У реки, куда мы направились дальше, стоят две мощные круглые башни из серого камня – Брул торенс (Broeltorens),
оставшиеся от системы городских оборонительных укреплений, и датируемые XII-XIII веком.
На мосту стоит статуя, как две капли воды похожая на статую Яна Непомуцкого на Карловом мосту в Праге – она и есть Интересно, какое отношение имеет чешский святой к бельгийскому городу?
Битва золотых шпор
От правой башни нужно спуститься вниз и пройти метров 200 вдоль реки, затем вправо и через парк – к монументу, вход в скверик, где стоит монумент, виден издалека – большая арка из темного кирпича, стилизованная под ворота замка, с золотой надписью – Groeningheveld и датой - 1302.
Внутри мы увидели сначала громадные шпоры, сцепленные парой, а за ними – сам монумент – золотая женщина воинственного вида, держащая за шкирку льва и держащая в руке какой-то сельскохозяйственный инструмент – что-то вроде тяпки. У подножия дамы-победительницы – поверженные рыцари.
подойдем поближе
Спасибо вам, отважные читатели, что дочитали досюда без криков «да что же это за битва такая», или «гони историческую справку»! Итак, о битве.
Графство Фландрия было аннексировано королем Франции Филиппом Красивым
в 1300 году, а граф Ги Дампьерский оказался в плену. 18 мая 1302 года, накануне Пасхи, горожане Брюгге восстали против господства «белой лилии» и перебили весь французский гарнизон. К Брюгге присоединились соседние города, во главе движения встал бедный ткач Питер де Конинк. Аристократы примкнули к восстанию несколько позже (с их стороны восстание возглавил Виллем Ван Гулик (Willem van Gullik). То есть сочетание типа «Минин и Пожарский» придумали вовсе не у нас Памятник предводителям народного войска, как вы помните, стоит на Рыночной площади Брюгге.
В конце июня из Арраса на мятежников двинулась французская армия во главе с графом Робером д'Артуа (если вы читали "Проклятых королей у Дрюона, то, конечно, помните его) – одним из известнейших воинов того времени.
вот как его представляют в кино
В ней насчитывалось шесть с половиной тысяч воинов, из них две с половиной тысячи рыцарей - весь цвет королевства. Навстречу им выступило фламандское войско. Народу в нем было побольше - девять с половиной тысяч, но зато рыцарей всего четыреста.
11 июля на рассвете фламандцы выстроились тремя батальонами в восемь рядов на северном берегу Гронингенского ручья. Их линия щетинилась копьями, воткнутыми древком под углом в землю, воины в задних шеренгах были вооружены «годендагами» - массивными дубинами, окаванными железом на конце, с клинком, вставленным в толстый конец дубины. По войску был отдан приказ «Пленных не брать» - весьма редкий случай для эпохи, в которой источником существования целых сословий был выкуп. В полдень французы начали атаку левым флангом. При форсировании ручья рыцари нарушили строй, и маршалу Раулю де Несле пришлось строить их по новой. Казалось бы, мелочь - ведь фламандцы продолжали стоять на пригорке не шелохнувшись. Однако вся штука в том, что тяжелой бронированной коннице, чтобы разогнаться, нужно много места. Когда сверкающая доспехами лава докатилась до неприятеля, она еще не успела набрать крейсерской скорости. И тут произошло чудо: впервые в истории войн пехота устояла под ударом конных рыцарей! То же повторилось на правом фланге. Лишь в центре графу д'Артуа удалось прорвать вражеский строй и даже, как гласит легенда, оторвать полоску от фламандского знамени с черным львом на золотом поле, однако тут же на его голову обрушился удар тяжелой булавы.
В три часа дня французы побежали. На поле остались лежать канцлер Франции Пьер Флот, несколько представителей высшей знати королевства, шестьдесят баронов, сотни рыцарей и более тысячи простых воинов. Фламандцы сняли с убитых пятьсот пар одних только золотых шпор - отсюда и название, которое впоследствии получило сражение при Кортрийке. Золотые шпоры рыцарей украсили церковь Богоматери. Правда, через сотню лет их сорвали воины Карла VI и сожгли город. Так что то, что висит в церкви – копии.
В чем же историческое значение этой в сущности мелкой битвы? А значение ее в том, что Куртре теперь именуется на картах по-фламандски - Кортрейк. И в том, что Бельгия - это отдельное государство, в историческом мифе которого «битва золотых шпор» примерно равна нашей Куликовской. Это событие и поныне считается ключевым моментом независимости Фландрии.