Все рассказы об острове Хвар:
Добар дан, Хорватия!
Остров Хвар, часть 1. Who is Ivan Dolac?
Остров Хвар, часть 2. Елса и вечерняя фотоохота
Остров Хвар, часть 3. Утренняя песня, исполненная райским голоском
Остров Хвар, часть 4. Фотонабег на Стари Град
Остров Хвар, часть 5. Врбоска или рассказ как рыбаки костел строили, а вышел корабль
Остров Хвар, часть 6. Фотографо-туристо, облико морале!
Остров Хвар, часть 7. Умный в гору не пойдет, или как мы добирались в Хвар
Остров Хвар, часть 8. Пробегом по Хвару
Остров Хвар, часть 9. Фортица, апельсины и кактусы
Хорватия, остров Хвар, 26-27 мая 2010 г.
Хорватия – не Египет, где вокруг цветущей территории отеля на многие километры тянется безжизненная глинистая пустыня, и отдыхающим ничего не остается, как смириться с бесцельным времяпрепровождением у соленого моря, которое к тому же омрачается постоянной борьбой с искушением потребления лишних калорий, предлагаемых навязчивым ”все на шару” (англ.- all inclusive) сервисом.
В Хорватии – вокруг такие красуты, что даже не озабоченных фотографированием туристов со страшной силой тянет на активное исследование окрестностей.
К чему это я? А к тому, что наивное утверждение рекламного проспекта ”Пока Вы учитесь фотографировать, Ваши жены и дети проводят незабываемое время на курортных пляжах!” в нашем случае не оправдалось. Но не буду забегать вперед, расскажу обо всем по-порядку.
Утром следующего дня после фотосессии на побережье у городка Врбоска, было решено никуда не ездить, а продолжить фотографирование на выложенной песчаниковыми валунами набережной и в прибрежных сосновых посадках деревушки Иван Долач – места нашего базирования на острове Хвар.
Немного обгоревшие за вчерашний день на солнце девушки-модели имели возможность более комфортно позировать в тени раскидистых сосен, растущих вдоль всего побережья.
По-прежнему саботирующая рабочую часть мероприятия жена решительно конфисковала у меня автомобиль, вторую камеру с широкоугольным объективом, и отправилась на исследование и фотографирование природы и архитектуры острова, намерившись самостоятельно посетить город Хвар.
Нужно сказать, что над поселком Иван Долач, по склону горного массива в сторону Хвара вдоль побережья продолжается ровное асфальтовое покрытие новенького участка дороги, относительно прямой и достаточно широкой, чтобы спокойно разъехались два автомобиля. Это вызывало искушение попробовать добраться до Хвара кратчайшим путем (на карте обозначенном мной красной линией) – вдоль южного побережья острова, а не ехать уже ставшим нам привычным сложным маршрутом через центральную часть острова, в энный раз пересекая горный массив в туннеле.
Подозреваю, что именно необходимость проезжать туннель, что при неработающем светофоре представляет собой довольно рисковое предприятие, заставило Свету выбрать из двух зол ”меньшее” и отправиться на низкопосадочной Шкоде прокладывать маршрут горными тропами.
Тем более, что дорога первые километры в сторону Хвара не внушала опасений, а открывающиеся чудесные виды действовали умиротворяюще, не предвещая сложностей в пути.
Ага, как бы ни так! Свидетелем продолжения ралли ”Иван Долач – Хвар” в этот день я не был, но впечатлений от жены, усиленно успокаивающей за ужином расшатанные нервы хорватским красным, наслушался вдоволь. Поскольку я не проявил должного благоговения перед проявленными ею водительскими способностями, не сильно поверив рассказам о ”ужасной дороге на осыпающемся склоне над пропастью”, на следующее утро мне было предложено повторить маршрут самому, со словами ”И я послушаю, что ты скажешь потом!”.
Предпоследний, перед отъездом, день на острове у нас был свободный, поэтому я согласился с брошенным мне вызовом, и раненько утром следующего дня мы отправились в сторону Хвара на следственный эксперимент, по той же обманчиво широкой и ровной дороге.
Первое, что меня немного смутило и вселило смутные подозрения, был указатель – неровно прибитая на столбе фанерная табличка с небрежно написанным краской словом ”Хвар” и стрелкой в сторону высоких гор, смыкающихся вдалеке с морем.
Первые десять километров дорога проходила вдоль зеленых виноградников, диких оливковых рощ, редких кипарисов, погнутых ветром сосновых деревьев, закрепившихся на камнях над резко обрывающимися к морю горными склонами.
Как и везде на Хваре, обочины дорог украшали цветущие красные маки, вездесущие вьющиеся ”колокольчики” и другие яркие степные цветы.
Чуть дальше по маршруту зелень стала редеть, обнажая рыжие выжженные солнцем склоны гор, а красные маки сменились белыми цветами.
Правый край дороги становился все круче, левый – все обрывистее, а за деревушкой Sveta Nedjelja (в переводе – Святое Воскресенье) асфальтовое покрытие перешло в обычную грунтовку. У очередного поворота мы остановились, чтобы поснимать морские пейзажи, а заодно морально подготовиться к самому сложному участку дороги.
Как потом, уже дома, я высмотрел в Google Maps, - дорога у Sveta Nedjelja заканчивалась и дальше никакой дороги не было в принципе.
Тем не менее за поворотом перед нами открылась панорама петляющего по горному склону серпантина, местами сужающегося до ширины одного автомобиля, так что вылетающие из под левого колеса камни летели по склону к воде.
В этом месте дорога проходила под наивысшей точкой горного массива – вершиной Sveti Nikola.
Отвесные горные склоны, изборожденные ветром и водой, с обнажившимися в них рыжими ”пещерами” размером с многоэтажный дом, нависали над самой дорогой.
Рыжая глинистая грунтовка с мелкой каменной крошкой в эту погоду в целом была, хоть и с осторожностью, проездной даже для Октавки, с ее низкой посадкой. Однако, оказаться где-то посреди такой дороги в дождь очень бы не хотелось. Особенно в местах, где дорога, огибала выступающие справа скалы по острому узкому завороту над круто обрывающемся к морю левым краем уступа.
Картину дополняли следы давнего пожара – обгоревшие или просто засохшие остовы деревьев, хищно тянущиеся свои сухие ветви к дороге со склонов гор.
Но вот за очередным поворотом пейзаж оживился, появились сначала редкие строения с высаженными на склонах у воды виноградниками, а на горизонте показалось цепочка островов, указывающих на близость финишной цели нашего маршрута - города Хвар.
Об этих живописных островах я сделаю небольшое полезное отступление.
***
Паклени острова (Pakleni Otoci) представляют собой ожерелье из 11 небольших островов, островков и нескольких утесов, протянувшихся на 11 километров вдоль побережья, как раз напротив залива города Хвар. Городская бухта – нетипично открытая, не сильно вдающаяся в побережье (в отличие от других городов – Стари Град, Елса, Врбоска), но залив и город надежно укрыты островами от господствующих ветров, дующими со стороны моря.
Место для города было когда-то выбрано исходя из удобства размещения большой флотилии, с возможностью ее быстрого выхода в открытое море. Было это так: в XII веке население острова Хвар добровольно вошло в состав Венецианской республики, желая получить защиту от нападений пиратов. Венецианцы потребовали, чтобы на южном побережьи острова, более удобном для базирования их флота, был заложен новый город. Так возник новый административный центр острова, позже унаследовавший название Хвар от его древней столицы, которая, в свою очередь, со временем была переименована в Стари Град.
Интересно, что название островов Pakleni Otoci часто, как в русских, так и чешских путеводителях неверно переводится как ”Адовы острова” (от слова ”пекло”), однако название на самом деле произошло от хорватского слова "paklo" или "paklina", что означает сосновую смолу. Кипящей смолой раньше обрабатывали деревянный корпус кораблей и лодок.
В наше время на острова, только некоторые из которых постоянно обитаемы, ходят рейсовые катера и водные такси из Хвара, доставляя туристов на живописные песчаные и галечные пляжи и для отдыха, купания и погружения с аквалангами.
***
Что касается нашего авторалли, то дорога скоро примкнула к широкой автостраде, и мы за считанные минуты добрались в город уже по ”рекомендованному” маршруту.
Несмотря на слегка побитый камнями поддон машины, проехаться по неизведанному пути вдоль берега все же стоило, хотя бы ради тех диких пейзажей, которые невозможно увидеть с автострады.
Сам же маршрут, при повторном проезде, не показался столь опасным, как это кому-то еще вчера представлялось
(Продолжение следует…)
Отредактировано shaf (2010-08-17 23:44:18)