Так получилось, что в наших с GALI прогулках по Москве , мы не только бываем на выставках, в музеях, на экскурсиях, но и ОБЕДАЕМ. И для этого вроде бы обычного дела, мы выбираем не совсем обычные рестораны. У нас в городе есть и рестораны в исторических зданиях с красивыми интерьерами, и рестораны –музеи, и рестораны с какой-то «изюминкой» в оформлении. Таких кулинарно-познавательных походов набралось уже на отдельную тему. Возможно, она будет интересна и не только москвичам, ведь гости столицы тоже хотят где-то приятно провести время. Кстати об одном таком ресторане «Стаканъ» (в бывших Хлудовских банях) я уже рассказывала в теме Москва –открываем закрытые двери пост 75
Так что начну я тему как раз с соседнего с ним заведения, с «Савоя».
Ресторан и отель «Савой».
Находится ресторан «Савой» на углу Пушечной ул. и Рождественки, по адресу Пушечная улица д. 6/3 . Дом этот, как и находящийся рядом по Пушечной улице дом под номером 4 , где ныне находится «Дом учителя», имеет длинную историю.
19 век.
Раньше все эти дома было одно владение. Большой участок в 1821 году был приобретен полковником А.В. Аргамаковым, родословная которого была связана с А.Н. Радищевым и Д.И. Фонвизиным. В 1880 -х годах одна из Аргамаковых стала княгиней Туркестановой, и владение было разделено на две части. Старые, небольшие, каменные здания часто надстраивались, и к ним делались пристройки.
В последней трети XIX века в доме № 4, где располагались меблированные комнаты, магазин и трактир, возник немецкий ресторан, называвшийся «Альпенрозе». Владельцем «Альпенрозы» был купец Генрих Гермес. Основными посетителями были члены немецкого клуба, расположенного с 1860 г. на углу Пушечной и Рождественки ( ныне Пушечная д. 9)
Вот это здание Пушечная д.9
В «Альпенрозе» часто захаживали представители московской немецкой колонии. Позже Владимир Гиляровский, известный писатель и знаток истории Москвы, писал об «Альпенрозе» как о самом популярном месте в городе. «Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах. В одном из них представительствовал певец А.И. Барцал, а в другом – литератор, историк театра В.А. Михайловский – оба бывшие посетители закрывшегося Артистического кружка. Здесь в ресторанном зале, у них и появилась идея создания знаменитого литературно-художественного кружка, объединившей свет московской творческой интеллигенции» - писал об «Альпенрозэ» Гиляровский.
Малый театр пришел сюда со всеми своими знаменитостями. По крайней мере, привычно было встретить там по субботам М.Н. Ермолову, Г.Н. Федотову, Н.А. Никулину, не говоря уже о мужчинах артистах. Большой театр был так же представлен своими артистами, как оперы, так и балета. Газеты и журналы дали своих редакторов и важнейших сотрудников, часто здесь обедали актеры казенных и частных театров, известные адвокаты, врачи, педагоги, выдающиеся художники, архитекторы, профессора университета, общественные деятели.
1898 г.
В 1898 г. ресторан «Альпенрозе» был куплен неким И.К. Петковичем. В 1876 году он поступил добровольцем в Сербскую армию, в Боснии был ранен. После выздоровления уехал в Москву. Лингвист, знал 11 языков. Был популярен среди студентов.
Новый владелец русифицировал е название «Альпенрозе», преобразовав его на «Альпийскую Розу». Со временем И.К. Петкович значительно расширил площадь ресторанного зала и придал ему европейский блеск. В 1907 г. часть гостиницы приобрел московский первой гильдии купец, потомственный почетный гражданин Александр Александрович Михайлов. Он открыл вторую гостиницу и назвал ее в честь себя «Гостиница Михайлова». Но это был только первый этап.
Вскоре купец Михайлов купил все дело И.К. Петкевича и основал акционерное общество гостиницы, ресторана и виноторговли «Альпийская роза» в Москве. В его уставе, утвержденным лично Николаем II , говорилось: «Для содержания принадлежащей А.А. Михайлову гостиницы «Альпийская роза» с рестораном в г. Москве, а равно для устройства и содержания гостиниц, ресторанов, кофеен и тому подобных предприятий трактирного промысла, как в городе Москве и в Московском уезде, так и в других городах Империи, а также для торговли русскими и иностранными товарами, учреждается акционерное общество под названием «Акционерное общество гостиницы, ресторана и виноторговли «Альпийская роза» в Москве». Основной капитал А/О «Альпийская роза» определяется в 200 тысяч рублей.
1909 г.
Дальнейшая история акционерного общества «Альпийская роза» непосредственно связана с деятельностью «Страхового от огня товарищества «Саламандра», в 1909 году приобретшего у княгини О.А. Туркестановой здание на углу Пушечной и Рождественки, соседнее с тогдашней «Альпийской розой». Это новоприобретенное здание как раз и есть нынешний «Савой».
«Саламандра» была основана еще в 1846 году и была третьим по счету российским страховым обществом. Таблички с его девизом «Горю и не сгораю» стали привычными для многих московских зданий.
Существовавшие до учреждения «Саламандры» 1-е и 2-е Российские страховые общества (основаны соответственно в 1827 и 1935 г.г.) были монополистами в области страхового дела России. За ними было закреплено первоочередное право проведения страховых операций по всей территории России. Другие общества могли проводить операции только с теми клиентами, от которых 1-е и 2-е Российские страховые общества отказались. «Саламандра» возникла на кануне отмены этой привилегии, первой стала действовать на началах свободной конкуренции. У нее было три учредителя: генерал – адъютант Василий Алексеевич Перовский (внебрачный сын графа А.К. Разумовского) и Санкт-Петербургские первой гильдии купцы Федор Классен и Иоган Кондрат Плинт.
26 февраля1845 г. они подали прошение об основании «Саламандры» министру внутренних дел Льву Алексеевичу Перовскому, брату первого из учредителей. Естественно, ответ был положительный, и 26 февраля 1846 года император Николай I утвердил устав страхового от огня товарищества «Саламандра». Из-за того, что его правление, за исключением генерала В.А. Перовского, состояло из немцев, в ряде источников «Саламандра» называлась немецким товариществом. Кроме того, большая часть ее двухмиллионного уставного капитала реализовывалась через банки Берлина, Гамбурга, Амстердама, Берна и Базеля, а крупнейшим пайщиком являлась голландская фирма «Ян Гейколом с товарищами». Открытие действий товарищества последовало 26 октября 1846 г., когда было произведено первое страхование машин на одной из петербургских фабрик на 100 тысяч рублей. С конца Х1Х века «Саламандра» значительно увеличила размеры своей деятельности и стала активно вкладывать капиталы в недвижимость. К 1910 году товарищество уже имело пять домов в Петербурге общей стоимостью 2 миллиона 327 тысяч 372 рубля.
Товарищество, купив дом в Москве у княгини Туркестановой, решило его использовать с максимальной для себя выгодой. К 1910 году между «Саламандрой» и «Альпийской розой» было достигнуто соглашение о сдаче в аренду части нового здания, которое должно быть использовано как гостиница с кафе на первом этаже. Название «Савой», полученное новой гостиницей, видимо, было придумано правлением «Альпийской розы» по аналогии с Савойскими Альпами. А мифологический зверь саламандра стал её символом.
Приобретение дома на углу Пушечной и Рождественки так обосновывалось в докладе правления «Саламандры» собранию господ пайщиков: «…Правление, воспользовавшись удобным случаем, приобрело угловое место в одной из лучших частей Москвы вблизи от ныне находящейся в нанимаемом помещении Конторы Товарищества. Это давнее намерение правления, вызванное необходимостью иметь собственной, хотя и не большой дом для конторы, обслуживающей, кроме самой Москвы, еще 8 губерний, до сих пор не могло быть осуществлено за неимением в центре Москвы сравнительно не дорогих имуществ». Здание досталось «Саламандре» за 247 тысяч 250 рублей, что было расценено как очень выгодная покупка.
1911 г.
В 1911 году началась перестройка здания, проводимая под руководством Виктора Андреевича Величкина, служившего в московской конторе «Саламандры». Облицовка фасадов здания была выполнена гранитной фирмой М.А. Саари.
Пятиэтажное здание было решено в неоклассическом стиле с элементами ампира; угол дома срезан и оформлен во втором этаже полуротондой с ионической колоннадой, завершённой балконом третьего этажа. Вот так оно выглядело тогда (источник фото https://pastvu.com/p/5318 )
А так выглядит сегодня