Каждый год, с апреля по октябрь, Конопиште атакуют туристы. В ожидании времени начала просмотра интерьера замка, они толпами бродят по парку в ближайших окрестностях, разглядывая скульптуры и снимаясь на фоне всех этих “замечательных древностей”. Тихие и дисциплинированные японцы без суеты обходят замок по периметру, методично и без лишних эмоций запечатлевая все архитектурные достопримечательности. Наши люди действуют иначе. “Маш, беги скорей сюда!”, – то и дело слышится через весь парк, - “Глянь на эту уродину! Ну-ка сфоткай меня с ней, и штоб замок видно было!”.
Меня давно интересует, - что они находят в этих скульптурах? Может я что-то проглядел, хотя бываю здесь почти каждую неделю? Нужно будет мне изучить все эти достопримечательности попристальнее. Может, и я тоже приобщусь к искусству “разумному, доброму, вечному”, чтобы, как там говорится у русского поэта, – сказать “спасибо сердечное” тому, кто с таким вкусом тут все оформил.
Спасибо нужно сказать, конечно же, невинно-убиенному эрцгерцогу Францу Фердинанду д’Эсте, или Франтишку Фердинанду, как его любовно называют завсегдатаи местных пабов, попивая по вечерам сорт темного пива “Ferdinand” с кощунственным названием “Семь пуль” (Sedum kulí) в шумных прокуренных пабах (по-чешски - “госпóдах”).
Это он, наследник Австро-Венгерского престола, ослушался своего почтенного дядюшку действующего императора Франтишка-Йозефа, и 36 лет отроду вступил в морганатический брак (не подумайте чего плохого, – просто выбрал себе в жены всего-лишь графиню), тем самым лишив своих детей прав на трон. Венский двор явно не одобрял такого своеволия престолонаследника и откровенно третировал бедную графиню. Но Фердинанду, получившему еще в молодости богатое наследство, мнение двора было фиолетово. Посадил он свою супругу, чешскую красавицу графиню Софию Хотек фон Хотков-унд-Войнин в автомобиль и укатил в чешскую глушь, подальше от дворовых интриг. И поселились они в родовом замке Конопиште, что в 50 километрах от провинциальной в то время Праги.
Пришлось эрцгерцогу вместо светских балов заняться садоводством и огородничеством эстетическим оформлением своих новых владений. И вот полетели в престижные итальянские мастерские заказы на обустройство замкового парка. Так и возник этот замечательный скульптурный ансамбль, с которым нам сегодня предстоит познакомиться поближе.
Центральная скульптурная группа представляет собой семерку танцующих нимф, видимо, соблазняющих одного скромного запуганного молодого человека, не имеющий аналога в древнеримской мифологии.
Впрочем, за последнего я не ручаюсь, ввиду почти полностью стертых временем вторичных половых признаков.
Несомненно, что скульптуры девушек, любовно отлитые из бетона, замешанного на крупной каменной крошке, являются прародителями всем нам знакомых с детских пионерских лагерей девочек с веслами и мальчиков с горнами. Штамповка таких “произведений искусства” была в то время поставлена в Италии на широкую ногу. Не знаю, какую гарантию давали итальянские умельцы на свои творения, но сражение с временем замшелые скульптуры выиграли с серьезными потерями. В своем нынешнем виде они действительно напоминают нимф, – подземных духов в образе девушек, соблазняющих прекрасных юношей. Впрочем в их нынешнем виде они вряд ли могут рассчитывать на взаимность.
Ближайшая к замку скульптура девушки напоминает Венеру Милосскую, в первую очередь, отсутствием конечностей, утраченных за срок, гораздо меньший двум тысячелетиям возраста последней.
Впрочем, время оставило свои следы и на других престарелых участницах самодеятельного коллектива песни и пляски.
Да, не зря молодой человек последние почти сто лет поглядывает на сторону, обращая больше внимание на молоденьких шатенок, чем на своих рассыпающихся в песок однолеток.
Общая фривольность композиции контрастирует с строгостью и солидностью оформления венского Хофбурга, резиденции императорского двора. Невольно задумываешься, не затеяно ли все это Фердинандом умышленно, дабы досадить своему дядюшке, старику Францу-Иосифу, засидевшемуся более чем 50 лет на Венском престоле.
Рассказывают, что однажды старик Франц-Иосиф решил таки навестить своего племянника проездом из Вены в Прагу, но увидев у входа в замок это непозволительное безобразие, перекрестился со словами “Свят, свят”, сердито затопал ногами и решительно направился обратно к своему экипажу.
Опять же по слухам, чешские крестьяне по всей дороге от Конопиште до Праги шарахались в сторону, услышав сочные немецкие ругательства, которые доносились из пролетавшего мимо императорского экипажа.
Впрочем, танцующие нимфы вызывают явное неодобрение и у несколько более прилично одетого джентльмена и каске, видимо, доставшегося Фердинанду вместе с замком от предыдущего владельца. Сейчас его незаслуженно задвинули в дальний угол сквера.
А с противоположной стороны сквера за танцами полуобнаженных красавиц наблюдают львы,
вылупив глаза и раскрыв пасти.
Впрочем, к выражению морд львов нужно присмотреться поближе:
Уж не знаю, принимал ли участие Франц Фердинанд в разработке композиции танцующих нимф. Скорее всего нет. Видимо, это заслуга специально нанятых для этого венских архитекторов с легко запоминающимися именами Моккер и Шморанц.
Но в других случаях он, несомненно, прямо вмешивался в работу архитекторов. Так, изготовил для него известный итальянский мастер приличную во всех отношениях скульптурную группу “Подводное царство” в классическом древнеримском стиле.
Бог Нептун, с грозно растрепанной бородой, потрясает трезубцем над трубящими в раковины русалами (уж не знаю, как иначе назвать этих бородатых молодых людей с чешуйчатыми рыбьими хвостами).
Фердинанд однако решил, что в таком виде композиция не будет завершенной и приказал украсить постамент с четырех сторон охотничьими трофеями – черепами козюль. Нужно сказать, что Фердинанд с самых малых лет забавлялся охотой, а к зрелому возрасту уже не представлял себе и дня, проведенного без того, чтобы не подстрелить какую-нибудь несчастную зверушку, обитающую в его угодьях. Говорят, что за свою жизнь он убил около 30 тыс. больших и малых животных. Естественно, все эти рога и копыта нужно было куда-то пристраивать. После того как он обвешал ими все залы своего замка, пришла очередь и парковой архитектуры.
Большая часть шкур, черепов и рогов хранилась все-же в самом замке. Слава богу, гестаповцы, которые во время войны размещали в замке свое управление, вывезли почти все эти трофеи в неизвестное место. Но и оставшаяся часть, размещенная в Оружейном зале замка, производит на слабонервных посетителей довольно пугающее впечатление.
Что касается скульптуры двуликого бога Януса, расположенной на полянке возле центральной аллеи, ведущей к замку, то архитекторы, видимо, так и не определились, какое ее место можно было бы украсить черепом или, скажем там, рогами. Или же побоялись справедливого гнева главного римского бога, владеющего ключами от небесных врат.
Но неумолимая судьба все же повернулась к Фердинанду как раз тем местом, которое отсутствует у данной скульптуры. В 1914 году сербский террорист Гаврила Принцип пристрелил беднягу и его несчастную жену Софи в Сараево. С убийства эрцгерцога началась первая мировая война и Похождения бравого солдата Швейка, помните у Гашека: “Убили Фердинанда-то нашего, того, что жил в Конопиште…” В наше время, несомненно, зеленые бы выступили бы в защиту молодого фанатика, серьезно поспособствовавшему сохранению фауны чешских лесов.
Ну и под конец еще одна из историй, которую я вспоминаю каждый раз, глядя в грустные глаза этого песика, сидящего всегда на одном и том же месте, у зарешеченных ворот дворика у замковой террасы.
Кайзер Вильгельм II, в отличие от Фердинанда, не убивал, а любил животных. Он никогда не расставался со своими двумя любимыми таксами с замечательными именами Вадль и Хексль, которые следовали за ним во всех его поездках. Приехав с полуофициальным визитом в Конопиште, кайзер, с присущим ему тонким немецким юмором, в шутку бросил “Фас” своим собачкам в сторону бродивших по парку многочисленных эрцгерцогских фазанов. Таксы тут же страшно оживились, в результате чего Фердинанд лишился уникального золотого фазана из своей коллекции. По утверждению гордящихся этим инцидентом немецких собаководов, это чуть не привело к настоящему международному скандалу.
С тех пор все конопиштские собачки вынуждены проводить свою недолгую жизнь за сеткой, укрепленной железными прутьями в палец толщиной (Надпись на табличке - “Позор Кайзеру!” “Осторожно, кусаюсь (чешск.). Будьте осторожны, внутри собака! (англ.)”).
При том, что всевозможные наглые птицы совершенно безбоязненно бродят по парку везде, где им вздумается.
Предыдущий критический осмотр:
Критический осмотр Пражских достопримечательностей
Еще по теме:
Кайзер Вильгельм II на чешском Первомае
Сонный Казимир и тетки в клетках
Отредактировано shaf (2010-05-17 01:15:34)