Антверпен (Antwerpen, Anvers) и Лир (Lier, Lierre)
Брюгге (Brugge, Bruges) и Остенде (Oostende, Ostende)
Гент (Gent, Gand) и Верне (Veurne, Furnes)
Брюссель (Bruxelles, Brussel)
Хасселт (Hasselt), Тонгерен (Tongeren, Tongres), Лёвен (Leuven, Louvain)
Ипр (Ypres, Ieper)
Вкус Бельгии: Кортрейк (Kortrijk, Courtrai)
Вкус Бельгии: Ауденарде (Oudenaarde, Audenarde)
Вкус Бельгии: Алст (Aalst, Alost)
Вкус Бельгии: Арлон
Вкус Бельгии: Мехелен (Mechelen, Malines)
В этот же день:
Вкус Бельгии: Динан (Dinant)
Железные дороги Бельгии
Сайты:
http://www.namurtourisme.be/index.php
http://www.eupedia.com/belgium/namur.shtml
http://www.citadelle.namur.be/
Немного истории
Один из военных историков
назвал бои за Льеж и Намюр
«морскими сражениями на земле»,
в которых тяжелая артиллерия,
превосходящая по мощи вооружение дредноутов,
положила конец трехвековой вере военных в то,
что хорошо укрепленная крепость
может выдержать длительную осаду.
Намюр расположен на слиянии двух важных водных путей, рек Шамбре и Маас, что придавало ему огромное стратегическое значение в течение многих веков и было причиной непрерывных осад со времен Рима до Второй мировой войны.
Первое поселение возникло на маленьком участке земли точно в месте, где встречались две реки. Этот участок был похож на голову свиньи и поэтому получил французское название Гроньон (Grognon). Большая, высокая и длинная скала, расположенная между Маасом и Шамбре, служила идеальным местом, откуда можно было наблюдать за долиной Мааса и контролировать ее. В римские времена люди селились на левом берегу Шамбре. Город становится важным центром, в котором живет множество кузнецов и гончаров. Позже здесь появляются первые христианские церкви.
В X веке вся власть переходит к феодалам, местный сеньор граф Беренгариус строит донжон, замок на вершине скалы. Город, однако, пытался сопротивляться и частенько бывал в осаде. Одна из осад города нашла ныне отражение в современном фольклорном фестивале, называемом "бои ходоков на ходулях". Существует легенда, о том, как в XIV веке город был окружён войсками местного графа. Граф заявил, что не снимет осады, как бы не прибывали к нему просители: пешком, на лошадях, в лодках или повозках. Тогда горожане пришли к нему на ходулях. Поражённый сообразительностью намюрцев, граф простил их и снял осаду.
В конце XV века вокруг города наконец-то возводят стены. Во время испанского периода в Нижних землях (XVI – XVII вв.) Намюр становится местом расположения одного из новых епископств, которое должно было служить для католицизма крепостью и опорой для сдерживания распространения влияния кальвинизма. Филипп II Испанский делает Намюр важным военным центром, откуда он мог бы воевать с протестантизмом. Более того, он также поддерживает создание множества религиозных орденов, которые превращают Намюр в настоящий католический бастион.
Наверное, древние завоеватели были одержимы идеей «Намюр должен быть разрушен», иначе как объяснить тот факт, что в последующие века Намюр переживает множество нашествий различных армий, пытающихся наложить свои руки на экономически очень важные Нижние земли. Армии, пытающиеся обойти с севера и взять фламандские города Гент, Брюгге, Брюссель, Антверпен и т.д., всегда переходили реку Маас в районе Намюра. По этой причине в Намюре не так много старинных зданий, как могло бы быть. В XIX веке в город пришла индустриальная революция, и, благодаря ей, и всегда важному военному значению города, были построены 9 больших военных крепостей-фортов, которые сыграли важную роль в Первой мировой войне.
Для того чтобы пройти бельгийскую территорию, немцам предстояло овладеть бельгийскими крепостями. Бельгийцы, добившиеся высокого уровня жизни благодаря промышленной революции и колонизации Конго, не жалели средств для укрепления имевшихся крепостей и строительства новых, несмотря на нейтралитет страны, гарантированный великими европейскими державами. Наиболее сильными бельгийскими крепостями были Льеж и Намюр, прикрывавшие переправы через Маас. Построенные в период с 1888 по 1892 год, эти крепости представляли собой систему фортов, возведенных вокруг города и расположенных таким образом, чтобы при нападении неприятеля они могли поддерживать друг друга артиллерийским огнем. С внешней стороны форты были окружены широким рвом глубиной 30 футов, так что без наведения переправы этот ров было не одолеть. Сами форты были надежно защищены толстыми железобетонными стенами, которые не мог пробить ни один снаряд обычной полевой пушки. Со стенами крепости могла справиться только осадная артиллерия более крупных калибров. В августе 1914 года немецкая армия располагала такими орудиями, и крепости пали…
Исторически сложилось деление Бельгии на девять провинций (сейчас их 10). Однако в связи с превращением Бельгии в 1989 году в федерацию было произведено деление страны на три региона: Фландрию (на севере), Валлонию (на юге), и Брюссельский район. В Бельгии очень часто можно увидеть, как рядом с государственным флагом развеваются региональные стяги: жёлтое полотнище с красным валлонским петухом и чёрный фламандский лев на жёлтом фоне.
Намюр – столица одноименной провинции и политическая столица Валлонии (франкоязычной южной части Бельгии).
Тем, кому мало интересны такие понятия, как броневая фортификация, могут смело продолжать чтение сразу с раздела «Прогулки по городу». Интересующимся же военной историей предложу прочесть раздел следующий.
Применение броневой фортификации в Бельгии. Крепости Льеж и Намюр
«Если в главных государствах Западной Европы броня во вторую половину 80-х годов нашла себе пока еще сравнительно ограниченное практическое применение в крепостях, то нельзя того же сказать про малые государства во главе с Бельгией, в которых рассматриваемый период поистине может считаться эпохой броневой фортификации, усиленно пропагандировавшейся бельгийским инженером Бриальмоном. Если в 60-х и 70-х годах по Европе гремело имя русского инженера Тотлебена, то в 80-х и 90-х годах на смену ему пришло имя бельгийского инженера Бриальмона. Он был главарем броневой фортификации, нашедшей себе самое широкое применение в Бельгии, в Румынии, Швейцарии, Дании и Голландии.
Произведенные в этом же и в последующем 1886 г. бухарестские опыты нисколько не охладили влечения Бриальмона к броневым башням: он продолжал в них верить, считал их панацеей от всех бед, а в 1887 г., когда бельгийское правительство поручило ему проектирование крепостей Льеж и Намюр на р. Маасе, то эти бриальмоновские детища явились полнейшим олицетворением так называемой броневой фортификации.
Со стороны французских и русских специалистов этот тип форта тогда же подвергся жестокой критике, указывавшей главным образом на неприемлемость для крепостей идей броневой фортификации (La fortification cuirassee), а вместе с этим и типа крепостного форта броненосца. Особенно протестовал против таких фортов русский проф. К. И. Величко; и, как показал опыт мировой войны, он был совершенно прав, так как бриальмоновские форты Льеж и Намюра боевого экзамена не выдержали.
Невзирая, однако, на то, что Бельгия, руководимая в крепостном деле Бриальмоном, явно шла по ложному пути, путь этот был избран затем целым рядом малых государств. Прежде всего в 1889 г. забронировалась Румыния, где столица государства Бухарест была усилена именно бриальмоновскими фортами-броненосцами, - только иного начертания и устройства в деталях сравнительно с фортами Льежа и Намюра. Годом-двумя позже подобные же форты стали вырастать в Голландии -• для защиты Амстердама, в Швейцарии - для укрепления снеговых вершин Сен-Готарда, в Дании - для обеспечения Копенгагена, наконец, еще позже "форты-броненосцы" появляются в Швеции и Австрии».
(с) http://fortress.vif2.ru/biblio/yakovlev/23.htm
Могу предложить также полезные ссылки по истории Первой мировой войны на территории Бельгии:
http://militera.lib.ru/h/galaktionov/09.html
http://militera.lib.ru/h/ww1/04.html
http://militera.lib.ru/h/liddel-hart/35.html
Бельгия в 10-е годы ХХ века
http://www.hrono.ru/land/191_belg.html