Музей художественных тканей Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина
ул. Малая Калужская, д.1
Источники информации:
https://kudago.com/msk/place/muzej-hudo … yh-tkanej/
https://abm-travel.ru/turistam-na-zamet … ykh-tkanej
http://moscow.nrt.su/info/museums/org_9 … amp;peID=0
Помимо закрытых особняков в Москве есть и труднодоступные музеи. Я уже писала об одном таком , а именно о музее прикладного искусства в Строгановском институте. Теперь пришла очередь рассказать о еще одном институтском музее.
Музей художественных тканей является подразделением Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина. Попасть в него просто так, с улицы не возможно, только путем организованной экскурсии, да и то очень нечасто.
История возникновения производства ткани насчитывает уже несколько тысяч лет по официальной версии исследователей. Уже во времена существования развитых цивилизаций Междуречья и Египта известно наличие в них изготовления различных видов тканей. Причем качество их не уступало современным образцам, а иногда и превосходило. Богатые одежды во все времена отличали царей, шахов, королей и знатных вельмож, являлись неким символом достоинства и высокого происхождения. Не менее красочными являются и этнографические народные костюмы, сформированные и изготавливаемые с давних времен.
Всемирно известными до сих пор являются и китайский шелк, персидские ковры и индийские ткани. Раньше они были постоянным предметом торговли и обмена. С ценными тканями снаряжались целые караваны, часто преодолевавшими тысячи километров. Великий Шелковый путь тому лучшее подтверждение. Поэтому ткани давно уже являются неотъемлемой частью жизни человеческого общества. Они не актуальны разве что для диких племен, живущих до сих пор в экваториальном поясе Земли. Технология их производства формировалась веками, улучшалась и технически оснащалась. Уже в начале 19 столетия стали появляться целые текстильные фабрики, изготовление тканей было поставлено на промышленную основу.
В царской России оно тоже успешно развивалось. В истории остались имена многих промышленников, которые владели большими текстильными фабриками. : Рябушинские, Прохоровы, Морозовы, Сапожниковы. Выпуск красочных художественных тканей стал важным атрибутом развитого общества.
В 1896г.на торгово-промышленном съезде при Нижегородской художественной выставке было принято решение организовать в Москве прядильно-ткацкое училище. Для стремительно развивающейся текстильной промышленности России требовались квалифицированные кадры. Училище имело цель готовить мастеров и руководящие кадры для прядильных и ткацких фабрик. В 1901г. были набраны первые учащиеся.
Это училище получило в дар от владельцев мануфактур альбомы-каталоги с образцами лучших тканей .
Таким образом сформировалась будущая уникальная тканитека, это более 1000 фолиантов с образцами тканей, собранных из мануфактур и фабрик России и Западной Европы 17-18в. Большой вклад в будущее собрание музея делали благотворительные фонды и частные лица. Семейства Прохоровых и Морозовых, Рябушинских и Щукиных делились экспонатами своих коллекций – уникальными тканями и предметами искусства.
В 1918г. в результате объединения с Солдатенковским ремесленным училищем появился первый Текстильный техникум, который вскоре был переведен в разряд высших учебных заведений и стал называться Московский текстильный институт (МТИ). Существовавшая на тот момент тканитека легла в основу будущего музея, который начинался как методический кабинет при факультете художественного оформления тканей .
В 1934 г. еще одно высшее учебное заведение легкой промышленности. а именно Строгановское техническое училище передает МТИ свою текстильную коллекцию из 6000 единиц , включавшую художественные ткани самого различного цвета, рисунка, материала и фактуры. В этом же году Музей художественных тканей открывает свои двери для посетителей. Основной своей задачей музей видел в ознакомлении широких масс населения с историей отечественного прикладного искусства и текстильного производства.
За годы существования музей стал хорошим учебным и научным центром, на базе которого развивался и формировался институт профессиональных художников для текстильной промышленности.
Много образцов привозилось из научных экспедиций. Изделия народных промыслов Сибири, Урала, севера и юга России вдохновляли художников на создание новых образцов тканей.
Музей наполнен редкими подлинными экспонатами ХVI-ХХ вв., которых насчитывается около 27 тысяч единиц. Кроме тканей здесь собраны образцы народного и светского костюма, русских и европейских кружев, вышивок и других произведений прикладного искусства.
Музей обладает коллекцией прялок, украшенных росписью и резьбой, изделиями из бересты и самоварами различной формы, отделки и обработки. Музей имеет тома с образцами машинных кружев XIX века и машинку 1864 г., которая пришивала их к дамским нарядам. Неизменной популярностью пользуется письмо-завещание Марии Антуанетты, сотканное в технике жаккарда.
В экспозиции представлены образцы русских, восточных и европейских тканей начиная с XVI в. до наших дней. Отдельные разделы посвящены производству тканей, костюму, предметам интерьера, церковной утвари и пр.
В начале экскурсии группе показали альбом с рисунками , по которым потом делались ткани. Это период начала существования учебного заведения.
url=https://postimages.org/][/url]
Первый зал музея, справа стена, полностью занятая шкафами. В них и хранится та самая тканитека, уникальный архив музея.
Более 1000 томов с образцами тканей мануфактур Морозова, Цинделя, Гюбнера, Баранова и др.