Ратуша
Современная ратуша Мехелена состоит из трех различных частей, бывшего дома суконщиков, пышного дворца в стиле «пламенеющей готики» и более-менее современного строения. Самая старая часть, готический дом суконщиков с колокольней, сделанный по образу ратуши в Брюгге, не был завершен, потому что некогда прибыльная торговля сукном не могла больше приносить необходимые средства. Большой пожар (1342), который поразил практически весь город, к счастью, не сильно повредил здание. С течением времени дом суконщиков был восстановлен, в XVII веке к нему даже добавили барочные элементы.
В начале XVI века, когда торговля сукном приостановилась, старейшины разработали план заменить дом суконщиков новым дворцом. Поскольку планы, нарисованные архитектором Кельдермансом, остались незавершенными, совет около 1614 года переехал в Савойский двор, бывший дворец Маргариты Австрийской (в настоящее время здание суда). Работы остановились в 1547 году и некоторые незавершенные и заброшенные части даже были проданы местным торговцам под магазины и склады.
Восточное крыло окончательно было завершено в XX веке в соответствии с планом Кельдерманса. В нише на первом этаже, оглядывая торговую площадь, сидит на троне самоуверенный и суровый Карл V.
Фасад со стороны улицы имеет девятнадцатиколонную аркаду и искусно разукрашенные ворота с деревянной статуей Святого Ромбо, через которые можно пройти в маленький уютный двор со статуей «Мать и ребенок» Е. Вейнантса. Внутренние покои дворца тоже заслуживают внимания, но открыты только для групп в сопровождении местного гида. На первом этаже можно найти Приемную с колоннами, палату совета и свадебный холл. В первой можно увидеть изящный гобелен XVI века, сделанный в Брюсселе и изображающий «битву в Тунисе».
Другое интересное место – палата совета, где каждый месяц встречается городской совет. Деревянная работа в стиле ренессанс была сделана во время Первой мировой войны мехеленскими столярами, чтобы избежать депортации в Германию. Третья и последняя часть ратуши – достаточно противоречивое новое L-образное крыло 1975 года. Оно отделано в современном стиле и сильно контрастирует с другими историческими зданиями комплекса.
Собор Святого Румбольта/Ромбо (St. Rumbout)
С собором связана еще одна городская легенда – в одну из темных летних ночей 1687 года сторож церкви проснулся и увидел пламя между шпилями башни.
Недолго думая, сторож ударил в набат, и поднял весь город, который сбежался к собору в полной уверенности, что вражины-антверпенцы исключительно из зависти подожгли башню собора. Все оказалось прозаично – в ту ночь светила полная яркая луна, диск которой сторож спросонья и принял за огонь. Антверпенцы не остались в долгу, и окрестили мехеленцев «гасителями луны».
Когда будете обходить собор снаружи, обратите внимание на магазин русских деликатесов Berёzka за памятником Маргарите Австрийской.
Перед собором статуя Христа с эффектно воздетыми руками и небольшой, но выразительный памятник детям, потерянным в войну… Корявые руки войны тянутся к хрупкому деревцу, а на постаменте маленькие ступни и ладошки…
Главную достопримечательность Мехелена – башню собора Св. Румбольта – видно издалека и далеко за пределами города. Незаконченный монумент высотой 97,28 м доминирует над всей областью. Если в ясную погоду подняться на 514 ступенек на вершину башни, то будет виден Антверпен и Атомиум в Брюсселе.
В рекламно=зазывном плакате говорится, что с башни в хорошую погоду даже Атомиум виден. Конечно виден, до него всего-то 18 км. Как раз пруффото
При подъеме первая остановка происходит в комнате с краном, где каждый может оценить мастерство и изобретательность средневековых конструкторов крана. 80 ступенями выше на следующем этаже, где когда-то была кузница, гид объясняет самый старый способ и основные принципы подбора колоколов и эволюцию карильонной музыки. Далеко наверху уже видны гигантские колокола старого карильона. Сальватор (8884 кг), Иисус (1640 г) и молодой колокол свободы (1947 г) – некоторые из известных колоколов, которые можно осмотреть вблизи. Карильон является гордостью и объектом обожания местных кампанологистов.
Следующие 3 этажа приводят к старым часам с 49 старыми колоколами, которые, однако, несмотря на возраст, работают идеально. Еще 39 ступенями выше – новый карильон, используемый летними месяцами для вечерних концертов известных карильонеров. Два впечатляющих карильона с общим весом в 80 тонн и 98 колоколами - не единственная достопримечательность башни, после последних ступенек выходишь на верхнюю платформы и внешний балкон, откуда открывается вид на город с высоты птичьего полета. А еще в городе есть школа карильона, расположенная в прекрасном здании в стиле рококо.
Оригинальный план башни был сделан, когда Мехелен был богатым и могущественным коммерческим и политическим центром. Что может лучше показать это, чем постройка огромной башни? Согласно проекту, башня собора Св. Румбольта должна была стать самой высокой башней не только в Нижних землях, но и во всем христианском мире. Завершенной, она должны была достигнуть потрясающих 160 метров. Финансовые проблемы в XVI веке привели к остановке реализации этого грандиозного строительного плана, когда башня достигла высоты 97,28 метра. Тем не менее, представить, какой могла бы быть башня, можно - внутри собора находится уменьшенная модель башни в том виде, как она выглядела бы, если бы ее завершили. Известный французский архитектор Вобан был так впечатлен зданием, что описал его как восьмое чудо света.
«Она очень внушительна, эта башня, даже несколько тяжеловесна, но все равно хороша. Именно разглядывая эту башню, я поняла, как давние строители сочетали прочность с "кружевным" обликом башен: высокие стрельчатые окна нижних этажей делались фальшивыми и богато украшались каменной резьбой, только верхние окна были настоящие и тоже резные. Мехеленскую башню "кружевной" не назовешь, зато веет от нее основательностью и надежностью. Каждую четверть часа звонили ее колокола, и вызванивали не короткую мелодию, а довольно продолжительную. Звук у них отменный и удивительно мягкий». С.Нарожная
Время закладки Кафедрального собора Св. Ромбо окутано тайной. Достоверно известно, что аббатство в городе было основано в VIII веке ирландским монахом Ромбо (Румбольдом), который путешествовал по Европе с целью обращения народов в христианство. Он был канонизирован после своей мученической кончины.
Неф 97 м длиной, 12 м шириной и 27 метров высотой – типичные размеры для готического стиля. Восточная часть трансепта была построена около 1217 года, западные колонны трансепта были сделаны в 1230 г. Неф с шестью арками был начат в середине XIII века. В XIV и XV веке были собраны хоры. Башню начали в 1452 году, но строительство остановилось во время Религиозных войн в XVI веке. Стройка продолжалась на протяжении жизни целой династии архитекторов Кельдерманс.
У входа в собор – захоронения нескольких военачальников Первой мировой, видимо, местных уроженцев. Прямо на входе экспозиция – в нескольких витринах рассказывается о раскопках, что здесь производились, выставлены некоторые экспонаты. Справа от того входа, в который мы вошли (центральный был отчего-то закрыт) в одной из капелл мы увидели захоронение кардинала Мерсье (о нем – чуть позже). Гармоничный центральный неф собора построен в готическом стиле. Простые круглые колонны поднимаются до уровня окон с изящными резными переплетами. Промежутки между окнами и аркадой центрального нефа были украшены лепниной позже - в период расцвета классицизма.
Одно из главных сокровищ собора – картина антверпенца Антониуса ван Дейка «Распятие Христа» (справа от главного алтаря). Роскошный главный алтарь в стиле барокко с фигурой Св. Ромбо сделан Лукасом Файдгербе из одноцветного мрамора (1665). Ученик Рубенса, он продемонстрировал в этой своей работе любовь к сложным и пышным узорам с геометрическими, растительными и цветочными мотивами. Из XVII века дошли скульптуры 12 апостолов и 4 евангелистов, которые украшают колонны нефа.
Рельефы резной деревянной кафедры работы мастера Ван дер Воорта Старшего (1721) посвящены евангельскому рассказу об обращении апостола Павла. Кафедра стоит на каменном постаменте, и ее перила вырезаны в форме упавшего дерева с множеством веток, листьев и цветов. Различные существа карабкаются по ветвям дерева.
С противоположной стороны церкви стоит тот самый макет, на котором показано, какой могла стать башня собора, если бы у города внезапно не закончились деньги.
Но самое интересное ждало нас в заалтарной части: толкнув решетку, мы вошли туда и обомлели от фресок XV-XVI вв., изображавших житие Св. Румбольта, цветные и частично сохранившиеся скульптуры XIV-XVI вв., яркие триптихи, блестящие то ли от лака, которым они были покрыты 500 лет назад, то ли от яркого цвета в храме… В одной из капелл бережно хранятся останки рыцарей, побежденных в Битве золотых шпор в 1302 г. Час пролетел незаметно!
Храм, посвященный Св.Ромбо, получил статус кафедрального собора лишь после 1559 года, когда религиозные волнения привели к переделу епархий в Бельгии. Мехелен стал резиденцией епископа. В 1794 году французские революционные войска захватили территорию Бельгии. Архиепископ Мехелена был арестован за несогласие с требованиями республиканских властей и отправлен в изгнание. И лишь в результате революции 1830 года Бельгия обрела независимость, и Мехелен снова стал резиденцией архиепископа. Таким образом, Кафедральный собор сейчас главное религиозное здание в Бельгии, потому что в Мехелене находится архиепископ страны. Сейчас это кардинал Годфрид Данеелс. Внутри собора есть могилы некоторых его предшественников. Один из них был знаменитый кардинал Мерсье.
Дезире Жозеф Мерсье, бельгийский теолог и философ, родился в 1861 году. Он стал архиепископом Мехелена в 1906 и был лидером католической церкви в Бельгии. Во время Первой мировой войны он являлся ярым противником немецкой оккупации Бельгии. Он также добивался примирения католической и англиканской церкви. Он умер в 1926 году в Брюсселе, похоронен в Мехелене.