Рождественский репортаж
Предыдущие рассказы:
Рождественский путеводитель по Тенерифе, – Пуэрто-де-ла-Крус
Рождественский путеводитель по Тенерифе, – Ла-Канделария
Рождество в Европе немыслимо без рождественских вертепов. На празднично украшенных площадях, в костелах, витринах магазинов, музеях – повсюду выставлены композиции из фигурок, изображающие момент рождения Христа в Вифлееме и последовавшие за этим события, известные по текстам Нового Завета.
В центре постановки находятся ясли с младенцем, рядом – фигурки Девы Марии и Иосифа, пастухов и волхвов (мудрецов), пришедших поклониться новорожденному Иисусу.
Традиция изготовления вертепов – очень давняя, в музеях Чехии и Германии мы видели вырезанные из дерева композиции, созданные еще в с XVI-XVII столетиях. О них я как-нибудь расскажу в будущем, а сегодня я хотел бы закончить свой рассказ о канарских островах, начатый еще в прошлом году. Тем более, что серия репортажей первоначально задумывалась как путеводитель по канарским вертепам .
На Канарских островах к созданию рождественских вертепов подходят с особым размахом. Нигде в Европе вы не увидите столь пестрых и масштабных композиций. Я уже рассказывал об оригинальном макете, выставленном под открытым небом у стен муниципального совета Канделарии на Тенерифе, где Вифлеемская пещера соседствует с множеством игрушечных городков, копирующих архитектуру реальных поселений восточного побережья острова.
Но самый большой вертеп на Тенерифе выставляется на севере острова – в старинном и, бесспорно, самом красивом здешнем городке Ла Оротава (La Orotava).
Поселение Ла Оротава было основано в центре плодородной долины первыми прибывшими на остров испанскими конкистадорами, вытеснившими в начале XVI столетия с этих мест коренных жителей гуанчей. Если Тенерифе и называют “островом вечной весны” (Isla de la Eterna Primavera), то в первую очередь это относится к долине Ла Оротава. Прохладные пассаты, дующие с северо-востока, приносят влагу, выпадающую на склоны центрального горного массива Тейде, поэтому эта долина круглый год покрыта сочной зеленью и цветами.
Должен сказать, что в других городах острова типичная современная испанская архитектура – разноуровневые прямоугольные бетонные коробки зданий с плоскими крышами – не особо радует глаз, но это не относится к Ла Оротава. Центр города полностью сохранил свой исторический облик с времен былого испанского могущества. Зажиточные испанские переселенцы выстроили здесь фешенебельные каменные дома, соперничая между собой в богатстве кружевной резьбы деревянных балконов, выполненных из канарской сосны.
Ла Оротава находится вдалеке от пляжных туристских курортов, поэтому тут нет привычной для юга острова толчеи, и горожане живут своей естественной жизнью. Если, вдоволь набродившись по его кривым улочкам, вы решите в конце дня присесть за столик небольшого кафе, вполне вероятно, что вы окажетесь здесь единственными туристами, и сможете спокойно понаблюдать за местными завсегдатаями, которые, как кажется, абсолютно беззаботно коротают здесь время с самого утра.
Днем, в ярком солнечном свете, поражает обилие цветов на клумбах города. С трудом верится, что на календаре – конец декабря, канун католического Рождества.
Но настоящее рождественское настроение приходит только с наступлением коротких южных сумерек, когда бледно-розовое закатное небо темнеет и сливается в едва различимой линии горизонта с фиолетовой рябью океана.
На ветвях старых платанов на площади Конституции (Plaza de la Constitución) вспыхивают мерцающие звездные скопления гирлянд, а на растяжках между домами зажигаются разноцветные огни праздничной иллюминации.
По мере того, как медленно разгораются желтые уличные фонари, из полумрака площади у городского муниципалитета проступают действующие лица главной рождественской постановки.
В центре композиции, на широкой парадной лестнице здания, под яркой вифлеемской звездой размещаются фигуры Иосифа и Марии, а позже, в Рождественский сочельник между ними уложат в ясли и новорожденного младенца.
По свидетельству одного из канонических евангелистов - Матфея, Иисус появился на свет в Вифлееме, куда семья отправилась из родного Назарета на перепись населения, объявленную римским кесарем Августом. В переполненном прибывающими людьми городе Иосиф и Мария не смогли найти место в гостинице, и вынуждены были заночевать в одной из пещер. Нужно сказать, что в древнем Вифлееме, раскинувшемся на склонах известняковых холмов, многие дома располагались над пещерами, которые использовались как хлев, куда загонялись на ночь домашние животные. В одной из таких пещер и родился младенец, которого, запеленав, положили на ложе из соломы.
Вокруг Иисуса в яслях мы видим разных домашних животных, а у самой колыбели – вола и осла, которые, согласно более позднему апокрифическому Евангелию, находились рядом во время его рождения.
Первыми поклониться новорожденному Иисусу пришли пастухи, стерегшие стада в окрестностях Иерусалима. Ночью им явился ангел, сообщил о рождении Христа и указал ориентиры, по которым его можно найти. Именно это событие обыгрывается во многих рождественских вертепах, в которых показаны фигуры различных животных.
В эту же ночь в небе над пустыней светила необычайно яркая звезда, приведшая к этому месту волхвов, уже год как добиравшихся в Иудею с далекого Востока (Персии, Вавилонии, Аравии или Эфиопии), чтобы поклониться младенцу, которому в будущем суждено было стать спасителем мира. Волхвы в те времена предсказывали будущее по звездам. Именно поэтому появление неизвестной яркой звезды сразу привлекло их внимание и заставило заблаговременно отправиться в путь.
О гостях с далеких краев, прибывших с дарами на поклонение к новорожденному Иисусу, Евангелие упоминает очень кратко. Сказочная, покрытая тайной история волхвов, спешащих за путеводной звездой, была дополнена многими подробностями уже позже, в средневековье, когда впервые стали упоминаться их имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
В древности волхвы были не только астрологами, но и часто, благодаря своей мудрости, становились советниками и вельможами, приближенными к царствующим особам, поэтому со временем их стали изображать восточными царями, увенчанными коронами, причем, принято считать, что один из волхвов, Бальтазар, был мавр.
Конкретную дату “рождения Христа в Вифлееме Иудейском”, 25 декабря, впервые указал в своей летописи, написанной в 221 году, один из первых христианских историков, грек Секст Юлий Африкан. Другие толкования евангельских сюжетов говорят о том, что месяцем рождения Христа, скорее всего, является не декабрь, а октябрь. Исследователи указывают на то, что перепись населения, с которой связано прибытие Иосифа и Марии в Вифлеем, должна была проводиться осенью, после окончания всех полевых работ, да и в декабре, когда температура в окрестностях Иерусалима часто опускается ночью до 4 градусов, ночлег в пещере вряд ли был бы возможен.
Наверное, именно такой версии придерживались создатели рождественской композиции в Ла-Оротава, разместившие по периметру муниципальной площади ряды пестрого, многоликого восточного рынка, подобного тому, который устраивался в Иудее осенью, после сбора урожая, до наступления холодных зимних месяцев. Ведь наверняка волхвы, прибывшие с богатыми дарами на верблюдах в Иерусалим, столкнулись с потоком прибывающих в город заморских купцов, и отправились вместе со ними на рынок, – лучшее место, где можно было разузнать самые последние новости. Там, согласно Евангелию, волхвы стали спрашивать всех встречных: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”.
Торговцы ничего не слышали об этом событии, однако весть о прибывших в Иерусалим волхвах, расспрашивающих о рождении будущего правителя, быстро дошла до жестокого и хитрого царя Ирода, который очень опасался возможного заговора. Ирод приказал римским легионерам привести путешественников к себе во дворец, и заодно призвал на совет книжников, знатоков Священного Писания. Книжники подсказали Ироду, что согласно предсказаниям пророка Михея, будущий спаситель всех евреев должен явиться из Вифлеема. И тогда, уточнив время и город рождения младенца, Ирод идет на хитрость: отправляет волхвов дальше в Вифлеем, но просит их на обратном пути вернуться к нему и сообщить точное место рождения нового царя, якобы, чтобы и он мог явиться туда воздать новорожденному надлежащие почести.
Реалистичная композиция из расставленных вокруг площади торговых лавок с разнообразными фигурами торговцев, одетыми в экзотические восточные наряды, позволяет представить себе, как это было: покидающие в сумерках царский дворец волхвы спешат к выходу из города через заполненную людьми рыночную площадь, где после жаркого дня в приятной вечерней прохладе все еще продолжается бойкая торговля.
В печах на догорающих углях доходят лепешки с сыром, а рядом на каменных прилавках лежат хлебные булки, присыпанные восточными пряностями - лавром, кориандром, сельдереем, анисом, семенами льна или мака.
Рядом продается мед, медовое вино и целебные снадобья, настоянные на пчелином воске и прополисе.
Тут же торговцы предлагают плетеные из лозы корзины, блюда для овощей и фруктов, оплетенные сосуды для вина и подвесные детские люльки.
Заморские купцы громко наперебой расхваливают свой товар – изделия из бронзы и серебра, дорогие украшения, ткани всевозможных ярких расцветок, шелка с золотой и серебряной нитью.
Пройдя через весь рынок, и выйдя за городские ворота уже почти в полной темноте, волхвы снова увидели ярко разгоревшуюся путеводную звезду, которая сопровождала их несколько часов пути в расположенный в восьми километрах от Иерусалима Вифлеем, и остановилась точно над тем местом, где находился новорожденный Христос. Здесь путешественники, наконец, достигли цели своего долгого пути, поклонились младенцу и преподнесли ему свои дары - золото, ладан и смирну.
Той же ночью во сне волхвам было послано откровение, которое предостерегло их от возвращения в Иерусалим, поэтому они не вернулись назад к Ироду, а ушли в свои страны другим путем, скорее всего, южным побережьем Мертвого моря.
Далее в Евангелиях говорится о гневе Ирода, который, не получив точных сведений о рождении потенциального конкурента, приказывает убить всех младенцев от одного до двух лет, родившихся в окрестностях Вифлеема. А святое семейство вынуждено было бежать в Египет, и оставаться там до смерти жестокого царя.
Евангельский сюжет о волхвах, который обыгрывается во многих рождественских композициях, получил свое продолжение в легендах о дальнейшей жизни волхвов: говорят, что они приняли христианство от апостола Фомы, и в разное время умерли мученической смертью. Их мощи были приобретены в Персии царицей Еленой, матерью римского императора Константина I, и хранились в Константинополе, откуда в V веке были перенесены в Милан. В 1164 году император Фридрих Барбаросса приказал перенести мощи в кафедральный собор Кельна, где они хранятся до наших дней. В честь этого приобретения герб Кельна украшают три золотые короны.
Событие поклонения волхвов новорожденному Христу легло в основу христианского праздника Богоявления, который католическая церковь отмечает 6 января. Во всех испаноязычных странах накануне этой даты проводятся массовые шествия, воспроизводящие событие прибытия трех волхвов а Иерусалим (la festividad de los Reyes Magos). Рождественские подарки в этих странах также дарят именно в этот день.
В Чехии в народе праздник Богоявления называется “Три короля” (Tři králové). Мистический праздник с аналогичным названием есть и в немецкой Баварии (Die heiligendrei Könige). Считается, что в эту ночь пробуждаются призраки, которые под предводительством злого духа иудейского царя Ирода летают над землей, преследуя и похищая детей. Поэтому накануне 6 января, чтобы уберечься от несчастья, над входными дверьми всех домов и хлевов мелом пишут первые буквы имен волхвов – K † M † B †.
* * *
Мы видели множество рождественских вертепов и у себя в Праге, и в других городах Европы, на площадях, в соборах и в музеях. Но почему-то именно эта композиция в Ла-Оротава запомнилась больше всего. Несомненно, у этого места есть особая аура, которая создается его архитектурным окружением в сочетании с невероятной теплотой предрождественского вечера, наполненного легким ароматом ночных цветов. А еще – пустынностью городских улиц, причудливыми тенями от ажурной резьбы деревянных балконов на стенах старых домов, туманным отблеском рождественской иллюминации в отполированных временем булыжниках древней мостовой, золотым облаком огней под куполом ажурной беседки на площади Конституции, с которой открывается красивейший вид на необъятный океанский простор, окаймленный освещением прибрежного Пуэрто-де-ла-Крус и пунктирами сигнальных огней судов на далеком рейде.
В памяти сохранилась также обратная дорога в отель после одного из вечерних посещений города: машина мчалась по автобану, проложенному по самому краю изрезанного вулканического побережья, вдоль мерцающей ряби океана, по направлению к пульсирующему вдали огню маяка на скалистом выступе; справа вдали золотыми скоплениями огней светились разбросанные по склонам горного массива поселки, а впереди, за темными силуэтами гор, медленно угасал закатный огонь, раскрасивший небо необычайно яркими красками, словно для того, чтобы навсегда закрепить в памяти все картины этого насыщенного впечатлениями праздничного дня.
* * *
C Новым годом и Рождеством вас!
Все рассказы рождественской серии:
Путеводитель по Канарским вертепам – Ла-Оротава
Рождественский путеводитель по Тенерифе, – Пуэрто-де-ла-Крус
Рождественский путеводитель по Тенерифе, – Ла-Канделария
Еще почитать
Африканский Санта-Клаус. Рождественский фоторепортаж
Рождественский путеводитель по Тенерифе, – Пуэрто-де-ла-Крус
Рождественский путеводитель по Тенерифе, – Ла-Канделария
Зима в Чехии - зверушки в Конопиште
Отредактировано shaf (2014-12-27 22:51:57)