Венецианский Пегас
Через этот мостик я перебегал, наверное, сотни раз, особо не останавливаясь. Он перекинут через Рио дель Сантиссимо и его никак не миновать на пути от пьяццы Сан Марко к мосту Аккадемия через Гранд Канал. Мостик любопытен, как мне казалось, только одним: канал здесь подныривает под низкую арку, на которой высится громада апсиды церкви Санто Стефано – исключительный случай в городе. Во время отлива здесь может пройти гондола, вот только гондольеру придется согнуться в три погибели.
На этот скромный мостик мы еще вернемся, а пока от церкви Сан Маурицио, из открытых дверей которой всегда звучит Вивальди, потому что в храме музей музыкальных инструментов, проследуем на кампо Санто Стефано. Площадь обширна и красива. Под Новый год здесь устраивают рождественский базар, а во время Карнавала устанавливают палатки, в которых можно – помимо покупки сувениров, при остром желании взять в аренду настоящий карнавальный костюм. Посреди площади высится памятник писателю Николло Томмазео, ноги которого подпирают стопки каменных книг, а налево уходит оживленная тропа к мосту Академия – как раз мимо роскошного беломраморного фасада Сан Видал. По вечерам здесь тоже играют Вивальди, а билет на концерт можно прикупить прямо на входе в церковь. Но даже если планы на вечер не включают мелодии Рыжего священника, в Сан Видал нужно заглянуть всенепременно. В алтаре, прямо напротив входа, висит одно из лучших полотен Витторе Карпаччо – «Святой Виталий на коне и четверо святых, преклоняющиеся перед Мадонной с младенцем». Бесплатно! )) Еще на площади множество ресторанчиков и кафешек в которых можно зависнуть надолго, рассеянно наблюдая за праздной толпой туристов или размышляя на тему, почему это место иногда называют еще и кампо Франческо Морозини?
Вицентини. Кампо Санто Стефано. Гравюра с картины Каналетто. 1742.
Григорио Лаззарини. Дож Франческо Морозини Пелопонесский возвращает Венеции Морею.
Морозини – семейство в Венеции примечательное. Оно дало Республике четырех дожей. С младых лет Франческо Морозини посвятил себя военной карьере и немало в ней преуспел, гоняя турок по по всей Греции. За захват Пелопоннеса он вошел в историю с почетной приставкой Таврический Пелопоннеский. В честь его побед благодарные венецианцы поставили ему во Дворце дожей Триумфальную арку, а в 1688 году избрали дожем. Но хотя победы его были громкими, больших политических последствий они все же не имели: к концу XVII века Венеция уже хирела, удержать свои победы не могла, Блистательная Порта на политической арене Европы блистала все ярче. И, возможно, после смерти 76-летнего Франческо Морозини, которая последовала в 1693 году, его имя потихоньку забылось бы и он пополнил бы ряды прочих малоизвестных венецианских правителей, если бы не одно обстоятельство – именно этот человек во время осады Афин безжалостно разбомбил знаменитый Парфенон, а потом еще и разграбил уцелевшие ценности. Он хотел вывезти из Парфенона мраморных коней, но при попытке снять их, они упали и разбились в прах, так что Морозини довольствовался львами – теми, что ныне охраняют вход в венецианский Арсенал.
Все это любопытно, но как с Морозини Пелопонесским связано само кампо? Очень просто – домом. Палаццо, построенное по его заказу, как раз и стоит на кампо Санто Стефано. Вообще-то, в Венеции более предостаточно дворцов Морозини, но с Франческо связано именно это. Оно находится в южном углу площади: выныриваешь из узкой щели улочки сразу после мостика через Рио дела Сантиссимо, ахаешь от внезапного простора, поворачиваешь голову налево и сразу видишь вход в палаццо, отмеченный отдельно стоящей аркой, что само по себе довольно необычно. Рёскин оценивал палаццо как абсолютно «ничем не примечательное». Так и есть. Никакушка! На кампо Санто Стефано, не говоря уже обо всем городе, есть куда более нарядные палаццы, и фамильное гнездо Франческо Морозини привлекает внимание, пожалуй, лишь нестандартным входом. Эту арку, ведущую во двор дворца, глаз отмечает непременно, но по фасаду самого здания скользит совершенно равнодушно...
Ну, а теперь, пожалуй, пора вернуться обратно на мостик. И приглядеться повнимательнее к линии дворцов, выстроившихся по правую руку в сторону Гранд Канала. Опппа! )) Над водным подъездом палаццо Морозини отчетливо вырисовывается профиль коняги! Разглядеть его, впрочем, можно лишь, если знать о нем. С конями в Венеции большая напряжёнка, каждый на счету, и обнаружить доселе неизвестного - крайне приятно. Оказывается, фасад палаццо со стороны Рио дель Сантиссимо намного интереснее своего собратца на кампо.
Приблизим фотографию...
Ещё крупнее! Ну разве не красава?! ))
Источник фото: Mccuntz
В свое время, обнаружив у Лики эту замечательную лошадину, я извел ее вопросом, где она эту конягу обнаружила, но Маккунц не вспомнила - "где-то в Сан Марко". Теперь я знаю, где ее искать! А вот ежели посчастливится сесть в гондолу и подплыть поближе к водному крыльцу, то обнаружится, что это не просто коняга, а самый что ни на есть настоящий Пегас!
Источник фото: alloggibarbaria.blogspot.it
Но что делает крылатый конь на фасаде адмиральского особняка - загадко, однако... )). Впрочем, в отличие от красных херувимов, тут все проще, ответы прямо на поверхности. ))
.
.
.
PS / Однажды любопытная CosMary cунулась во внутренний двор полицейского комиссариата, что на пьяцце Сан Марко за кафе Флориан, и нашла там чудесного ангела в обнимку со странным львинослоном? Я там тоже побывал минувшим летом, но лишь облизнулся - реставрация! все закрыто досками и сеткой! Зато теперь при случае можно поискать в Венеции секретного пегасика ))
ЗЫ / Для иллюстрирования в посте использованы фото общего характера из интернета, свои искать по архивам лень ))
Отредактировано Ариал (2015-01-19 22:27:52)