датируемый 27 г. до н.э. Построенный во время правления императора Августа, к 1060 г. мост стал разрушаться (все-таки он перенес землетрясение847 г.!), и сегодня сохранилась только одна арка из четырех. С пешеходного моста по соседству, говорят, открывается изумительный вид на аббатство San Cassiano. До него даже можно дойти пешком – по тропинке между рекой и железной дорогой, оставив мост Августа слева, и затем – через автостоянку и по лесу.
Аббатство Сан-Кассиано (Abbazia di San Cassiano), которое мы видели с высоты Нарни, со смотровой площадки в садах бывшего бернардинского монастыря. Первое упоминание о монастыре датировано 1081 г., но полагают, что монастырь здесь был уже в VI веке, вернее, византийских монастыря-близнеца на Via Flaminia было 2 – один был посвящен святому Кассию, второй – святому Ювеналу, они охраняли дорогу, соединяющую Рим и Равенну. Церковь перестроили в 1334 г., в 1453 г. монастырь перешел во владение кардиналу Берардо Эроли, который обнес его зубчатой стеной. В XV-XVIII вв. монастырь постепенно приходил в упадок и перешел в частную собственность в 1849 г. В 1960 г. его экспроприировало государство, провело масштабную реконструкцию, и открыло здесь небольшое бенедиктинское сообщество, где живут и мужчины, и женщины. Церковь и монастырь открыты во время воскресной мессы. Договориться о посещении аббатства во внемессовое время можно по телефонам 0744 72 20 80 или 347 22 39 395.
В той же местности имеется святилище Santa Maria del Ponte (1716 - 22), построенное в виде искусственной пещеры, где хранится чудотворная фреска с изображением Мадонны с младенцем (XII), которую некий охотник нашел в 1714 г. Кроме этой, в церкви имеются также остатки фресок XIII, XIV и XV вв., таким образом, логично предположить, что здесь когда-то просто стояла церковь примерно XII века. В 1724 г. архитектору Джованнини было поручено построить новую церковь, чтобы вместить всех паломников, что и было выполнено – с размахом.
Неподалеку имеется также акведук (Acquedotto della Formina), доставлявший воду в город. Построил его тезка и прадед будущего императора Маркуса Нервы около 33 г. н.э. Акведук исправно работал до 1924 г.! Большинство инженерных конструкций акведука расположено под землей, но наверх выходит его часть, превратившаяся со временем в мост Кардона (Ponte Cardona).
Ссылки
http://www.comune.narni.tr.it/
http://en.wikipedia.org/wiki/Narni
http://it.wikipedia.org/wiki/Narni
http://www.narnia.it/
http://www.umbriatravel.com/narni.asp
http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/G … /home.html
http://www.italianvisits.com/umbria/narni/
http://www.bellaumbria.net/Narni/home_eng.htm
http://www.english.umbria2000.it/?citta=055022
http://members.tripod.com/romeartlover/Narni1.html
http://www.ktucitywalks.co.uk/126.html