Шестой день в Вене
На шестой день мы запланировали поездку в Мельк – городок в земле Нижняя Австрия.
В Мельке расположено крупнейшее в Австрии аббатство с барочным монастырём.
Аббатство
Лучше всего ехать в Мельк на поезде с Западного вокзала (Westbahnhof). Этот день пришёлся на субботу, а в выходные дни круглосуточно действуют дешёвые билеты: за 28 евро можно ездить неограниченно по всей Австрии на региональных поездах, в принципе, могли ездить группой до 5 человек. В будние дни такие билеты действуют только с 9:00 до 12 ночи. Мельк находится в 85 км от Вены, и дорога занимает чуть более часа. По дороге мы проезжали столицу Нижней Австрии Санкт-Пёльтен (Sankt Pölten) – интересный город, на который нам не хватило времени.
В Мельке мы первым делом пошли в информационное бюро (сравнительно недалеко от станции), чтобы получить карту города.
Отступление: немного об истории города
Первое упоминание о городе относится к 831 году. Тогда город назывался Медиликом. В 976 году маркграф Леопольд I захватил юго-западную часть Нижней Австрии, где выбрал в качестве своей резиденции крепость в Мельке. Последователи Леопольда I наполнили её сокровищами и реликвиями. В 1089 году маркграф Леопольд II передал крепость в Мельке монахам-бенедиктинцам из Ламбаха. С тех пор и по сей день в монастыре Мелька живут и творят монахи. В XII веке при монастыре были основаны школа и библиотека, в которой на сегодняшний день собраны бесценные рукописи (ныне библиотека насчитывает более 100000 томов). В 1227 году Мельк был наделён правом вести торговлю. Мельк был отправной точкой Мелькской монастырской реформы XV века, заключавшейся в возвращении к старым идеалам бенедиктинцев. В 1898 году Мельк официально становится городом. В период с 21 апреля 1944 года по 15 апреля 1945 года в Мельке находились заключённые, принадлежавшие концлагерю Маутхаузен.
Первой достопримечательностью в Мельке у нас была готическая приходская церковь с очень красивыми витражами.
Витражи в приходской церкви
Путь наш далее лежал к Ратушной площади, в центре которой расположен фонтан Святого Коломана – дар бенедиктинского монастыря. Интересно и здание ратуши, построенное в 1575 г. По узенькой лестнице мы поднялись на гору, на которой расположен монастырь.
По дороге в монастырь
Монастырь существует с 1089 г. В 1718 г. был сооружен современный баррочный портал. С обеих сторон он окружён бастионными укреплениями, существующими со времён династии Бабенбергов.
Галя на фоне барочного здания и башни бастиона времён Бабенбергов
При входе установлены скульптуры св.Леопольда и св.Коломана. Портал ведёт в Привратный двор и в огромный в Прелатный двор (84м x 42м). В центре двора раньше находился Коломанский фонтан, перенесённый в настоящее время на ратушную площадь. С XIX века в монастырском дворе находится фонтан, перевезённый из закрывшегося монастыря Вальдхаузен.
Новый фонтан Святого Коломана
На втором основного здания расположен Императорский ход длиной 196 м. Здесь можно увидеть портреты австрийских императоров из династий Бабенбергов и Габсбургов. Там же находятся и покои императора. В этих апартаментах размещен музей с постоянной выставкой: «Путь из прошлого в настоящее - монастырь Мельк история и современность». Здесь можно ознакомиться с историей монастыря и с картинами и иконами из коллекции монастыря.
Одна из икон в коллекции монастыря
Мраморный зал, расположенный в конце Императорского хода служил столовой для членов императорской семьи, а также для приема гостей во время торжеств. На потолке зала можно увидеть яркие фрески Пауля Трогера (1731 г.), изображающие Афину Палладу на колеснице и Геркулеса.
Фреска Троггера с Афиной и Геркулесом
Терраса соединяет Мраморный зал и библиотеку. Отсюда открывается великолепный вид на Дунай, долину, а также на исторический центр города Мельк: видна приходская церковь, почта, построенная в стиле классицизма, остатки городской стены.
Вид на старую часть Мелька с террасы
Одним из интереснейших мест монастыря является библиотека. Художественное оформление библиотеки говорит о важности библиотеки в жизни монахов. Потолочные фрески также выполнены Паулем Трогером (1731—1732 гг.) и изображают веру в противоположность светским сценам Мраморного зала. В библиотеке находятся четыре деревянные скульптуры, размещенные около дверей, изображающие четыре факультета: теологии, философии, медицины и юриспруденции. В помещениях библиотеки находятся 1888 рукописей, 750 первопечатных изданий, 1.700 произведений XVI века, 4500 - XVII века, 1800 - XVIII века (всего около 100000 томов).
Старинный глобус в библиотеке
Фреска на потолке библиотеки
Главной достопримечательностью монастыря является церковь в стиле барокко. Церковь построена в 1701 г. по настоянию аббата Бертольда Диетмейра и по проекту Якоба Прандтаюра. В оформлении церкви участвовали Антонио Бедуцци (архитектура интерьера, эскизы для фресок), Йоханн Михаэль Роттмайр (фрески, иконы), Пауль Трогер (иконы), Джузеппе Галли-Бибина (проект кафедры и главного алтаря), Лоренцо Маттилли (проекты для скульптур) и Петер Видерин (скульптуры). Надпись на главном алтаре из мрамора и позолоченного дерева гласит «Non Coronabitur Nise Legitime Certaverit» (Без законной борьбы нет победы) .
Церковь аббатства
Интерьер церкви
После осмотра монастыря мы пошли погулять в парк аббатства. Парк был разбит в 1750 г. в стиле барокко, а в 1822 был в большей части перепланирован в английском стиле. В парке растут древние липы, которым уже 250 лет. Недалеко от входа расположен павильон с фресками XVIII века на тему охоты и живности.
Павильон в парке
Бассейн и старые липы
Музыкальная беседка
Мы решили пообедать в Мельке. На ратушной площади мы нашли неплохой ресторанчик: Cafe-Restaurant zum Fürsten, Rathausplatz 3.
После обеда мы побродили по старому Мельку. Добрались до старого русла Дуная. Оттуда открывался замечательный вид на аббатство. На другом берегу Дуная мы немного побродили по лиственном лесу.
На улицах старого Мелька
Вид на аббатство с берега Дуная
В лесу
Обратно нам пришлось ехать с пересадкой в Санкт-Пёльтене. По ошибке мы сели в поезд "Intercity". Контролёр нас предупредил, что наши билеты недействительны, но пожалел и не взял штраф.
В Вене от Западного вокзала по улице Мариахильфе мы пошли в сторону центра. Интересно здание церкви Штифтскирхе в барочном стиле. На улице Мариахильф произошёл единственный неприятный случай за время нашего пребывания в Вене: бомжиха пыталась вырвать у Гали из рук нашу старенькую видеокамеру, но безуспешно.
Мы дошли до музейного квартала и осмотрели его здания.
В музейном квартале
В музеи заходить сил уже не было, да и желания тоже. Мы дошли до площади около Оперы, сели на метро на станции «Карлсплац» и вернулись в гостиницу.