Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Москва -открываем закрытые двери-2


Москва -открываем закрытые двери-2

Сообщений 421 страница 430 из 1000

421

Особняк Викулы Морозова в Подсосенском переулке.

Архитекторы: М.Н. Чичагов, Ф.О. Шехтель. 1878-1879 гг., 1895 г., 1900-е гг.
Адрес: Москва, Подсосенский пер., д. 21, стр. 1-1А

Источники информации и некоторых фото

http://il-ducess.livejournal.com/154630.html   Ирине Левиной  огромное спасибо за экскурсию и за информацию
http://il-ducess.livejournal.com/97702.html#cutid1
https://ru.wikipedia.org/wiki/Морозов,_Савва_Васильевич
http://megabook.ru/article/Морозов Алексей Викулович
http://osobnyak-moscow.narod.ru/photoalbum50.html
http://um.mos.ru/houses/usadba-a-v-morozova/
http://moscow-gothica.livejournal.com/13160.html
http://moscow-walks.livejournal.com/286243.html
http://mirandalina.livejournal.com/tag/podsosenskiy
http://www.etovidel.net/sights/city/mos … v_baryshah
http://opposto.livejournal.com/195293.html
http://opposto.livejournal.com/195727.html
http://opposto.livejournal.com/195361.html
http://mosnovostroy.ru/articles/classics/21408.html
http://www.skyscrapercity.com/showthrea … mp;page=16

Особняк Викулы Морозоа  расположен по адресу Подсосенский переулок, 21. Но в те времена, о которых пойдет речь, переулок назывался Введенским по стоящей в начале его церкви Введения в Барашах, а в 1922 г. из-за того, что в Москве тогда было три Введенских переулка, его переименовали в Подсосенский. Новое имя было обязано древнему названию той же церкви - "что под Сосенками". Название урочища Сосны или Сосенки весьма древнее, ибо уже в 1476 г. здесь упоминается церковь Ильи под Сосною.

Участок, на котором  стоит особняк,  к 1730-м годам состоял из нескольких мелких владений содержателя парусной фабрики Д. М. Плавильщикова. Главный дом большой усадьбы сохранился - это два нижних этажа пятиэтажного дома во дворе, но выглядит он ужасно.
Этот участок в 1839 г. был куплен Елисеем Морозовым. Но только в 1878 г. его сын Викула Морозов начинает перестройку существовавших здесь одноэтажных кирпичных зданий.
Прежде чем рассказывать об этом удивительном особняке, надо начать вообще с того, кто же такие Морозовы, коль речь идет о представителях этой известнейшей династии.

Основатель династии старообрядец Савва Васильевич Морозов был крепостным крестьянином помещика Рюмина, «пастухом, извозчиком, ткачом-рабочим, ткачом-кустарем, который пешком ходил в Москву продавать свой товар скупщикам, затем владельцем мелкого заведения — раздаточной конторы — фабрики». В 1797 году Морозов женился на дочери красильного мастера Ульяне Афанасьевне и в том же году открыл собственную шелкоткацкую мастерскую. К 1811 году в его мастерской работало уже 10 станков, которые обслуживались 20 наёмными работниками. В год они выделывали до 200 кусков шелкового товара на общую сумму 1,2 тысячи рублей.
После войны 1812 г. С. В. Морозов стал сбывать свой товар именитым помещикам и обывателям столицы. К 1821 году Савва Васильевич выкупился из крепостной зависимости вместе с сыновьями Елисеем, Захаром, Абрамом, Иваном и Тимофеем за огромную по тем временам сумму — 17 тысяч рублей ассигнациями.
Став свободным человеком, С. В. Морозов в 1823 году купил у своего бывшего помещика Рюмина часть земли на правом берегу Клязьмы в местечке Никольское, где была основана знаменитая впоследствии мануфактура. Это событие положило начало росту промышленного местечка Никольское (тогда оно называлось также Новозуевым и Николаевским). Ныне Зуево и Никольское входят в черту города Орехово-Зуево).

https://img-fotki.yandex.ru/get/50061/140132613.42a/0_1f46da_a9812f4a_XL.jpg

              Савва Васильевич Морозов

В 1825 году Савва Васильевич Морозов основал московскую ручную ткацкую фабрику, которая в сороковых годах состояла из 11 строений, где помещались 3 ткацких, 1 сновальная и 3 красильных и сушильных. Машин не имелось, но было 240 ручных станков с жаккардовыми машинами для выработки цветных узорчатых тканей. Эта московская фабрика была ликвидирована после Крымской войны. В 1830 году им была открыта фабрика в городе Богородске, со временем превратившаяся в Богородско—Глуховскую мануфактуру. В 1846 году при помощи Людвига Кнопа в Никольском была начата постройка крупнейшей в России бумагопрядильной фабрики, которая была запущена в действие 15 января 1848 года.
В 1850 году С. В. Морозов выделил капитал для старших сыновей Елисея и Захара, а младшему сыну, родившемуся уже свободным, Тимофею передал все функции управления.
Скончался Савва Морозов в 1860 году купцом первой гильдии, оставив своим потомкам колоссальный капитал и многочисленные фабрики. В этом же году фирму преобразовали в паевой торговый дом «Савва Морозов с сыновьями»; в 1873 году он был переименован в Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко».
У него было пятеро сыновей, от которых пошли четыре ответвления знаменитого морозовского дела:
Захаровичи (Богородско-Глуховская мануфактура)
Абрамовичи (Тверская мануфактура)
Викуловичи (Орехово-Зуевская мануфактура)
Тимофеевичи (Никольская мануфактура)

https://img-fotki.yandex.ru/get/50455/140132613.42a/0_1f46db_a947eecc_XL.jpg

Представители 4-х ветвей семьи Морозовых (4-х морозовских мануфактур): Морозов Абрам Абрамович, Морозов Тимофей Саввич, Морозов Василий Захарович, Морозов Викула Елисеевич.
Москва. Фото Бергнера А. Нач. 1860-х гг.

В данном случае нас интересует ветвь , которая пошла от старшего сына, Елисея Саввича.  Елисей Саввич Морозов (1798—1868) — получил от отца капитал и земельный участок в местечке Никольском и организовал там в 1837 г. собственную мануфактуру с раздаточной конторой и красильней.

Его сын Морозов Викула Елисеевич ((1829—1894) управлял и расширял отцовское дело.
Викула Елисеевич соревнуясь с братьями отца, учредил в 1882 «Товарищество мануфактуры Викулы Морозова с сыновьям в местечке Никольском». Обладая слабым здоровьем, он часто ездил на лечение в Англию, постигая там ведение хлопкового дела и внедряя новейшие достижения у себя на фабрике. Его предприятие было весьма прибыльным: при средней норме прибыли в хлопчатобумажной промышленности в 1888г. 17,9% прибыль на фабрике Викулы Морозова составляла 31,6%, а в 1893г. — 16% при средней по отрасли 8,3%.

https://img-fotki.yandex.ru/get/50455/140132613.42a/0_1f46dc_ad6b42f6_XL.jpg

                      Викула Елисеевич Морозов.

Набожный глава старшей ветви,  Викула Елисеевич, брал на свои заводы только старообрядцев, сам ходил с лопатообразной бородой и личной ложкой.
Для рабочих строились казармы с бесплатным проживанием, освещением, отоплением и водоснабжением. Плата за жилье, освещение, отопление и водоснабжение, в отличие от дней нынешних, никогда не взималась. К тому же фабричный народ всегда получал вдоволь молока (дети рабочих и служащих – бесплатно), мяса, хлеба. Их поставляли собственные мельницы, хлебопекарни и фермерские хозяйства, организованные при Морозовской мануфактуре.
На средства Викулы Елисеевича при предприятии были сооружены бесплатная больница, зубоврачебный кабинет, две начальные фабричные школы, богадельня. А с помощью английских специалистов (они работали инженерами и технологами на фабриках В. Морозова и жили в специально построенном для них городке) здесь даже устроили два футбольных стадиона, которые считались лучшими в России!
По большому счету рабочим, в общем-то, не на что было сетовать: никто из них не принимал участия в Морозовской стачке 1885 года.
Одна забота всю жизнь тяготила владельца предприятий: слабое здоровье. Лечиться Викула Елисеевич предпочитал за границей. В основном в Англии .

В деревне Ионово благодаря влиянию Викулы Морозова была открыта в 1880 г .единственная в России легальная старообрядческая школа. В селе Саввино (ныне входит в черту города Железнодорожный) в 1879г. по инициативе Викулы Морозова было образовано новое товарищество «Саввинская мануфактура Викулы Морозова сыновей, Ивана Полякова и К». В храме Преображения Господня, что находилось недалеко от фабрики, был установлен фарфоровый иконостас, изготовленный на фарфоровом заводе М. С. Кузнецова , близкого друга Викулы Морозова (храм с иконостасом сохранились).

+1

422

Итак, в 1878 г. Викула Морозов начинает перестройку существовавших в тогдашнем Введенском переулке одноэтажных кирпичных зданий бывшей усадьбы Плавильщикова.
Особняк построен в 1879 г. по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Михаила Чичагова, автора зданий театра Корша в Богословском переулке, ресторана "Эрмитаж" на Трубной площади, особняка Алексеевых на Пречистенском бульваре.
Г-образное в плане, двухэтажное с антресолями здание с обширным подвалом представляет собой типичный особняк эпохи эклектики.
Здание имеет нарядный рустованный фасад с  изящной лепниной.

Вот так оно выглядело примерно в 1900-1909г. В правой части возле ворот стоит телеграфный столб. (фото с https://pastvu.com/ )

https://img-fotki.yandex.ru/get/27612/140132613.42a/0_1f46dd_f640ec2a_XL.jpg

А вот так этот же ракурс выглядит сегодня

https://img-fotki.yandex.ru/get/108497/140132613.42a/0_1f46de_cfe73719_XL.jpg

Богатый декор фасадов выполнен в формах европейской классической архитектуры.
Центральная часть здания, с едва заметно выступающим ризалитом, завершается аттиком, за которым просматривается мезонин.

https://img-fotki.yandex.ru/get/27612/140132613.42a/0_1f46df_305a6f5d_orig.jpg

Парадный подъезд со стороны Подсосенского переулка акцентирован балконом, который поддерживают скульптуры атлантов.

https://img-fotki.yandex.ru/get/108497/140132613.42a/0_1f46e0_6128d931_XL.jpg

Атланты при входе выполнены молодым скульптором С. Коненковым, который на тот момент был студентом и, нуждаясь в деньгах, охотно брался за различные заказные работы.

https://img-fotki.yandex.ru/get/62627/140132613.42a/0_1f46e1_2a30b655_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/28292/140132613.42a/0_1f46e2_884f5d16_XL.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/58454/140132613.42a/0_1f46e3_8c8b55f8_XL.jpg

Над атлантами балкон с деревянной балюстрадой. Портал выходящей на балкон двери имеет вот такое завершение

https://img-fotki.yandex.ru/get/52765/140132613.42a/0_1f46e5_9fd00da9_XL.jpg

Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» (Морозовы).

https://img-fotki.yandex.ru/get/70180/140132613.42a/0_1f46e6_8df683a7_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/70180/140132613.42a/0_1f46e7_48471c43_XL.jpg

0

423

Лена ГМ написал(а):

Прежде чем рассказывать об этом удивительном особняке, надо начать вообще с того, кто же такие Морозовы, коль речь идет о представителях этой известнейшей династии.

Леночка, вот за это тебе всегда отдельное спасибо!!! :flag:
Твои "введения" в историю  той или иной семьи - отличительная и характерная черта твоих фотоотчетов, чем они особенно ценны. Любой дом, даже не приметный с виду, оживает и преображается, если с ним связана ИСТОРИЯ, тем более история целого рода.
Уверена, что многие почитатели твоих репортажей благодарны тебе за эти исторические справки, которые и сами по себе ценны, и к тому же сподвигают читателей углубиться в тему.  :cool:
Мы с тобой! :flag:

0

424

Очень красивый особняк. И салатный окрас такой приятный для глаза.

0

425

птица говорун написал(а):

Любой дом, даже не приметный с виду, оживает и преображается, если с ним связана ИСТОРИЯ, тем более история целого рода.

Оля, согласна , это всегда интересно, прежде всего мне самой, а уж если и вам тоже, то совсем хорошо.

Щит с вензелем Морозовых держат два ангела с факелами, в над щитом  можно отчетливо разглядеть кадуцей - жезл древнегреческого бога торговли Гермеса, обвитый змеями.  Змея с начала времен символизирует мудрость, что в торговых делах имеет первостепенное значение, а в нашем случае «змеиный символ» дополнительно выполнял еще и роль охранника дома фабрикантов Морозовых и в отсутствие хозяев оберегал неприкосновенность их жилища.

Такой же жезл держат парные путти по краям выступающей части фасада.

https://img-fotki.yandex.ru/get/31412/140132613.42a/0_1f4715_d80b2cde_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/70180/140132613.42a/0_1f4716_962466bf_XL.jpg

Ниже этих ангелочков над окнами второго этажа видны даты постройки дома  -1879г.

https://img-fotki.yandex.ru/get/56796/140132613.42a/0_1f4717_dc3ba91d_XL.jpg

Рамочные наличники окон первого этажа украшены замковыми камнями с мужскими масками

https://img-fotki.yandex.ru/get/57797/140132613.42a/0_1f4718_75bb8b61_XL.jpg

По углам фасада установлены вазы в античном стиле

https://img-fotki.yandex.ru/get/93949/140132613.42a/0_1f4719_50986827_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/53078/140132613.42a/0_1f471a_8234433f_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/31412/140132613.42a/0_1f471b_a26adf5b_XL.jpg

0

426

В том же архитектурном стиле оформлены и въездные ворота в усадьбу. За воротами виден страшного вида дом -это то, что осталось от главного усадебного дома времен Плавильщикова, дом надстроен и безнадежно изуродован.

https://img-fotki.yandex.ru/get/112678/140132613.42a/0_1f471c_7e7b46d6_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/31412/140132613.42a/0_1f471d_ac85706f_XL.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/57797/140132613.42a/0_1f471e_6292abf7_XL.jpg

Боковой фасад со стороны Лялиного переулка.

https://img-fotki.yandex.ru/get/56941/140132613.42a/0_1f471f_585317e7_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/31412/140132613.42a/0_1f4720_de4bd446_XL.jpg

Здесь тоже есть небольшой балкон

https://img-fotki.yandex.ru/get/31412/140132613.42a/0_1f4721_2178480e_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/70180/140132613.42a/0_1f4722_2c0bb0e6_XL.jpg

Круглые чердачные окна

https://img-fotki.yandex.ru/get/57797/140132613.42a/0_1f4723_46d3a2cd_XL.jpg

0

427

https://img-fotki.yandex.ru/get/27612/140132613.42a/0_1f472a_3d04b0bb_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/27612/140132613.42a/0_1f472b_d1f96a74_XL.jpg

Оформление интерьеров было выполнено в разных стилях – классическом, русском, ренессансном.

https://img-fotki.yandex.ru/get/31412/140132613.42a/0_1f4724_e42a328f_XL.jpg

Как любой другой крупный промышленник, Викула Елисеевич Морозов слыл в Москве не только владельцем великолепного особняка, но и весьма большим благотворителем. К примеру, он пожертвовал на строительство психиатрической больницы, что на Канатчиковой даче (Алексеевской) 60 тысяч рублей, выделил немалые средства на сооружение Александровского коммерческого училища, на устройство дешевых городских столовых, а также многочисленных чайных, как он сам говорил, «для бедного класса населения». Наконец, Викула Елисеевич завещал наследникам осуществить свою давнюю мечту: построить на сумму в 400 тысяч рублей в Москве Морозовскую детскую больницу.

У Викулы Елисеевича Морозова было 11 детей. 10 из них дожили до вполне взрослого возраста.
Все дочери выросли красавицами и повыходили замуж за богатых купцов.

В 1894г Викула Морозов поделил фабрики и капиталы между своими сыновьями, в этом же году он умирает и усадьба достается его сыну Алексею Викуловичу (1857-1934).

https://img-fotki.yandex.ru/get/31412/140132613.42a/0_1f4725_5feff96_XL.jpg

                  Алексей Викулович Морозов

Старший сын Викулы Алексеевича Морозов Алексей Викулович (1857—1934) в возрасте 12 лет был отдан в реальное училище, однако не сумел его закончить: учение давалось ему с трудом. Позднее Алексей Морозов много занимался самообразованием, слушал лекции в Московском университете по всемирной истории и истории искусства. Некоторые профессора приходили заниматься с ним на дом. В итоге он получил широкие познания в области отечественной культуры.
По воспоминанию близких ему людей, он был «человек очень тонкого ума… очень культурный и любил культурную работу больше, чем занятие своим делом. Своей образованностью, своей культурностью Алексей Викулович был всецело обязан сам себе… Внешность его была очень приятна. Лицо правильное, нос морозовский с горбинкой, очень приятные голубые глаза и ослепительно белый и розовый цвет лица…».

https://img-fotki.yandex.ru/get/62627/140132613.42a/0_1f4726_742228ff_XL.jpg

                       Портрет Алексея Морозова работы Валентина Серова

Создание Морозовской больницы
«Викуловичам» принадлежало «Товарищество мануфактуры Викулы Морозова с сыновьями в местечке Никольском», основанное в 1882г. В 1894г. после смерти отца А. В. Морозов становится главой Товарищества. В 1898г. он обращается в Московскую городскую думу с заявлением о желании пожертвовать из сумм, завещанных покойным родителем Викулой Морозовым на благотворительные дела, капитал в размере 400 тыс. руб. на устройство в Москве новой детской больницы, но только на определенных условиях. Больница должна была носить имя покойного родителя Викулы Елисеевича Морозова и служить удовлетворению нужд бедных жителей Москвы, то есть быть бесплатной. В 1902г. больница приняла первых пациентов, в народе она всегда была известна под названием «Морозовская». Ныне она вновь носит имя Морозовых официально.

Начало собирательской деятельности.
Еще с 1894г. Алексей Викулович увлёкся коллекционированием, близко познакомился со всеми московскими собирателями, антикварами, любителями и исследователями старины. Вещи приобретал в России и за границей (вернул на родину многие произведения отечественного искусства).
В 1900г.  Алексей Викулович, увлеченный собирательством фарфора, стекла и икон и др., передает дела брату Ивану, а сам, имея в распоряжении наследство, с неутомимой энергией отдается коллекционированию. Родовой дом «Викуловичей» в Введенском переулке становится местом размещения его знаменитой коллекции.

Собрание фарфора
Как коллекционер Алексей Морозов прославился прежде всего собранием русского фарфора. Это была лучшая коллекция из когда-либо существовавших в России. В ней были представлены все российские фарфоровые заводы, к 1917г. она включала  2459 предметов — от первых чашек елизаветинского времени до новейшей продукции российских предприятий: это предметы сервировки стола, миниатюрные фигурки, статуэтки из серии «Русские типы» завода Ф.Я. Гарднера, продукцию других частных заводов конца XVIII — начала XIX вв., «трактирную» посуду с подчёркнуто броской раскраской, фигурки крестьян, горожан, военных, казаков, музыкантов завода братьев Поповых (1830—40-е гг.) , а также редкие изделия заводов Юсупова, Всеволожского, Поливанова, Долгорукова.

Собрание гравюр и литографий
Другим его увлечением стало собирание гравированных и литографированных портретов. В 1895г. он приобрёл около 1 тыс. листов из коллекции В.А. Тюляева, в 1897г. — 160 редких листов у Н.С. Мосолова, в 1901 — ценнейшие гравюры из собрания П.А. Ефремова, в 1902г. — собрание гравюр Э.П. Чапского. К 1912г. собрания гравюр и литографий Морозова насчитывало около 10 тыс. листов, было одним из первых по числу портретов и качеству оттисков. Занимаясь изучением своей коллекции, Алексей Викулович Морозов выпустил «Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов» в 4-х томах ( 1912—1913гг.), в котором описано 8276 листов, содержится 1142 иллюстрации; он посвящён памяти выдающегося русского собирателя Д.А. Ровинского, чьими трудами и системой руководствовался Морозов.

Собрание икон
С 1913г. Алексей Викулович Морозов начал собирать и иконы. Часть старинных икон досталась Морозову от деда Е.С. Морозова и отца В.Е. Морозова. В составлении коллекции Морозову помогал художник и коллекционер И.С. Остроухов.  Всего за 4 года Морозову удалось собрать великолепную коллекцию (в основном житийных) икон 13-17 вв.,  к 1917г. в собрании было 219 древних икон..

Собрание стекла и серебра
Несмотря на то, что стекло не являлось основным предметом собирательства Морозова, в его коллекции находилось 42 предмета художественного стекла (хранится сейчас в Кусково).
Составляя коллекцию старинного русского серебра, владелец разыскивал произведения елизаветинского времени. 220 предметов этого собрания обладают высокими художественными достоинствами.
Кроме того, Морозов собирал лубочные картинки, деревянные резные игрушки, ткани, вышивки.

С самого начала своей собирательской деятельности Алексей Морозов мечтал создать общественно значимое собрание и подарить его Москве для организации музея его имени.
В 1895 году , унаследовав усадьбу отца, Алексей Викулович, пожелал изменить часть интерьеров особняка и приспособить их для размещения его коллекций.

0

428

Лена, как я ждала этого рассказа, чтобы услышать от тебя исторический рассказ, как говорилось раньше "с картинками из жизни семейства" и увидеть, наконец, Особняк в Подсосенском ! :flag:

0

429

Алексей Викулович пригласил для реконструкции дома Федора (Франца) Шехтеля. В списке работ Шехтеля к тому моменту уже были постройки, выполненные им для разных представителей морозовской династии (загородная усадьба Викулы Елисеевича Одинцово-Архангельское, особняк Саввы Тимофеевича на Спиридоновке, подмосковная дача Ивана Викуловича). Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Алексея Викуловича Морозова – одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высокий уровень мастерства, которые и сделали его одним из самых ярких и самобытных зодчих своего времени.

Шехтель переделал части 1-го этажа, и там появился великолепные кабинет и библиотека в готическом стиле , гостиная в стиле рококо и вестибюль в египетском стиле.Есть информация, что и столовая в русском стиле -это тоже проект Шехтеля, хотя в разных источниках можно увидеть и авторство Чичагова. Для оформления новых помещений Шехтель также пригласил М.Врубеля.

Большая работа была выполнена Шехтелем в бывшем главном усадебном доме времен Плавильщикова, это тот самый дом, что стоит во дворе. Когда-то одноэтажное на подвалах здание в настоящее время надстроено и радикально перестроено, оно полностью утратило первоначальный облик и планировку, выполненную по проектам Шехтеля. Однако до нас  якобы дошли три помещения, сохранившие приданный им в последние годы XIX столетия Шехтелем облик. Это палата, сохранившая от первоначального здания крестовые своды. Вся поверхность её сводов и простенки между окнами покрыты ковром росписи, изображающей листья репейника с яркими красными плодами, проходящими по всему полю стены и вкраплённым между зелеными листьями золотым нитевидным орнаментом.
Роспись палаты приписывается В.М. Врубелю, по приглашению Шехтеля исполнявшего панно для главного дома. И хотя документальных данных, подтверждающих авторство художника, обнаружить пока не удалось, колористическая гамма, родственная цветовой гамме витражей готического кабинета А.В. Морозова, может служить одним из косвенных свидетельств исполнения росписи этой палаты по эскизам Врубеля. Второй, самый большой из залов, сохранивших свидетельство об отделке помещений этого здания по проектам Шехтеля, украшен пышным лепным узором, покрывающим потолок, верхние части стен и межоконные проёмы. Такая же пышная резьба украшает наддверные и надоконные вставки.
Третья, небольшая комната, отделана в восточном, мавританском стиле. От первоначальной отделки сохранились оконные проёмы, украшенные наличниками в виде подковообразных арок, трёхлопастной наличник двери, орнаментальные рельефы между окнами. Глухая стена против окон украшена декоративной трёхлопастной нишей, ритмически повторяющей абрис такого же окна на другом конце комнаты с небольшим окошком в форме замочной скважины.
Фотографии этих трех помещений есть в книге Кириченко  "Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве" , но других фотографий в интернете не попадались, что с этими помещениями сейчас сказать невозможно.

К этому же дому , что во дворе, Шехтель пристроил зимний сад, остатки которого и сейчас видны на его заднем фасаде, хотя само здание изуродовано в советские времена до неузнаваемости. На нем надстроили три этажа. Я даже не стала этот здание фотографировать.
Безвозвратно исчезла, разрушена возведённая некогда по проекту зодчего старообрядческая молельня с куполом, ведь семья Викуловичей была старообрядцами поморского брачного согласия и принадлежали к Преображенской общине.

Когда А.Морозов стал собирать иконы, то специально для их размещения  в 1914 году для архитектор И. Е. Бондаренко присоединил к основному зданию крыло— три залы с верхним светом.

Вид основного здания со двора.

https://img-fotki.yandex.ru/get/54306/140132613.42e/0_1f4e39_88aef16e_XL.jpg

Угловое крыло -вид со двора

https://img-fotki.yandex.ru/get/93451/140132613.42e/0_1f4e3a_4bb347d0_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/26439/140132613.42e/0_1f4e3b_e98f0dfb_XL.jpg

Прежде чем я начну показывать интерьеры особняка. скажу, что в данный момент его занимает организация Российский Общественный Фонд Инвалидов Военной Службы, сидят они там основательно, пускают к себе только в дни культнаследия  и это часто не совпадает с официально объявленными днями, а когда им удобно. За экскурсантами строго следят и порою подгоняют.
Мебель там по большей части современная, поймите, что это офисы. И показывают они не все залы, в разные годы этот набор залов может отличаться. Поэтому некоторые фото будут чужие.
Освещение в залах очень проблемное, так что уж как получилось, то и покажу, не взыщите.
Вот после такого предисловия могу начинать.

Входили мы не через парадный вход, а через боковой, тот, что за аркой ворот. За дверью увидели столбики с головками.

https://img-fotki.yandex.ru/get/28982/140132613.42e/0_1f4e3c_b6d2c59c_XL.jpg

И начнем мы со второго этажа, потому что там сохранились интерьеры, сделанные М.Чичаговым, то есть они более ранние. Поднимаемся по парадной лестнице. Эта лестница и залы второго этажа  выполнены в классических европейских стилях.
Лестница мраморная ( Картины  -это там у них временная выставка)

https://img-fotki.yandex.ru/get/131107/140132613.42e/0_1f4e3d_ecf9cb2_XL.jpg

Ступени имеют диодную подсветку, в темноте смотрится красиво.

https://img-fotki.yandex.ru/get/62935/140132613.42e/0_1f4e3e_e979596d_XL.jpg

0

430

Своды лестничных маршей оформлены в античном стиле, украшены росписями в технике гризайль с изображениями грифонов

https://img-fotki.yandex.ru/get/62142/140132613.42e/0_1f4e3f_99f14217_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/55633/140132613.42e/0_1f4e40_85a0b798_XL.jpg

Над окнами утерян большой фрагмент росписей

https://img-fotki.yandex.ru/get/26439/140132613.42e/0_1f4e41_c47b53f6_XL.jpg

Лестничная площадка второго этажа

https://img-fotki.yandex.ru/get/131711/140132613.42e/0_1f4e42_755af756_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/109878/140132613.42e/0_1f4e43_3e8ae1de_XL.jpg

Фрагмент потолочной лепнины

https://img-fotki.yandex.ru/get/96932/140132613.42e/0_1f4e44_26580f9_XL.jpg

Потолок лестничного площадки второго этажа

https://img-fotki.yandex.ru/get/54306/140132613.42e/0_1f4e45_e58fd1b5_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/131711/140132613.42e/0_1f4e46_27ff7307_XL.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Москва -открываем закрытые двери-2