Все рассказы об острове Хвар:
Добар дан, Хорватия!
Остров Хвар, часть 1. Who is Ivan Dolac?
Остров Хвар, часть 2. Елса и вечерняя фотоохота
Остров Хвар, часть 3. Утренняя песня, исполненная райским голоском
Остров Хвар, часть 4. Фотонабег на Стари Град
Остров Хвар, часть 5. Врбоска или рассказ как рыбаки костел строили, а вышел корабль
Остров Хвар, часть 6. Фотографо-туристо, облико морале!
Остров Хвар, часть 7. Умный в гору не пойдет, или как мы добирались в Хвар
Остров Хвар, часть 8. Пробегом по Хвару
Остров Хвар, часть 9. Фортица, апельсины и кактусы
Хорватия, остров Хвар, 25 мая 2010 г.
По всей Европе установилась неимоверно жаркая погода. Сложно поверить, что чуть больше месяца назад я жаловался на холодную весну. Зря жаловался. Вот уже несколько недель в Чехии, при полном безветрии, стоит настоящее пекло. В новостях передают, что на автострадах плавится покрытие и образуются уступы – “лежачие полицейские”, на которые с большой скоростью налетают автомобили, вдребезги разбивая подвеску. По улице можно передвигаться только короткими перебежками из кондиционированного автомобиля в кондиционированный офис. Дома у нас кондиционера нет, поэтому по ночам снятся кошмары
Фотоаппарат лежит без дела. Трудно себе даже представить, как можно было бы находиться целый день на солнце, на фото-пленере, как в тот солнечный день в конце мая, о котором я поведу рассказ сегодня. Приятно все же вспомнить яркое солнце, лазурное море и – главное – настоящую весеннюю прохладу!
После предыдущего дня фотосеминара, который мы провели в улочках и на набережных Стари Града, в этот день нам предстояла натурная фотосъемка у городка Врбоска (Vrboska), расположенного на северном побережье острова.
Северное побережье острова Хвар изрезано многочисленными заливами, в которых с древних времен располагались рыбацкие деревушки, позже выросшие в крупные поселения. Крупные – это громко сказано, постоянное население наибольшего из них, Стари Град – около 3 тыс. человек, а население Врбоски, о которой пойдет речь в этом рассказе – чуть больше 500 человек.
C раннего утра мы отправились, по уже ставшему привычным маршруту, через туннель, на узкий перешеек полуострова в оконечности залива, напротив крохотного островка Зечево (Zečevo), откуда уже под вечер заехали в расположенную рядом Врбоску.
Нарушая временную хронологию, расскажу сначала об этом городке.
Нынешняя Врбоска (Vrboska) была основана в XV веке как рыболовный порт для населения соседних материковых деревушек, занимавшегося отловом сардин в прибрежных водах. Красивое название городка, по одной из версий, происходит от Val de bosco (лесистый залив), по другой – от древнего названия порта Vrbanja. Городок расположен в глубине длинной узкой бухты, с берегами, поросшими сосновыми лесами.
Древняя история города отразилась в типичной средиземноморской архитектуре его строений, несущей следы готики, ренессанса и барокко.
Рыбацкое прошлое и настоящее города видно повсюду, лодки всевозможных видов и возраста можно встретить во дворах местных жителей – ремонтируемые, либо установленные для привлечения постояльцев в частные апартаменты.
Или же, как украшение и реклама, у кафе и ресторанчиков на набережной.
И даже встречающиеся, в отдаленном подобии, в оформлении балконных цветочных горшков
Наиболее интересное историческое строение Врбоски – костел Святой Марии (crkva a tvrđava sv. Marije od milosrđa), одновременно являвшимся и крепостью. Костел в его нынешнем виде был построен в 1575 году для укрытия горожан от нападения турков, чуть ранее, в 1571 году, уже атаковавших город. Для этого старый костел 1465 года был перестроен и обнесен высокими крепостными стенами, огородившими всю небольшую площадь на вершине холма над городом.
Говорят, что на то время это была самая красивая крепость в Хорватии, одна из самых привлекательных в целой Европе.
Поскольку крепость строилась на средства горожан, преимущественно рыбаков, то и форму этому многофункциональному строению придали соответствующую
Действительно, такое сочетание – костел с килевидной боковой пристройкой, встроенный в высокие крепостные стены, с классическими средневековыми зубчатыми турами башен – уникально. К сожаленью, я не сфотографировал костел с его обратной, “крепостной”, стороны, поэтому привожу фото с сайта dalmatianet:
Древняя кладка стен костела-крепости порыжела от времени. В расщелинах между камнями растет степная трава.
В пучках травы запутались обрывки рыболовных сетей, занесенных ветром на высоту крепостных стен.
Сети в городе развешены повсюду, отлавливая туристов у дверей уникального музея Рыболовства, и у многочисленных ресторанов с богатой хорватской кухней (это вам не чешские повсеместные кнедлики с зели).
Хвар, как известно, славится экологической чистотой выращиваемых здесь продуктов питания, которые подаются в ресторанах как как приправа к блюдам из свежей, только что выловленной рыбы, приготовленным на домашнем оливковом масле с добавлением местных пряностей. Такая еда оставляет незабываемый вкусовые ощущения. Особенно, в сопровождении бутылочки одного из прославленных сортов хварских вин.
В бухте Врбоска находится маленький островок с памятным мемориалом, благодаря которому, а также нескольким мостикам, перекинутым между берегами залива, городок называют “маленькой Венецией”.
В расширяющейся части бухты расположена яхтовая станция Adriatic Croatia International (ACI) Club, где круглогодично швартуются прогулочные суда со всей Европы.
Помимо классических яхт разных лет выпуска, всевозможных конструкций и классов, на якорной стоянке мы видели огромные катамараны и спортивные судна эксклюзивного дизайна.
Всего в бухте имеется 84 якорных мест с полной инфраструктурой, включая заправочную станцию, от одного расположения которой - у самого края причала - у любого нашего эколога случился бы сердечный приступ.
Тем не менее, вода в бухте – кристально чистая, а яхтовая станция ACI Marina Vrboska имеет престижный European Blue Flag, выдаваемый за соответствие строгим экологическим стандартам и естественную интеграцию в окружающую среду.
Богатые Буратины, швартующие свои огромные, напичканные электроникой и современными средствами навигации суда у причалов станции, получают все необходимое, включая электропитание, водо- и газо- заправку, спутниковое телевидение, и даже ресторан с хорватской кухней, находящийся тут же, на территории станции.
Впрочем, как и в Стари Граде, в десятке метров отсюда швартуются более демократичные и утилитарные плавсредства. Особенно мне понравилась конструкция катера с открывающейся форточкой в лобовом остеклении (почему бы не применить эту свежую идею в автомобилестроении, – убирающееся лобовое стекло в дополнение к съезжающей крыше?
Интересная особенность Хварских городков – полное отсутствие знаков запрета парковки в центре (или мне показалось?) Во Врбоске я проехал на машине по узкому мостику через залив и припарковался у неогороженного края набережной, у самой воды. Этот снимок я сделал прямо из машины, уже отъезжая из этого уютного и чистого приморского городка.
Судя по несколько затянувшемуся рассказу о Врбоске, его продолжение - о фотосъемке, проходившей в этот день на побережье, мне придется выделить в отдельную часть рассказа. Заглядывайте – скоро будет!
Отредактировано shaf (2010-08-17 23:45:02)