Москва -открываем закрытые двери-2
Сообщений 591 страница 600 из 1000
Поделиться5922016-12-15 18:38:52
И самые дорогие подарки Москве , они в небольших витринах.
Это меч в ножнах , в свидетельстве к нему написано, что Советом Федерации РФ городу -герою Москве вручен "Меч победы"
Есть и другие памятные мечи
Гости спускаются по парадной лестнице, экскурсия закончена, надеюсь, кому-то было интересно посмотреть и почитать про нашу мэрию.
Поделиться5932016-12-15 23:37:04
СПАСИБО !
Рассказ получился даже глубже, чем говорил экскурсовод. И время даёшь, всё рассмотреть, не подгоняешь !
Отредактировано GALI (2016-12-15 23:40:05)
Поделиться5942016-12-16 21:57:12
С удовольствием посмотрела мэрию. Спасибо Вам, дорогая Леночка! Каждый раз восхищаюсь, как Вы замечательно все показываете-рассказываете! И какие фотографии! Я уже писала, что надо бы это как-то опубликовать!
Поделиться5952016-12-17 13:22:23
Лена, присоединяюсь к словам благодарности. Ты проделываешь грандиозную работу, чтобы познакомить своих читателей с интересными зданиями, их историей и обитателями. Спасибо! Твоя экскурсия была, как нельзя, кстати - я смогла блеснуть знаниями перед подругой, когда мы проходили здание мэрии и Тверскую площадь. Ее, как и меня, впечатлила информация о перемещении зданий вглубь кварталов
Поделиться5962016-12-17 19:55:00
Галя, Ксения, Оля -спасибо, девочки, хорошо, что кому-то все это интересно.
Следите за темой - новые сюжеты обязательно будут.
Поделиться5972017-02-01 11:16:13
Странноприемный дом Н.П.Шереметьева.
Источники информации
https://ru.wikipedia.org/wiki/Странноприимный_дом
http://sheremetev-st-trinity.ru/index.php?id=18
http://www.culture.ru/institutes/6636/s … heremeteva
http://idis-moscow.ru/strannopriimnyy-dom-sheremeteva/
http://moya-moskva.livejournal.com/3261822.html
http://www.feldsher.ru/dispetcher/pages … T_ID=49816
http://www.sklifos.ru/ob-institute/istoriya/
https://gazeta-licey.ru/public/people/2 … go-xirurga
http://www.orthomed.ru/pms.php?id=library.article.0054
http://ps.raisevent.ru/index.php?mod=pa … sheremetev
wwwpastvu.com
Возможно, кого-то удивит название "Странноприемный дом Н.П.Шереметьева" и вы не сразу поймете о каком здании пойдет речь, но если я бы я написала НИИ Скорой помощи им.Склифосовского, то уверена, что вы сразу вспомните это здание , выходящее своим фасадом на Садовое кольцо возле станции метро "Сухаревская". Вот туда-то я вас и приглашаю, хотя вообще-то в это заведение лучше не попадать никому и никогда, но мы с вами просто заглянем туда...на экскурсию.
Здание Странноприимного дома на Садовом кольце -замечательный памятник архитектуры начала XIX века, один из немногих, сохранившихся после пожара 1812 года, – и сейчас является лицом Института. Но еще он продолжает быть памятником великой и трогательной любви графа Шереметева к крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, любви, благодаря которой и возникла в этом загородном владении Шереметевых невиданная в те времена обитель милосердия.
Место, где ныне располагается известный каждому москвичу Склиф, в XVII-XVIII в. было даже не окраиной города, а его пригородом. Здесь, за чертой тогдашней границы Москвы, проходившей по линии современного Садового кольца, находились «Черкасские огороды» – летний загородный двор известных своим богатством и служебным положением князей Черкасских. Здесь обитали служители хозяев, оброчные крестьяне, немногочисленные арендаторы и причетники выстроенной еще в царствование Алексея Михайловича Ксениевской церкви.
Усадебный храм во владении князей Черкасских у Сретенских ворот известен с 1649 г. Деревянная шатровая церковь в честь преподобной Ксении, построенная как домовая при летней резиденции князя Якова Черкасского, опустела после эпидемии чумы 1654 г. В 1684 г. Патриарх Иоаким разрешил князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому построить новый деревянный храм прп. Ксении. Этот храм до наших дней не сохранился.
Черкасским огородам суждено было стать малой частицей того колоссального состояния, которое образовалось после бракосочетания 28 января 1743 года Варвары Алексеевны Черкасской, дочери российского канцлера, и Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого фельдмаршала петровского времени. И без того немалое имущество жениха утроилось: приданное невесты составило 70 000 крепостных душ (включая семью художников Аргуновых) и многочисленные земельные владения (в том числе малоизвестное тогда село Останкино). Наследник же этого несметного богатства, младший сын супругов Шереметевых Николай, появился на свет 28 июня 1751 года.
Граф воспитывался при дворе вместе с будущим императором Павлом I и навсегда остался для него другом детства. Николай Петрович получил превосходное домашнее образование, завершившееся в престижном Лейденском университете. За границей граф познакомился с художественными коллекциями Голландии и Англии, но главные впечатления его ждали в Париже, где он изучал музыку, театральное дело, общался с деятелями европейской культуры и был представлен при королевском дворе.
Н.И.Аргунов. Портрет графа Николая Петровича Шереметева
Когда и при каких обстоятельствах Николай Петрович, впервые увидел главную любовь своей жизни Прасковью Ковалеву, доподлинно неизвестно. Мы знаем лишь, что родилась Паша в 1768 году в Ярославской губернии. Сегодня три села Ярославской области спорят между собой за право называться родиной Прасковьи Ивановны. Все они находятся неподалеку от шереметевской усадьбы Вощажниково, от которой сохранились лишь остатки старинного парка. Отец Прасковьи был деревенский кузнец, «коваль» – отсюда и фамилия Ковалева.
У девочки с раннего детства был сильный и красивый голос. Однажды ее заметила дальняя родственница Шереметевых Марфа Михайловна Долгорукова. Она-то и привезла шестилетнюю Пашу учиться в Кусково, гордо именуемое его хозяином, старшим графом Петром Борисовичем, «Новыми Афинами». Название это, оправдывалось не только красотой барской усадьбы с великолепным парком и затейливыми павильонами, но и феерическими празднествами графа, а также роскошными театральными спектаклями, где все роли и музыкальные партии исполняли крепостные актеры. Хозяин создал у себя настоящую театральную школу, куда привозились изо всех его вотчин одаренные дети крепостных и где природные склонности маленьких артистов доводились до высокого профессионального совершенства.В Кусково маленькая Прасковья обучалась светским манерам, пению, музыке, актерскому мастерству, французскому и итальянскому языкам. Дебют 11-летней Паши Жемчуговой (сценический псевдоним актрисы) состоялся 22 июня 1779 года на сцене кусковского театра в комической опере Гретри «Опыт дружбы». Двумя годами ранее Петр Борисович передал управление труппой в руки сына, видя его особую склонность и любовь к музыке.
Молодой граф Николай Петрович с энтузиазмом принялся за дело. Он входил во все детали постановок своего крепостного театра, посещал репетиции, порой обедал со своими артистами. Его отношения к собственным крепостным актерам вообще были не типичны для своего времени. Они отличались гораздо большим демократизмом и даже уважительностью. Привлеченный талантом юной воспитанницы, граф, как позднее сам он писал, «нередко находил приятность заниматься с нею сам музыкой…А сии частные упражнения заставили более и более познать отличные душевные дарования и добродетельные свойства», которыми она была одарена.
Увлечение юной актрисой постепенно переросло в серьезное чувство.
Н.И.Аргунов. Портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой
У себя на сцене Николай Петрович ввел еще один, новый тогда оперный жанр лирической трагедии. Это были масштабные постановки с массовыми сценами и сложными декорациями, где от героев подчас требовался подвиг для завоевания права на любовь. Именно такой была коронная для Прасковьи Жемчуговой партия Элианы в «Самнитских браках» Гретри. За ее выдающееся исполнение актриса удостоилась бриллиантового перстня от самой Екатерины II.
Вознесенная высоко, Прасковья Ивановна никогда не забывала своего происхождения, держалась просто и скромно, но с необычайным достоинством. Она нисколько не дорожила теми материальными благами — деньгами и подарками, — которые получала как прима театра и возлюбленная графа, и неизменно тратила их на тех, кто нуждался и просил о помощи, ничего не копила и не оставляла себе.
Вот что уже после ее смерти писал о ней Николай Петрович: "Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум, искренность и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки...".
Прасковью Ивановну современники считали вдохновительницей всех благотворительных проектов Шереметева. Именно она укрепила графа в намерении основать больницу для неимущих на своих Черкасских огородах, – будущий Странноприимный дом.
Странноприимный дом — устаревшее обозначение богадельни, больницы-приюта для нищих и калек. Наиболее известна под этим названием Шереметевская больница на Большой Сухаревской площади в Москве.
Николай Петрович Шереметев задумал устройство в Москве богадельни на 100 человек обоего пола и бесплатной больницы на 50 коек в начале 1790-х годов. В день рождения Н.П. Шереметева в основание будущего храма милосердия на Черкасских огородах на глубину полутора метров был зарыт закладной камень с медной доской, на которой выбито славянской вязью: "1792 года июня 28 дня соорудитель сего граф Николай Шереметев".
С этого момента начинает свой отсчет этап созидания.
На портрете работы Боровиковского граф Н. П. Шереметев указывает правой рукой на Странноприимный дом как на своё главное свершение
Поделиться5982017-02-01 11:17:24
Проект Странноприимного дома был заказан у московского архитектора Елизвоя Семеновича Назарова, который «помощничал» у своего родственника Василия Баженова и усвоил многие его зодческие приёмы.
Он спланировал ансамбль по образцу городской барской усадьбы XVIII века, в который, помимо главного в два с половиной этажа полуциркульного здания, входили еще два флигеля для прислуги и сотрудников, а также дом Главного смотрителя, управлявшего всей деятельностью учреждения, и дом для Главного доктора, руководившего больницей.
Со стороны здание выглядит как монументальная дворянская усадьба с углублённым в сторону парка главным корпусом — храмом Троицы, над которым возносится полукруглый бельведер. Парадный двор образуют два крыла-полукружия, вынесенные далеко в сторону Садового кольца и составляющие в плане подкову. Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню.
Хотя в Москве давно существовали частные богоугодные заведения (например, Куракинская богадельня), монументальная архитектура и градостроительный размах проекта графа Шереметева не имели прецедентов. Строительство вели с 1792 по 1807 годы крепостные зодчие П. И. Аргунов, А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин.
Однако в те годы этот проект еще не являлся главным для Николая Петровича: он по-прежнему был более привержен миру театра. Именно тогда граф выстроил для Ковалевой-Жемчуговой новый Останкинский театр, оснащенный по последнему слову тогдашней сценической техники, где талант его примы должен был предстать во всем великолепии. В 1795 году они переселяются в Останкинский дворец, предназначенный стать гнездом для счастливой семейной жизни со своей избранницей. Однако вскоре произошли события, нарушившие эти планы.
После смерти Екатерины II на престол восходит новый император Павел I (современники еще долго будут вспоминать торжественный прием в его честь в Останкине 30 апреля 1797 года, во время которого Жемчугова блистала в своей коронной партии Элианы). Граф Шереметев, товарищ детства нового императора, получил ответственные посты при дворе и вынужден был покинуть Москву. Он переезжает на постоянное местожительство в Петербург и поселяется в Фонтанном доме, где когда-то, кстати. появился на свет. Прасковья Ивановна, разумеется, последовала за ним. Здесь, в Фонтанном доме, прошли последние годы ее жизни, омраченные не только тяжелой болезнью, но и двойственностью ее положения при графе. Благородная, открытая, глубоко религиозная натура, Прасковья Ивановна мучилась тем, что их отношения с Николаем Петровичем не были скреплены законным браком.
Сам граф давно искал возможность устранить все препятствия к этому браку, окончательно осознав глубину и серьезность отношений со своей «жемчужиной». Однако мечта о семейном счастье и законных наследниках наталкивалась на препятствия, непреодолимые даже для такого, казалось бы, всесильного человека, каким был Шереметев. Можно добавить — тем более для Шереметева, поскольку в его среде подобный мезальянс был абсолютно недопустим. Слишком сильны были сословные предрассудки. Однако, несмотря ни на что, Николай Петрович готовился к браку. В конце 1798 года он подписал вольную Прасковье Ивановне и ее семье. По его тайному поручению составляется фальсифицированная генеалогия будущей супруги, якобы происходившей из древнего шляхетского рода Ковалевских. Обращался он к Павлу с просьбой разрешить этот брак или нет доподлинно неизвестно. Но только после гибели императора, когда на престол восходит Александр I, чье царствование обещало быть более либеральным, Николай Петрович решается исполнить задуманное: 6 ноября 1801 года он тайно обвенчался с Прасковьей Ивановной в московской церкви Симеона Столпника на Арбате.
Вскоре после венчания граф узнает радостную новость: у него будет наследник. Все протекало, как казалось, вполне благополучно, и 3 февраля 1803 года родился мальчик, нареченный при крещении Дмитрием в честь наиболее почитаемого и любимого одновременно обоими супругами святого — Димитрия Ростовского. Однако через 20 дней молодая графиня скончалась. Ей было неполных 35 лет.
Смерть любимой жены произвела неизгладимое действие в душе Николая Петровича. Можно с определенностью сказать, что в последние годы его жизни (а он пережил Прасковью Ивановну, свою «соловушку», всего на шесть лет) мы видим совершенно другого человека. Блестящий вельможа, баловень судьбы, знаток и ценитель изящного, устроитель грандиозных резиденций и пиров, о которых слагались легенды, канул в Лету. Перед нами предстает человек, отрешившийся от всех суетных удовольствий и дел и посвятивший остаток своих дней делам благотворительности, за которые Шереметев даже получил прозвище графа Милосердова.
После смерти любимой супруги помыслы графа всецело сосредоточиваются на делах благотворительности и милосердия, главным из которых стала достройка Странноприимного дома для больных и престарелых. В 1803 году для улучшения первоначального, наполовину уже реализованного проекта, Николай Петрович приглашает давнего друга семьи, знаменитого столичного архитектора Джакомо Кваренги (он знал Прасковью Ивановну лично), который придал окончательный вид всему ансамблю и его главному ядру – храму Живоначальной Троицы.
Архитектор Джакомо Кваренги не выезжал в Москву на строительство, а высылал проекты, чертежи и рисунки по почте. Его замыслы на месте воплощали русские архитекторы Миронов, Дикушин и Аргунов, построившие для семьи Шереметевых усадьбы в Кусково и Останкино.
Присущие стилю итальянского мастера черты – строгая величественность, лаконизм декора, монументальность как нельзя более соответствовали новому настроению заказчика и отражали мемориальный оттенок всего сооружения. В окончательном виде проект приобрёл скульптурные акценты с обоих фасадов (парадного и садового), а также фигурную решётку с центральными воротами и угловыми бельведерами.
Фотография 1883г.( на переднем плане водовозные бочки у водяной колонки)
Всего на строительство граф Шереметьев потратил три миллиона рублей ― колоссальную по тем временам сумму.
В апреле того же 1803г. года граф Шереметев представляет императору Александру I доклад об учреждении им Странноприимного дома – «богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных, и больницы на 50 человек для безденежного лечения ...бедных». Это было глубоко продуманный проект с планами здания, штатным расписанием и четкой системой финансового обеспечения. На содержание заведения граф внёс на депозит 500 тысяч рублей вместе с доходами со своих поместий в Тверской губернии.
В этом прошении I Шереметев просит оказать государственную поддержку своему детищу: освободить Странноприимный дом «от всяких обывательских повинностей», обеспечить его охрану военным караулом, обязать московское Дворянское собрание оказывать ему всяческое содействие.
Резолюция императора была однозначной: «Быть посему». За этот беспрецедентный акт благотворительности Николай Петрович был удостоен высоких наград от Сената – медали в его честь и ордена князя Владимира 1-й степени. Молва о Странноприимном доме быстро распространилась по России и за ее пределами. Поэты посвящали графу Шереметеву восторженные строки.
Однако дожить до открытия своего главного детища Николаю Петровичу было не суждено: 2 января 1809 года он скончался от внезапной простуды. Граф Шереметев был похоронен рядом с женой в простом гробу: все деньги на полагавшиеся пышные похороны Николай Петрович завещал раздать нищим. Вот так встреча с душой более сильной, цельной и тонкой преобразила душу любящего графа и открыла ее милосердию.
Торжественное освящение Странноприимного дома состоялось в следующем, 1810 году и было приурочено ко дню рождению его основателя – 28 июня (11 июля по н.ст.). Странноприимный дом распахнул свои двери и принял первых призреваемых. Ими стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане — бывшие торговцы, священники, чиновники.
Малолетний граф Дмитрий не смог в это время взять на себя заботы о Доме. Главным смотрителем Странноприемного дома до 1826 года был Алексей Фёдорович Малиновский, крупный русский археограф, сенатор, главный управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел.
С 1826г. граф Дмитрий Николаевич Шереметев принимает на себя обязанности попечителя Странноприимного дома и остается им до самой смерти (1871г.). На этом посту его сменяет сын С.Д. Шереметев, остающийся попечителем до революции 1917 года. Вообще, с попечителя / главными смотрителями информация сильно отличается. Видимо , речь идет о разных должностях.
Раньше под колоннадой стояла статуя Милосердие, но она утрачена. Теперь там сбоку два евангелиста - Матфей и Лука.
Поделиться5992017-02-01 11:18:09
Традиции этого выдающегося для своего времени учреждения бережно сохранялись и приумножались наследниками Н.П. Шереметева вплоть до революции. Не только прямые потомки графа принимали активное участие в судьбе этого выдающегося учреждения, но и многие представители других ветвей славного рода (С.В. Шереметев, Н.А. Шереметев, Б.С. Шереметев и др.). Они были членами попечительского Совета, вносили большие суммы денег на поддержание Странноприимного дома и расширение видов благотворительности. Их неустанными заботами, безмерной добротой и порядочностью сохранялся приют для бедствующего люда.
Более 200 000 человек получили в этом доме помощь. Спектр благотворений Странноприимного дома был достаточно широк. Ежегодные суммы отпускались на приданое «неимущим и осиротевшим девицам», «на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость», на помощь обедневшим ремесленникам и выкуп заключенных из долговых тюрем, на вклады в храмы Божьи, на создание библиотеки с читальней, на захоронение неимущих и другие нужды.
С начала XIX века здесь обосновалось Московское отделение Медико-хирургической академии. К концу столетия укрепляются связи больницы с Московским университетом: в 1884 году она становится его клинической базой. Ведущие ученые страны внедряли здесь передовые методы лечения.
Важным этапом в истории дома стала работа главного доктора Алексея Терентьевича Тарасенкова. При нем было значительно улучшено больничное дело: заменены устаревшие прописи лекарств, установлен контроль за их покупкой и назначением, налажены регулярные обходы и осмотры больных. Он предложил открыть «приходящее отделение» — бесплатную амбулаторию, а также медицинскую кассу для выдачи пособий больным при выписке на первое время, что и было сделано.
Все новейшие открытия в естествознании и технике, находившие практическое применение в медицинской практике, сразу появлялись в распоряжении врачей клиники. Здесь раньше, чем в других больницах Москвы начали использовать рентгеновские аппараты, применять при восстановительном лечении физиотерапевтические и водные процедуры, в частности, душ Шарко, внедрять новые хирургические методики при определенных заболеваниях и ранениях.
Основной врачебный персонал больницы составляли выпускники медицинского факультета Московского университета.
Врачи больницы внесли неоценимый вклад в развитие различных видов оказания медицинской помощи: хирургической, гинекологической, амбулаторной и скорой медицинской помощи больным и пострадавшим, в подготовку врачей и студентов.
На фасаде мемориальная доска в честь выдающегося хирурга С.С.Юдина, о нем речь еще впереди.
Чтобы попасть на территорию, надо обогнуть вот это крыло и войти в ворота.
Поделиться6002017-02-01 15:30:36
мы с вами просто заглянем туда...на экскурсию.
Одна из моих знакомых, узнав, что я побывала в СКЛИФе на экскурсии, сказала "Ну, Галя, значит у тебя крепкие нер-вы...". "НУ, что ты - я же была на экскурсии в Странноприемным доме Н.П.Шереметьева !" . Всё равно ! - последовал ответ.