Все рассказы об острове Хвар:
Добар дан, Хорватия!
Остров Хвар, часть 1. Who is Ivan Dolac?
Остров Хвар, часть 2. Елса и вечерняя фотоохота
Остров Хвар, часть 3. Утренняя песня, исполненная райским голоском
Остров Хвар, часть 4. Фотонабег на Стари Град
Остров Хвар, часть 5. Врбоска или рассказ как рыбаки костел строили, а вышел корабль
Остров Хвар, часть 6. Фотографо-туристо, облико морале!
Остров Хвар, часть 7. Умный в гору не пойдет, или как мы добирались в Хвар
Остров Хвар, часть 8. Пробегом по Хвару
Остров Хвар, часть 9. Фортица, апельсины и кактусы
Хорватия, остров Хвар, 24 мая 2010 г.
Перекрутим время на полтора месяца назад, заодно подкорректировав положение в пространстве, и с июльского Пражского пекла перенесемся опять на омываемый прохладными волнами Адриатического моря солнечный, но не жаркий, хорватский остров Хвар.
Кстати, столь оригинально этот остров обозвали славяне, пришедшие сюда в VIII веке. Как утверждает автор английской статьи Википедии, в древнем славянском алфавите – глаголице, буква Ф начисто отсутствовала, поэтому римское название острова Фария, унаследованное от древнегреческого Фарос (ΦAPOΣ), новые хозяева переиначили на более благозвучное для нашего варварского славянского слуха Хвар.
Второй день нашего фотосеминара на Хваре прошел в городке Стари Град (Stari Grad), расположенном на севере острова в глубине 7-километрового залива. Это - самое старое поселение на острове, одно из самых древних из всех островных поселений в Адриатическом море. До XII века этот город назывался, как и остров, – Хвар, и был его столицей. С добровольным вхождением острова в состав Венецианской республики, столицу перенесли на южное побережье, более удобное для базирования венецианского флота. Заодно прихватили с собой и ее историческое название, назвав новый город Хвар, а старый Хвар переименовав в “старый город” - Стари Град.
Стари Град в хорватском языке означает еще и “старая крепость”, но и тут нас ждет подвох. Крепость в названии досталась древней столице острова, но настоящая старинная крепость украшает столицу нынешнюю – город Хвар, возвышаясь над ним на высоком холме (о Хваре я расскажу в одной из следующих частей своих записок).
После этого путанного курса занимательной топонимики, мы все же спустимся на землю и пройдемся по узким улочкам и набережным Старого Града.
Как вы уже поняли из рассказа о приморской Елсе, одно из безусловных преимуществ майского отдыха в Средиземноморье – отсутствие обычной курортной толчеи. Набережные и улочки Старого Града были почти также пустынны, как и в Елсе, если не считать немногочисленных групп велосипедистов, колесящих по дорожкам живописных берегов морского залива, вокруг которого расположен город. Кстати, Староградский залив (Starogradski zaljev) – самый протяженный залив на острове, вдающийся в берег узкой и извилистой 7-километровой полосой, с берегами, поросшими сосновыми лесами.
Хозяева полупустых кафе на набережной приветливы, и готовы вести с каждым посетителем долгий разговор на любую тему, даже не зная его языка. С трудом ограничив себя в дегустации вкуснейших хорватских пирожных (в Чехии таких нет!) и обсудив с хозяином персоналии всемирно прославившихся украинских деятелей – Шевченко (футболиста) и Тимошенко (и просто красавицы), мы прогулялись вдоль причалов в центре города, а затем - вдоль усаженных древними соснами берегов узкой и протяженной морской бухты.
Стари Град – город скромный. Просторные причалы не пугают хищным видом пришвартованных многоэтажных ультра-современных яхт, как, например, в переполненном туристами Сан-Тропез. Наоборот, здесь много небольших рыбацких и прогулочных суденышек, с нанесенными на бортах простыми славянскими именами.
На парковках у причалов вы не увидите шикарных авто. Зато нам опять повстречался старенький Рено – очень распространенная на острове модель, которую мы неоднократно видели и на побережьи, и в горных деревушках. Я специально полез в интернет, – оказывается малолитражная модель Renault 4 выпуска 1968-1979 годов создавалась как бюджетный автомобиль, экономичный, но в тоже время устойчивый на дорогах и пригодный для дальних поездок (не поверите!). Поэтому эти 30-40-летние ветераны все еще бегают по горным дорогам острова.
Утром и в обед к причалам Старого Града пристают рыбацкие лодки для выгрузки улова. Рассказывают, что для того, чтобы посмотреть на разнообразие морской живности, обитающей в омывающих остров водах, нужно прийти на набережную рано, часов в шесть утра. Здесь тут можно увидеть огромных осьминогов, кальмаров и разных других морских каракатиц, которых выгружают с рыбацких судов и продают тут же, на набережной, владельцам ресторанов.
Оказаться рано утром в городе нам не пришлось. Но в перерыве фотосъемок, в обед, мы наблюдали выгрузку улова с нескольких рыбацких шхун. Из всего помещаемого на весы улова меня особенно удивила своими размерами рыба, которую в наших краях называют “бычок”. Таких вот бычков, врать не буду, размером чуть-чуть поменьше, вперемешку с таранками, я тягал в детстве на крючок с каменных волнорезов на Азовском море у Мариуполя.
Чем еще мне приглянулся Старый Град? Отсутствием крикливых рекламных вывесок и сувенирных лавок с китайскими штамповками. Мы проходили мимо открытых магазинчиков одежды с выставленными на улицу манекенами, но - никаких ушанок с кокардами и футболок с Че Геварой. Очень аутентичная среда, замечательный антураж для проведения портретной фотосъемки.
Но пора уже переходить к рассказу о фотосеминаре.
Припарковав машины в переулке почти в самом центре города, мы разместились с аппаратурой в двадцати метрах от набережной на небольшой площади, скорее – дворике, окруженном домами с неоштукатуренной каменной кладкой, и приступили к установке и настройке осветителей. Модели в это время переодевались и делали макияж.
Удивила доброжелательность местного населения. Никто нам не надоедал, не приставал с вопросами, не требовал показать разрешения на фотосъемку, не возмущался (“Устроили тут черти что под окнами!”). Люди останавливались в стороне, с интересом, но ненавязчиво наблюдали за нами, и шли дальше по своим делам.
Вообще, каждый занимался своим делом, не мешая другому. Кто-то отправлялся ловить рыбу, кто-то сидел с чашечкой кофе и утренней газетой в уличном кафе, кто-то ремонтировал сети, сидя на пороге своего дома,
а кто-то использовал эти сети, развешенные для просушки на перилах каменного мостика, как декорации для гламурной фотосессии.
Одна только местная детвора живо участвовала в процессе съемок, с уважением осматривая нашу осветительную аппаратуру (“А это у вас что? А для чего?”), подсматривая за девушками - моделями, передразнивая и пародируя их.
Нужно сказать, что Зюзана, которую мы снимали на ступенях старой каменной лестницы, стойко сносила все эти кривляния, улыбаясь детям и по-профессиональному невозмутимо позируя фотографам.
Чтобы немного отвлечь этих кривляк, мне пришлось устроить для них отдельную фотосессию, которая им явно пришлась по душе. Снимались они с большим удовольствием, после каждой серии кадров просматривая получившиеся снимки на экране фотоаппарата и весело обсуждая – кто из них получился смешнее всех на каждом снимке.
Удалось даже заманить детвору для съемок с Зюзаной, хотя дети страшно смущались и не хотели приближаться к модели после всех кривляний и передразниваний.
Скоро наша компания разбилась на небольшие группы, образовавшиеся вокруг девушек - моделей, которые разбрелись по городку в поиске удобных для фотосъемки мест. К полудню все ключевые позиции в городе – уютные древние дворики, окруженные домами с неоштукатуренной каменной кладкой, ступени средневековых соборов, узкие улочки с арками переходов между домами – были заняты нашей фотографической братией.
Неплохая фотосессия прошла на площади у старого костела Св.Степана (Sveti Stjepana), совершенно безлюдной и сохранившей дух тех давних времен XV-XVI веков, когда здесь обитали монахи-доминиканцы, скрываясь за толстыми стенами монастыря от атак алжирских пиратов.
Несмотря на неодобрительное выражение лика, взирающего с церковного барельефа на короткие платья и стройные ноги моделей, и смущающих девушек, съемка в старом центре города удалась (на самом деле девушка жмурится от ослепляющего света отражателя, поддерживаемого ассистентом).
Тем, кому в городе показалось тесно, разместились на набережной, выбирая ракурсы с видом на пришвартованные фрегаты и яхты, и подвергая моделей риску получить солнечный удар.
Моделям пришлось показать свою спортивную форму, балансируя на тонких высоких каблуках на узких и высоких швартовых тумбах. Но все обошлось без жертв, купания в дорогих нарядах и окунания фототехники в соленую воду
В общем, и этот солнечный день прошел не зря. Все остались довольны: фотографы – приобретенному в сложных экспериментах (на живых моделях ) опыту и паре десятков удачных снимков. Девушки – прекращению этой пытки вспыхивающими в лоб осветителями и солнечными зайчиками, пускаемыми прямо в глаза серебряными отражателями, а главное – возможности, наконец, стянуть туфли на высоких каблуках, снять наряды, смыть толстый слой макияжа, и бежать загорать и купаться, как все нормальные неозабоченные курортники.
Отредактировано shaf (2010-08-17 23:45:52)