* * *
В старые добрые времена путешественник прибывал в Венецию правильно - строго морем. Сегодня такие правильные путешественники тоже есть. Они прибывают в Венецию на роскошном круизном лайнере осьмнадцати этажей или же на скромном вапоретто - с Лидо ди Езоло, Кьоджи или Фузины. Но таких "правильных" туристов сегодня меньшинство. Большинство прибывает по суше - из Местре по Понте делла Либерта.
Автомобильный мост, соединящий Венецию с террафермой, выстроен относительно недавно. Автополоса идёт параллельно железнодорожному мосту, лишь у самой Венеции изящно отклоняясь вправо. Реконструированный при Муссолини мост был торжественно открыт 25 апреля 1933 года и с тех пор практически совсем не изменился.
Он выводит на пьяццале Рома. На этой открытке 50-х гг. прошлого века видно, что некогда в Венецию с материка ходили и троллейбусы. Сейчас их место заняли автобусы, а веселенького газончика посередь площади тоже давно уж нет - сегодня здесь паркуются шаттлы в аэропорты.
В XIX веке путешествовала исключительно богатая публика. Мне тут попались интересные цифры. В 1889 году в Италию больше всего приезжало англичан - 27,4 тыс. человек. На втором месте были швейцарцы - 20,4 тыс. Третье-четвёртое места делили немцы (17,4) с бельгийцами (17,2). Французы были лишь пятыми - 9,6 тысяч. Замыкали список русские - всего 740 путешественников за год.
Прошло двадцать лет и всё резко изменилось. XX век уже на своей заре стал веком путешествий и виной тому как железная дорога, так и автомобиль. В 1923 году в Италию на поезде приехало уже 817 тыс. туристов и ещё 16 тысяч - на автомобиле. А вот в 1930 году автотуризм резко вырос: железная дорога дала 1 млн 21 тыс. туристов, на собственных же колёсах в страну прикатило уже 144 тысячи европейцев. Сегодня в одну только Венецию ежедневно прибывает всеми видами транспорта 55 тыс. туристов - в самом городе живёт ненамного больше. Ужосс!
Вывод: чтобы спасти Венецию от затопления людьми необходимо срочно взорвать Понте делла Либерта!