Сайт швейцарских железных дорог http://www.sbb.ch/
В Швейцарии настолько развита сеть железных дорог, что машина из средства передвижения превращается не просто в роскошь, но и вовсе в обузу. Судите сами – на поезде можно доехать куда угодно, быстро и сравнительно недорого, расписание составлено настолько удачно, что даже если поездами стыковка 2 минуты и вам нужно пересесть, вы успеете. Поезда ходят строго по расписанию (кроме кантона Тичино и поездов «Интерсити», что идут из Венеции и Милана, у итальянцев, видимо, проблемы с пунктуальностью)
Мы купили проездные по Швейцарии Swiss Pass – 15 дней без ограничений числа поездок на все виды транспорта, кроме некоторых панорамных поездов и частных фуникулеров. Поскольку 2 человека, путешествующие вместе, уже группа, дается значительная скидка – тогда билет стоит 262 доллара на человека.
Мы долго не могли понять, как ими пользоваться, и сомневались, что можно просто войти и ехать, но так оно и было на самом деле: выбираешь поезд, садишься и едешь куда хочешь. При этом предъявляешь билет контролеру, и все. Билеты именные, поэтому могут попросить паспорт, но у нас ни разу не спросили. Билеты без указания мест – просто билеты, 2й класс (если сядете в 1й, попросят доплатить). Если хотите ехать на панорамном поезде (они ходят по специально проложенным маршрутам, например, Церматт-Давос), то ваш проездной дает скидку 25-30%.
Однако один раз мы ехали на панорамном поезде Voralpen Express, и там нас не просили доплатить. Видимо, все дело было в том, что это был единственный способ добраться от одного нужного нам города до другого, и в таких случаях считается, что это обычный поезд Ничем таким особенным экспресс от обычного поезда не отличается – просто виды за окном красивые, но из окна любого поезда можно увидеть виды не хуже.
Проезд на городских видах транспорта и пароходиках по озерам тоже бесплатный. Причем на городском транспорте у нас билеты вообще нигде не проверили! То есть проезд на городском транспорте условно бесплатный (это не есть рекомендация ездить без билета!)
Проездной удобен еще и тем, что вы не думаете, каким поездом поехать – подороже или подешевле, а просто садитесь и едете на том, что больше по времени подходит.
В итоге по приблизительным прикидкам, мы не только оправдали стоимость билетов, но и накатали раза в 2,5 больше стоимости, поэтому если вы хотите много ездить, то такой билет необходимо взять.
Вагоны бывают первого и второго классов – ищите большие цифры на боку каждого вагона. Перед приходом поезда на перрон обычно объявляют, в каком секторе перрона (А, Б, С и т.п.) будут стоять вагоны какого класса. Делятся вагоны также на курящие и некурящие – об этом вам сообщит рисунок сигареты (зачеркнутый – для некурящих). Иногда половина вагона для курящих. И в таком случае вагон перегорожен на две половинки.
Приходить на вокзал за полчаса до отправления бесполезно: поезд подадут максимум за 5 минут до отхода поезда (даже если это конечная), причем даже за это короткое время все успевают зайти, при этом не пихаясь локтями.
Про ночные поезда
http://rw.travel.ru/rw_europe/night_train.html
Железные дороги стран мира
http://rw.travel.ru/rw_world/
и на нашем сайте
Железные дороги стран мира
И так, мысли
Машина в Швейцарииможет стать проблемой: в Берне, например, очень сложно найти парковку, во многих городах въезд машин в Старый город запрещен, где-то парковаться можно только на 2 часа, а потом нужно забрать машину, да и вообще – насколько удобнее сесть в хороший кондиционированный поезд на мягкое сиденье, и любоваться видами гор и озер, проплывающих мимо, чем судорожно пытаться понять, куда ехать
Про аренду автомашины в Европе вообще, и в Швейцарии, в частности. Давайте прикинем, как оно на самом деле. Сначала по деньгам. Аренда средней такой автомашины стоит около 50 евро, если брать ее на 2 недели, можно скостить цену до 40, это минимум. На 15 дней только аренда-600 евро. Бензин, который стоит в разных местах от 1,2 евро - еще столько же. А плюс еще автомобильные карты (тоже денег стоят), парковки, платные дороги, штраф, если не дай бог, что, опять же писать по кустам там не принято).
Плюс тот факт, что в большинстве старых городов парковаться в историческом центре нельзя в принципе, и вам придется добираться до того самого центра либо пешком (долго), либо на общественном транспорте за денюжки (проездного-то у вас нет). Опять же пароходики и фуникулеры, которые по проездному бесплатные, для вас - за деньги. Считайте сами, сколько реально будет стоить аренда машины.
Вы можете возразить, что выгодно ехать на машине вчетвером, а я вам отвечу, что по проездным проезд для сопровождающих взрослых деток до 16 лет - бесплатный, сколько бы их ни было (сама наблюдала двоих родителей с 5 детками в поезде, причем «детки» были в возрасте от 4-5 до 15-16 лет)! Это что касается денег.
А по поводу того, что это за отдых - за рулем, и какие это нервы искать, скажем, в Берне, парковку, я промолчу. К тому же, ездя везде на машине, вы лишаете себя большей части парков и пеших прогулок, коих мы большие сторонники.
Про ночные поезда http://rw.travel.ru/rw_europe/night_train.html
Железные дороги стран мира http://rw.travel.ru/rw_world/
Железные дороги Германии
Железные дороги Италии
Железные дороги Испании
Железные дороги Дании и Швеции
Железные дороги Швейцарии
Железные дороги Португалии
Железные дороги Франции
Железные дороги Норвегии
Железные дороги Бельгии
Железные дороги Австрии
Железные дороги Польши
Железные дороги Чехии