Особняк П.П.Смирнова на Тверском бульваре
Тверской бульвар, 18. Особняк Петра Петровича Смирнова, старшего сына водочного магната П.А.Смирнова, Поставщика двора его Императорскаго Величества, основателя торгового дома «П.А. Смирновъ в Москве». 1901-1903 гг. архитектор Ф.О.Шехтель.
Источники информации и отдельных фото
https://ru.wikipedia.org/wiki/Смирнов,_Пётр_Арсеньевич
http://www.skyscrapercity.com/showthrea … mp;page=12
http://www.skyscrapercity.com/showthrea … mp;page=14
http://opposto.livejournal.com/47787.html, http://kapitroman.livejournal.com/ta...BAва, http://www.wmos.ru/architecture/deta...1317#nav_start
http://vedenina.ru/blog/archives/2198
http://www.mperspektiva.ru/article/a-72.html
http://mirandalina.livejournal.com/2528 … 3367.html,
http://shekhtel.com/category/news/
http://ecology-mef.narod.ru/mos/villa/smirnov.htm
http://www.dom-smirnova.ru/
http://mirandalina.livejournal.com/204750.html
http://marusya-style.livejournal.com/3145.html
http://www.restoran.ru/msk/news/newplace/shehtel/ http://www.d-j-v.ru/index.php?osobnjak1
http://dompriemov.ru/history/
http://mosvedi.ru/news/lifeway/russian-house/14744.html
http://www.archnadzor.ru/2007/05/30/mesto-v-istorii/
http://bruno-west.livejournal.com/187638.html
http://ricolor.org/history/rt/pr/smirnov/2/
История владения, в котором находится «Особняк П.П. Смирнова» прослеживается с конца XVIII века. Дом много раз переходил из рук в руки и перестраивался.
Впервые дом на этом участке упоминается в архивах нашего города в 1759 году и принадлежит конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу сыну Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьеву сыну Петрово-Соловова. В 1818 году дом уже числится за генерал-поручиком действительным камергером графом Владимиром Григорьевичем Орловым. В квартирной книге Тверской части за этот год написано, что «Двухэтажный флигель обстроен в 1815, а главный корпус в целости, а прочее отстраивается с 1817 г.».
Последующие владельцы: коллежский советник Г. П. Апухтин, камер-юнкерша О. И. Горчакова, камергер и коллежский советник П. А. Базелевский, потомственный почетный гражданин Н. П. Малютин. В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями.
Вот так выглядел фасад дома в 1834г. В центре сам особняк, по бокам два флигеля, соединенные оградой.
В 1900г. это домовладение покупает Петр Петрович Смирнов - самый одаренный и удачливый из тринадцати наследников основателя водочной династии Петра Арсеньевича Смирнова.
И прежде чем перейти к рассказу и нем и его особняке, надо бы вспомнить основателя династии, его отца -Смирнова Петра Арсеньевича.
Петр Арсеньевич Смирнов.
Его родители были крепостными по фамилии Алексеевы из Ярославской губернии. Они еще со времен Наполеона занимались виноделием, что позволило им накопить денег, выкупить вольную и переехать на жительство в Москву. Став свободными людьми, Алексеевы получили разрешение носить фамилию Смирновых, одну из самых распространенных на Верхней Волге.
Свою трудовую деятельность маленький Петя начал в 10-летнем возрасте. Он был отдан отцом «в услужение» к брату, Ивану Алексеевичу, занимавшемуся продажей водок, наливок и настоек. Когда в 1860 г. Арсений Смирнов открыл свой собственный винный погреб в Замоскворечье, Петр стал работать у отца приказчиком. Вскоре Арсений понял, что в свои 60 лет он не может с прежней энергией руководить делами, и передал бразды правления сыну. Производственная деятельность молодого купца началась в 1864 г. в обычном московском доме «у Чугунного моста». Там находилась главная контора, магазин и небольшой водочный заводик, на котором трудилось всего 9 наемных работников.
Постепенно производство усложнялось и расширялось. К началу 1870-х гг. на заводе уже было занято около семидесяти рабочих, а объем производства ежегодно удваивался. В 1871 г. Петр Арсеньевич вступил в первую купеческую гильдию. Он решил подтвердить свое лидерство в производстве спиртных напитков признанием специалистов. Поэтому спустя два года продукция завода Смирнова отправилась на Международную промышленную выставку в Вену, где была удостоена Почетного диплома. Лучшим «произведением» жюри признало белое вино, обладавшее первозданной чистотой и неповторимостью. До революции «белым столовым вином» именовался напиток, который сейчас называется водкой, а термин «водка» применялся к цветным горьким настойкам. Успех оригинальной технологии «Смирновки» заключался в тщательном отборе лучших сырьевых компонентов и строго контролируемом фильтрационном процессе.
Уже в 1876 г. смирновская водка получила Большую медаль на Всемирной промышленной выставке в Филадельфии. Число наград росло. Вскоре высочайшим повелением Петр Арсеньевич был награжден орденом Св. Станислава III степени, а его фирма была объявлена официальным и единственным поставщиком водки к столу Российского монарха. Вслед за этим на пробках и пломбах с лучшими смирновскими «произведениями» появилось изображение третьего Государственного герба. Еще большей известности смирновского предприятия способствовало открытие отделений по торговле вином в Париже, Лондоне, Харбине, Шанхае и других крупнейших городах мира. К началу 1890-х гг. ликеро-водочный завод Смирнова был оснащен паровыми машинами и имел электрическое освещение. На нем работало до 1,5 тыс. человек.
Завод постоянно расширял ассортимент. На прилавках появились: «Зубровка», «Травничек», «Сухарничек», «Лимонничек», «Английская горькая», «Малороссийская запеканка», «Спотыкач», «Свежая черешневая» («настойка выдающегося достоинства»), «Листовка», «Мамура» (ликер из ягод северной России), «Ерофеич» (на двадцати травах) и т. д. Но особым спросом пользовалась водка — «Столовое вино № 21» по 40 копеек за бутылку. Эта водка, обладающая «питейной мягкостью» и доступной ценой, стала, по существу, «народным» крепким напитком.
Петр Арсеньевич был большим меценатом, благотворителем. На свои собственные средства он выстроил одно из зданий Александро-Мариинского женского училища и неоднократно выделял деньги на его нужды. В сфере его благотворительной деятельности были: Московская глазная и Алексеевская психиатрическая больницы; Московское отделение попечительства о слепых и Общество военных врачей со своей бесплатной лечебницей; Иверская община сестер милосердия и многие другие учреждения, а также храмы. Большие именные вклады были сделаны им на обустройство и реставрацию соборов Московского Кремля. А в Благовещенском и Верхоспасском соборах он даже состоял старостой и псаломщиком.
При жизни Смирнова называли «королем русской водки». У него был престижный дом в центре Москвы, богатый экипаж и большая семья: пятеро сыновей и восемь дочерей.
В начале 1894 г. было основано «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П. А. Смирнова в Москве». В деятельности новой фирмы принимали активное участие сыновья основателя: Петр , Владимир и Николай .
Однако уже через год правительство решило ввести водочную монополию, чтобы передать производство и торговлю водкой в стране из частных рук в государственные. Водку теперь можно было производить только на казенных заводах и продавать в лавках, принадлежащих государству. Так предприятие Смирнова лишилось своего главного козыря — «Столового вина №21». В первое время опытный предприниматель нашел выход из положения. Он стал расширять производство вина, ликера и других напитков, но сравниться по популярности с водкой они уже не могли. Объемы производства Товарищества упали в 15 раз. В 1898 г. Петр Арсеньевич слег. Не выдержав удара, нанесенного его империи введением государственной алкогольной монополии, «король русской водки» скончался 12 декабря 1898 г.
Петр Петрович Смирнов
Товарищество возглавили сыновья. Судьба завода мало волновала братьев. Но самый старший, Петр, понимал, что рано или поздно заводом придется заниматься, да и честолюбие у него было отцовское. И по старшинству, ответ за все неудачи держать ему. Несколько последних лет он был рядом с отцом и поэтому в главных чертах знал дело. Постепенно Петр Петрович скупил у Владимира Петровича и Николая Петровича их доли из отцовского наследства и фактически завладел всем недвижимым имуществом фирмы. Ему удалось сохранить статус поставщика двора Его Императорского Величества. В 1904 году Петр Петрович стал единоличным владельцем знаменитого торгового дома «П.А. Смирнов в Москве".
Петр Петрович Смирнов
Рост конкуренции стал одной из причин приближающегося заката Смирновской водочной империи. К тому же Россия вступила в эпоху потрясений, что не могло не отражаться на работе завода. И скажем прямо: Петр Петрович не мог в полной мере заменить масштабную фигуру Петра Арсеньевича. Ни коммерческого таланта, ни авторитета, ни смелости, ни твердости отцовского характера у него не было. Петр Арсеньевич знал дело во всех тонкостях, опирался на народные традиции и вкусы, не боялся изобретать новое, тратиться на эксперименты. Чуть ли не каждая медаль в его коллекции – за какую-то новинку. Наверное, поэтому конкуренты так и не могли догнать его, он всегда был немножко впереди. Он по духу своему был лидером, и его размах, его незаурядная личность обеспечили долгую славу заводу у Чугунного моста. И самое главное, за тридцать пять лет, в которые он руководил заводом, он ни разу не выпустил в продажу бракованных напитков, он год от года улучшал их качество и никогда не уклонялся от налогов в казну. Надо признаться, что сын его не обладал такими моральными качествами.
Итак, в 1900г. Петр Петрович покупает особняк на Тверском бульваре для себя и супруги Евгении Ильиничны. Он решает провести перестройку дома и приглашает для этого архитектора Федора Осиповича Шехтеля.
Ф.О.Шехтель
Шехтель к началу XX столетия стал едва ли не самым востребованным зодчим в Москве. О нем коллеги по архитектурному цеху так и говорили, что этот талант способен удовлетворить вкус любого заказчика - от короля до мещанина.
Работы над особняком Смирнова велись в 1901-1903гг., одновременно Шехтель работал над особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке.