Перед собором в скверике стоит памятник бельгийскому королю. Скромный такой, без коня и прочей атрибутики, обычной для памятников – в каске и плащике.
Это не мешает гражданам развесить по всему городу люксембургские флаги Городок тихий, чистенький, только в самом центре наблюдается некоторое оживление – там и магазины, и рестораны, и основные культурные ценности.
На площади Леопольда – мэрия, неоклассический Дом Парламента и неоготический Дворец Юстиции, скверик и танки как памятник воинам, погибшим в Первой мировой.
Туристический офис находится в старой почтовой станции XVIII века. Гроте Маркт выше, на ней расположены многочисленные кафе. Поскольку европейские граждане всегда были людьми рачительными, то строительные материалы для средневековых домов брали из того, что сохранилось от римского поселения – поэтому в стенах домов вокруг Гран пляс все еще можно увидеть части римских сооружений. Пожалуй, самое «рачительное» использование римских построек мы видели в Риме (ну, это само собой!) и Лукке – там целая площадь овальной формы (Piazza Anfiteatro) встроена в арену амфитеатра, а стены этого Колизея используются как стены домов. Но об этом я напишу в рассказе о нашем путешествии в Тоскану в июле этого года…
На соседней площади стоит римская колонна с изображением Нептуна, а если попросить ключ в одном из баров (Cafe Le d Alby), то, спустившись на несколько ступенек вниз, под здание, можно лицезреть остатки римской башни (Tour Romaine).
От центра города дорога уводит вверх – где на высоком холме стоит удивительно гармоничная церковь XVII века – все, что осталось от капуцинерского монастыря. Раньше на этом ключевом месте стоял замок графов Арлона.
В 1697 году упразднили и монастырь, возведя здесь цитадель, от которой остались и высокие стены, и бойницы в стенах, и пушки по углам,
а от одной из церквей монастыря сохранились ворота с фигуркой святого и датой – 1634.
Со смотровой площадки вдалеке виден еще один бастион,
а чуть сбоку непонятно зачем сделаны два зеленых коридора в прямом смысле этого слова – сплетенные из ветвей высаженных тут кустов.
Если есть время и желание, здесь можно посетить Люксембургский музей, открытый в 1846 году по адресу Rue des Martyrs, 13. Арлон был римским поселением, в связи с этим Галло-романский отдел этого музей гордится впечатляющей коллекцией археологических находок. Здесь более 450 статуй порядка 600 плит с барельефами из захоронений и Римских терм.
Стоит посетить и Археологический парк (находится на Rue des Thermes Romaines). В центре парка - остатки фундамента самой старой церкви в Бельгии, базилики V века. Вокруг базилики кладбище, на котором хоронили представителей династии Меровингов, начиная с VI века, сохранилось множество древних гробниц. В конце парка можно увидеть остатки римских терм и купален.
***
Обратно получилось целое приключение: только я села в поезд и впилась зубами в очередное большое сочное яблоко, как по радио что-то объявили – по-французски, народ потянулся к выходу. Некоторая часть народу (и мы) все же осталась – мало ли отчего народ выходит, может, поезд идет не со всеми остановками. Но тут по вагонам пробежал кондуктор и спросил, понимаем ли мы по-французски, получив отрицательный ответ, он почти радостно сообщил по-английски, что поступили жалобы, что в поезде слишком жарко, и пассажирам может стать плохо, поэтому этот поезд сейчас отгонят в тупик, а для пассажиров будет подан другой. Поверив, мы вышли.
«Сейчас» растянулось на час с лишним, в результате народу на платформе скопилось угрожающее количество, платформу отправления меняли несколько раз, отчего вся толпа ломилась с 2го пути на 6й, потом на 3й и обратно (прям как у нас, что не могло не радовать), а в итоге стало ясно, что все мы просто ждем следующего поезда, который идет раз в час (как и тот, с которого нас высадили). Поезд брали штурмом в лучших традициях токийского/московского метро. Ладно мы – люди спортивные, молодые, закаленные и налегке, а люди ехали в аэропорт Брюсселя с сумками, собаками и детьми! Когда радио оживлялось и что-то сердито и хрипло бухтело по-французски, мы вцеплялись мертвой хваткой в того самого кондуктора и требовали нам перевести.
В ходе разговора с кондуктором, кстати, выяснилось, что на Евростары наши билеты (проездные «Евродомино») тоже распространяются, потому что этот поезд на Брюссель – единственный. В принципе, с таким явлением мы уже сталкивались в Швейцарии: если на данном перегоне поезд, изначально не входящий в программу проездного билета, единственный, то проезд на нем для обладателей проездного бесплатен – так мы прокатились в прошлом году на «Альпийском экспрессе», панорамном поезде.
Ехали до Брюсселя в переполненном гомонящем вагоне, пассажиры, что ехали от Люксембурга, недоумевали – видимо, это был уникальный случай. Некоторые, севшие в Арлоне, пытались проскочить без билета – в нашем вагоне штрафанули девчонку, судя по ее вытянувшемуся лицу – на приличную сумму.
Наверное, кто-то из любителей передвижения по Европе на арендованной машине сейчас скажет – а мы говорили, что нужно ездить на машине! Возможно, но кто знает – а вдруг мы попали бы в пробку, когда в горах приключился бы обвал? В любом случае, это было еще одно наше туристическое приключение. А еще говорят, что часиков с 11 утра начинают в Германии проверять приличные тачки, покидающие Люксембург, на предмет наличности, ее происхождения и уплаты налогов с нее...