Обычно в начале статьи про железные дороги я даю ссылку на официальный сайт местных жд, где можно посмотреть расписание и купить билеты. Увы - сайт китайских жд вам ничем не поможет, ибо все там указано иероглифами и лаовая, вроде нас с вами, только напугает:) Предприимчивые люди и фирмы этим активно пользуются, продавая билеты с небольшой наценкой, например, мы для трех поездок в Китай пользовались сайтом ctrip.com. У них приемлемая комиссия и довольно понятный интерфейс. Оплачиваешь билеты картой, получаешь от сервиса письмо с кодом, распечатываешь и везешь с собой в Китай. Предполагается, что ты чуть раньше придешь на вокзал и получишь этот билет в кассе, предъявив код бронирования и свой паспорт.
Сразу скажу, что на некоторых вокзалах мы видели автоматы по продаже билетов, но купить там билеты иностранцам нельзя - требуются местные реквизиты.
Железнодорожные вокзалы Китая вызвали у нас шок и трепет: вот, к примеру, Северный вокзал Пекина, который выглядит как вполне себе современный европейский аэропорт.
Под вокзалом - торговый центр и кафе
Табло крупно - да все понятно!
А вот Северный вокзал Нанкина (3 км в поперечнике, настоящая махина).
Справедливости ради не могу не отметить, что даже в Пекине не все жд вокзалы такого уровня: тот же Центральный вокзал гораздо ближе к какому-нибудь нашему Курскому до реконструкции, включая толпы крестьян с баулами, сидящих на площади прямо на полу, невнятными закутками, торгующими разной ерундой.
В Китае повсеместная проверка безопасности: в ключевых туристических местах просто так не войдешь: стоит рамка металлоискателя и лента для вещей, точно так же все на входе в место и вокзалы, движение "закинул руку за плечо, достал рюкзак, положил на ленту, закинул на спину" отработан у меня до автоматизма. Кроме проверки вещей, безопасность на входе на станции проверяет ваши билеты и паспорта (хотя мне до сих пор непонятно, что они там понимают).
***
В наших поездках в Китай мы только один раз ездили на более-менее привычном поезде средней скорости - когда ездили в Бадалинг, смотреть Великую китайскую стену.
Специально для туристов - билеты на поезд в Бадалинг продаются на улице в специальном окошке, в вокзал входить не надо
Советую прийти пораньше - мы пришли за час примерно, чтобы осмотреться, и не зря - весь немаленький зал сидел и ждал нашего поезда. Выход на платформу - на противоположной от входа стороне, лучше сразу переместиться туда и стоять у выхода, потому что как только начнут открывать двери, в зале мгновенно выстроится огромная очередь.
Поезд внутри - этакая электричка какой-нибудь трениталии
Поезд до Бадалинга рядом со скоростным на вокзале Пекина
Вокзал довольно стремный (единственный такой мы видели именно в Бадалинге), но чистый, просто очень бедненький, что странно, учитывая, что отсюда идут к Великой Китайской стене и поток довольно значимый.
На каждой китайской станции и даже на каждой станции место обязательно есть бесплатный туалет, где есть кипяток - китайцы носят с собой термосы и заваривают чай с жасмином, я писала об этом в теме Китайская еда
***
Все прочие переезды по стране мы осуществляли на скоростных поездах - я называю такие паровозы "утяти", Правда, похоже?
К слову о дублировании на английском - это Нанкин
Билеты в кассе получить довольно просто: вы суете в окошко паспорт и бумажку с бронью, вам выписывают билет. Помню, когда мы делали это впервые, за нами тут же выстроилась очередь из туристов, которые до нас просто слонялись возле касс и, вероятно, прикидывали, что им делать со своими бронями. Я, наверное, так уверенно топала к кассе, что все решили, что я знаю, что делаю, и потопали за нами, что оказалось верным решением:)
И тут мы осознали сюрприз - никто не гарантирует, что билеты будут рядом, и даже что они будут в одном вагон. У нас был один случай, когда билеты за 3 дня до выезда выдали нам в разные вагоны. Делать нечего - пришлось топать в разные (меняться местами у местных не особо принято, они просто не понимают, чего от них хотят). Придя на свое место, я увидела две пары кресел, повернутых друг к другу, сидящих на них четырех китайцев, играющих в карты. Я так растерялась, что уперла руки в боки и на чистом русском сказала: "Мужики, чего сидим, место вон то - мое!" Китайские мужики тоже растерялись, но моя мимика и интонация обычно настолько доходчивы, что местное населения меня отлично понимает. Сперва они попросили показать билет - я показала - издалека. Затем они жестами попытались отправить меня в другой вагон (у нашего друга там, мол, есть место), я продолжала на русском же объяснять, что никуда с сумкой не потопаю, в итоге китайцы вздохнули и пошли играть в тамбур, сидя на корточках, а я в итоге несколько часов сидела одна как прынцесса. Можно было, конечно, зазвать Дениса из соседнего вагона, но у нас не было уверенности, что хозяева мест не вернутся:)
Не могу не отметить полное безразличие китайцев к личному пространству: совершенно нормальная практика толкаться в очереди в кассу, как только между вами и впереди стоящим человеком образуется хотя бы пара сантиметров, туда тут же пытается втиснуться кто-то без очереди. Совершенно нормально (для них) влезть и посмотреть, что я там подаю кассиру (один раз не выдержала и сказала "цирк что ли!", так половина очереди удивилась, чего это я возмущаюсь, антиресно же, чо там лаоваи делают)
У выхода с номером билеты проверяют тетеньки в форме и пропускают вас через турникеты. Это и дополнительный контроль, чтобы вы не прошли без билета, и контроль за тем, чтобы местное население не запуталось, на какой поезд садиться (да-да, местные там тоже путаются). До прихода поезда на перрон часто не пускают. И не из вредности, а из соображений безопасности: как-то мы стоили у турникета первыми и двери на перрон были приоткрыты - от проходящего поезда шла такая ударная волна, что нас чуть не снесло даже в здании вокзала, представляю, как это ощущается на самом перроне (напоминаю, что скоростные поезда ходят со скоростью 400 км/ч и выше, внутри этой скорости не ощущается и меня даже не укачивает).
Меня жутко волновал вопрос - когда стоянка проходящего поезда 2 минуты, как такое количество народу умудряется сесть? Все просто: на перроне есть разметка, где какой вагон и где двери, все выстраиваются по разметке в линейку, затем быстро заходят, поэтому 2-3 минуты - это нормальное время, чтобы весь вагон вышел через одни двери и вошел через другие двери (потоки не смешиваются).
Туалеты. Есть европейские, есть с дыркой в полу (это, кстати, для Китая вполне нормально, ненормально то, что они двери не закрывают, толкаешь дверь - а там дед над дыркой сидит и даже не смущается, подмигивает мне, мол, дело житейское:)
По запросу дополнительно нашла дома парочку билетов, можно посмотреть, какая информация есть на билете.
Итак, смотрим:
1 билет - Пекин Южный - Сиань, 2 билеты - Лоян - Пекин Южный
Красные цифры - номер билета.
Слева вверху дата и время отправления.
Справа вверху - номер вагона и номер места. т.е. 6-й вагон и 98-е место.
515,50 - цена в юанях.
ФИО - понятно
Ниже, номер удостоверяющего дока/паспорта (российский загранпаспорт)
Пекин - Сиань иероглифами и ниже латиницей.
Между ними стрелкой направление движения, номер поезда. G - буквенное обозначение скоростных поездов, "утять".
Ну разве это сложно?