В конце прошлого лета я начал писать фоторепортаж о двухдневной поездке в южную Моравию, который тогда так и остался незаконченным. Потом пришли холода, и рассказ получался вроде бы и не по сезону. Но сейчас я подумал, – почему бы, если за окном стоит такая серая и унылая зима, навевающая тоску, нам не вернуться в те теплые дни, наполненные солнечным светом и красотой созревающих виноградных гроздьев.
Итак, южная Моравия, конец июля 2011 года.
Лето прошло в заботах – переезд, неотложные работы, командировки. Страшно тянет к перемене мест, но оставить дела надолго нет никакой возможности. А на дворе – чудная нежаркая погода, и жалко терять эти солнечные дни, уходящие в никуда.
Неожиданно родилась идея: если с дальними поездками пока не получается, то почему бы не забросить все дела хотя бы всего на два выходных дня и не смотаться куда-нибудь недалеко, – скажем, в любимую нами Моравию. Но не в восточную ее часть, куда мы наведываемся почти каждую осень (и которую так восторженно описал в своем рассказе Лось), а в новые места, на самый юг, где среди пологих зеленых холмов лежит Леднице – манящий край солнца и виноградной лозы, в котором давно хотелось побывать.
C Леднице связана одна давняя история. В первый год моего переезда в Чехию, пришлось мне осенью возвращаться на родину, кажется, решать какие-то визовые вопросы. И надо же, именно в мое отсутствие, коллеги на фирме организовали “заезд выходного дня” в Ледницкий замок. По рассказам моего товарища, поездка удалась. Был ясный, прохладный осенний день, с пронзительным солнечным светом и прозрачнейшим воздухом, какие бывают только поздней осенью. После долгой прогулки вокруг замка, по устланным облетевшей листвой дорожкам необъятного парка, уставшие, но полные впечатлений, уже в сумерках, коллеги остановились на ночлег в уютном сельском пансиончике. Там за богатым застольем до самого утра играла живая музыка, хозяева, не скупясь, разливали бесподобное вино из собственного погребка, было тепло, уютно и весело.
Без воспоминаний об этой поездке потом не обходилась почти ни одна еженедельная пятничная посиделка за бокалом темного ”Фердинанда” в нашей местной пивной, причем с годами рассказ моего товарища об этом гостеприимном крае обрастал все новыми колоритными подробностями, вызывая во мне жуткую зависть и желание когда-нибудь обязательно посетить эти места.
Но, хотя в другие уголки Моравии мы наведывались почти каждый год, побывать в Леднице все эти годы все как-то не получалось.
И в этом году, как еще зимой мрачно предвещал Лось, за делами и заботами нам было не до путешествий.
Идея поездки родилась неожиданно, когда я в интернете случайно увидел анонс двухдневного фотосеминара “Архитектура, пейзаж, портрет и фотосъемка птиц и животных в Ледницко-Валтицком ареале”, который проводился теми же организаторами, с которыми мы прошлой весной ездили на остров Хвар. Немного смутила необъятность тематики, но решающим аргументом оказалось желание наведаться в эти места и, конечно же, отведать местных вин, так разрекламированным моим товарищем.
И вот мы оставили все наши дела, и в пятничный вечер, прямо с работы, помчались из Праги по автостраде в направлении на юго-восток, в моравский городок Велке Биловице (Velké Bílovice), который, как многообещающе сообщают все путеводители, находится в центре самого крупного винодельческого региона Чехии.
О южной Моравии написано много, и все же представление об этих местах невозможно в полной мере передать словами, как не передать словами обаяние Прованса или Тосканы. Здесь нет ни высоких гор, ни густых лесов, почти нет невозделанной земли или уникальных природных памятников. Эта волнистая равнина, окруженная пологими дальними предгорьями Карпат и Альп давно обжита человеком, перепахана и засажена бескрайними садами и виноградниками.
Виноградная лоза выращивается в этих местах испокон веков и подобные пейзажи, возможно, видели еще древние кельты, проживавшие здесь до нашей эры, или римские легионеры, чьи части стояли в южной Моравии во II столетии, во времена маркоманских войн, охраняя границы империи от набегов германских и сарматских племен.
Тогда же римский император Марк Аврелий Проб завел для легионеров трудовую повинность, обязав их облагораживать колонизированные земли за Альпами, высаживая на них виноградную лозу.
Особенно процветало здесь виноделие в IX веке, во времена возникновения на этих землях первого славянского государства Великая Моравия, объединившего народы на огромной территории нынешних немецкой Саксонии, Чехии, Словакии, Венгрии, западной Украины, южной Польши, части Хорватии и Болгарии.
Говорят, что великоморавский князь Святополк даровал своему вассалу, первому чешскому князю Борживою, бочонок вина к рождению его старшего сына Спытигнева. А внук Борживоя и его жены Людмилы, святой Вацлав, учился виноделию и, по дошедшим до нас свидетельствам, сам готовил вино для церковных обрядов.
Позже в этих местах пестованием винограда занимались монахи ордена цистерцианцев, переселившиеся в Велеград в 1205 году и принесшие с собой из Бургундии развитые традиции культурного виноделия, которые, по мере возникновения новых монастырей, распространялись на новые территории Моравии и Чехии.
Итак, на два выходных дня мы поселились в городке Велке Биловице, жители которого также издавна занимаются виноделием и выращиванием фруктов. Собственно, городом Велке Биловице является недавно и лишь формально, на самом деле это тихий провинциальный поселок, состоящий из одно-двухэтажных строений. Приусадебные огороды многих домов граничат с полями, садами и виноградниками, и прогуливаясь вечером мы несколько раз спугнули толстых зайцев, нахально скачущих по улицам.
Жители поселка, кажется, соревнуются в оформлении своих придорожных палисадников. Такого разнообразия цветочных клумб, альпийских горок, разноуровневых хвойных посадок и низкорослых декоративных деревьев мы не видели ни в одном другом чешском селе.
На широкой центральной площади, расположенной на возвышенном месте, стоит католический костел Рождения девы Марии, являющийся доминантой поселка, видимой издали при подъезде с любого направления. В своем нынешнем виде костел был построен в 1765 году на месте старого храма, возведенном чешскими братьями, последователями гуситов, в середине XVI столетия.
В северо-восточной части города располагается большой район виноделов, где находится более 650 погребков, хозяева которых всегда готовы угостить гостя собственноручно изготовленным вином. Во многих домах и небольших пансиончиках предлагают и ночлег с питанием, чтобы гости могли вполне насладиться дегустацией вин и не вынуждены были решать извечный вопрос современного туриста – кто сегодня будет пить, а кому придется воздерживаться, чтобы рулить на дороге обратно, и уныло томиться весь вечер.
Вся жизнь поселка связана с виноделием. Виноградная лоза с гроздьями, сцены сбора винограда и изготовления вина изображены на граффити, украшающих многие дома поселка.
Для привлечения туристов каждый год в Велких Биловицах проводятся различные акции: в апреле – “походы за вином” по многочисленным местным склепам, в мае – выставка, а осенью, в сентябре, – большие трехдневные празднования с традиционными костюмированными парадами, народными танцами, и конечно же, дегустацией моравских вин.
Кстати, несмотря на то, что климат здешних мест, окруженных предгорьями Белых Карпат, довольно теплый, все же эта винодельческая область Чехии относится к самым северным в Европе. Именно поэтому здесь производятся исключительно ароматные белые вина, с особым характерным вкусовым букетом. Считается, что моравские вина даже более ароматные, чем французские, из которых наиболее близкими им являются вина Эльзаса.
Вообще-то, если вы еще не забыли, – мы ехали в Моравию на фотосеминар
Программа семинара предполагала переезды на местности, съемки в различных точках огромного, самого большого в Европе Ледницкого парка, вокруг самого замка, поездку в красивейший городок Валтице, и другие места. В Велке Биловице мы возвращались только на ужин, совмещенный с просмотром отснятых за день фотографий, и на ночлег.
Понятно, что такой напряженный график трудно совместим с расслабленной дневной дегустацией вина. И все же утром в воскресенье организаторы дали слабину, когда по дороге из города мы спонтанно заглянули в небольшой винный склеп, расположенный на его северной окраине.
Прохлада сырых стен погребка и отличное вино, набираемое хозяином стеклянным дозатором из дубовых бочек, подействовали на всех настолько умиротворяюще, что краткая дегустация затянулась. Из-за чего даже вышел небольшой раздор среди участников и организаторов, разделившихся на тех, кто считал, что “сколько можно, нужно наконец ехать”, и тех, кто справедливо полагал, что “еще успеется, а не попробовать ли нам винца еще из вон той бочки”
Я, как водитель, увы, вынужден был ограничиться осмотром и обонянием разливаемого напитка. Но купленное в этом погребке вино (и замечу, за совершенно смешную цену) было потом, по возвращении, с двойным удовольствием распито на свежем воздухе, за столом на патио у нашего дома.
Между прочим, хоть нам и рекомендовали покупать именно белое моравское вино (которое обязательно должно быть лишь слегка желтоватого, почти прозрачного цвета), мы купили еще и бутылку красного, которое лично мне понравилось даже больше.
Но вернемся к нашему путешествию. Южная Моравия не так урбанизирована, как центральная Чехия, жизнь людей тут по-прежнему близка к земле и зависит от ее плодородия. Поэтому здесь бережно хранят народные традиции, тесно связанные с ремеслами, отмечают сезонные праздники и почитают святых покровителей, оставивших свой след в богатой истории этих мест.
На окраине Велких Биловиц, на пологом южном склоне, на невысоком насыпном холме среди виноградников, возвышается часовенка “всех святых покровителей” – святых Кирилла и Мефодия, святого Урбана и святого Вацлава, построенная на средства местных жителей.
На памятной доске, укрепленной на стене часовенки, написано: “С благодарностью за защиту веры, народа и винограда, св. Кириллу и Мефодию, св. Вацлаву, св. Урбану – граждане Велких Биловиц”.
Внутренность часовенки украшают потолочные рисунки, изображающие четыре времени года в труде виноградаря, а на стене - деревянные барельефы Кирилла и Мефодия.
Кирилл и Мефодий являются главными патронами Моравии и хранителями веры, посвященные им памятники можно увидеть здесь во многих местах. Самое известное из таких мест – паломнический костел Вознесения Девы Марии на горе Святой Гостин, о котором я писал ранее.
Кирилл и Мефодий почитаются во всех славянских странах, как основатели славянской письменности. Славянское письмо – глаголица – начало свое распространение именно с моравских земель, куда Кирилл и Мефодий прибыли с просветительской миссией из Константинополя в 862 году. В течение трех лет они переводили церковные книги и обучали славян чтению, письму и проведению богослужений на родном языке.
Позже, в 874 году Мефодий крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу. Воспитанный Людмилой ее внук, святой Вацлав, считается небесным покровителем Чехии, способствовавшим также распространению христианства в этих землях. День святого Вацлава празднуется ежегодно 28 сентября как день чешской государственности. Этот день также связывается в народных пословицах с началом сбора урожая винограда – “На Вацлава святого наберем вина нового”.
Моравские виноделы имеют и своего “эксклюзивного” покровителя, святого Урбана, охраняющего виноградники от капризов природы. Раскрашенные деревянные и каменные статуи этого святого, держащего в руке виноградную гроздь, можно увидеть на площадях моравских селений и во дворах виноделов.
Никто не знает, когда и для какой цели был насыпан холм, а котором построена часовенка. Ходят легенды, что это место выбрали для своего наблюдательного поста римские солдаты, для чего касками нанесли сюда землю, чтобы с возвышенной точки насыпного холма был виден расположенный за Новомлынскими озерами лагерь 20-тысячного десятого римского легиона.
Сейчас с вершины холма, от часовенки, открывается прекрасный панорамный вид на бескрайнюю волнистую равнину и усаженные виноградниками склоны холмов. Бросается в глаза пестрота оттенков рыжеватой почвы, проглядывающей между рядами виноградной лозы, которая дает здешним винам такое разнообразие оттенков вкуса.
В таком месте хочется побыть подольше, – полежать на земле, ощущая жаркое дыхание лета, наполненное ароматом степной полыни и лаванды и гулом насекомых, вглядываясь сквозь колышущиеся колоски на убегающие вдаль, поперек дневного движения солнца, сплетения виноградных лоз.
Но красные крыши раскинувшихся вдали на вершинах холмов городков, чем-то напоминающие французский Прованс, манят новыми открытиями. Впереди нас ждет Леднице и Валтицкий замковый ареал, куда мы отправимся в следующем нашем виртуальном фотопутешествии.
Еще почитать
Моравия, паломническое место Святой Гостин
Моравия, пансион Брусенка (из записок лося-путешественника)
Остров Хвар, часть 9. Фортица, апельсины и кактусы
Остров Хвар, часть 6. Фотографо-туристо, облико морале!
Остров Хвар, Часть 4. Фотонабег на Стари Град
Критический осмотр парковой архитектуры замка Конопиште
История одного переезда (из записок лося-путешественника)
Отредактировано shaf (2012-02-20 00:36:33)