Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Старая Венеция

Сообщений 171 страница 180 из 231

171

CosMary написал(а):

есть вопрос - рано или поздно и ответ найдётся!

Ответ нашёлся. Однако... Однако вопрос был сформулирован неверно  :D

0

172

Дом Тинторетто в Венеции: кто запутал Кончаловского

Часть 2. Работа над ошибками ))
.
.

И всё-таки Кончаловский с Кэмероном и Фредом покоя мне не давали и - несмотря на то, что точка вроде бы поставлена вполне правдоподобная, я продолжил искать ответы. Смущали два момента. Во-первых, столь массовое заблуждение художников. И во-вторых, как правильно заметила Leggy, полное молчание искусствоведов-профессионалов. То, что в интернете масса неточностей, а подчас и совершенно ложных данных, неудивительно - что можно ждать от дилетантов-любителей (включая меня, естественно). К примеру, даже на сайте Афиша-Мир отмечается, что Тинторетто родился в доме на набережной дей Мори, там же и умер. Последнее верно, однако первое - плод некритического копипаста.

Короче, вопрос - где жил в Венеции Тинторетто в течение своей жизни, меня здорово поднапряг. Ответить на него однозначно не просто сложно - невозможно, пожалуй. Вернёмся к нашему любимому Муратову:

Маленький красильщик и сын красильщика, он родился в отдаленном квартале близ пустынного ныне бассейна Мизерикордия. Там до сих пор показывают место, где стоял его дом, напротив церкви Мадонна дель Орто. В этой церкви он погребен. Узкий канал ведет туда мимо старого здания, служившего когда-то складом товаров для восточных купцов; на его стене еще сохранился барельеф, изображающий человека в чалме, который ведет верблюда. В этом отдаленном и тихом квартале, откуда видна лагуна и за ней вдали снежные горы, Тинторетто провел всю жизнь.

В этой пространной цитате верно лишь одно: Тинторетто действительно похоронен в церкви Мадонна дель Орто. Всё остальное - требует критического отношения. Утверждение, что мастер жил в этом районе Каннареджо всю свою жизнь, неверно 100%-но. Известно, что в молодости он жил на кампо Сан Кассиано в сестьере Сан Поло - это по другую сторону Гранд Канала от Каннареджо. Вот что я нашёл в книге Тома Николса "Тинторетто: Традиция и идентичность":

На акте свидетельства от 22 мая 1539 года Тинторетто записывает себя как "мастер Джакомо, художник на Campo San Cassiano" - это говорит о том, что к этому моменту он уже практикует как самостоятельный художник.

Упомянутый Акт - это вообще первое документальное свидетельство, касающееся Тинторетто. А вот где конкретно размещалась мастерская молодого Тинторетто, неизвестно. По официальной биографии, художнику тогда было 20-21 год. Совсем вьюноша. ))  Тинторетто Якопо поначалу расписывал фасады палаццо, а также декорировал свадебные лари. В феврале 1545 году по заказу Пьетро Аретино он выполнил две мифологические картины для плафона его спальни в палаццо Боллиани на Гранд канале. Но громкий успех пришёл к нему лишь в 1548 году, когда  по заказу Скуолы ди Сан Марко он написал "Чудо св. Марка", ныне в галерее Аккадемия. После этого дела Тинторетто пошли в гору, в том числе и финансовые.

А вот где родился Тинторетто? Вот что утверждает Муратов:

он родился в отдаленном квартале близ пустынного ныне бассейна Мизерикордия. Там до сих пор показывают место, где стоял его дом, напротив церкви Мадонна дель Орто...  В этом отдаленном и тихом квартале, откуда видна лагуна и за ней вдали снежные горы, Тинторетто провел всю жизнь.

Нет, не всю жизнь - это, как мы уже выяснили, ошибочная информация. А что насчёт места рождения? Прямых данных нет. Ридольфи, как первый биограф Тинторетто, объясняя происхождение прозвища "маленький красильщик", говорит, что уже в детстве маленький Якопо постоянно разрисовывал стены отцовского дома. Т.е. у отца Тинторетто - красильщика хлопка Джованни Баттиста Робусти родом то ли из Брешии, то ли из Лукки, был в Венеции собственный дом. Папаша был плодовит: Якопо был старшим ребёнком, а всего в семействе было 21 детская душа.

Эми Стидман (Amy Steedman) в своей книге "Рыцари искусства" утверждает, что Джованни Баттиста Робусти жил в самом центре Венеции, в бедном районе. Каннареджо вообще и район бассейна Мизерикордия - район, конечно, небогатый, однако его никак нельзя назвать центром Венеции. Это отшиб в чистом виде. А вот район церкви Сан Поло в одноименном сестьере, что недалеко от Риалто, вполне можно назвать центром. К тому же, район этот богатым уж точно не являлся.

http://s4.uploads.ru/t/2sSrT.jpg

Но почему вдруг в биографии Тинторетто возник район Сан Поло как место его возможного рождения? Сделаю маленькое отступление...

Дата рождения Тинторетто неизвестна. Её определяют приблизительно исходя из даты смерти. Согласно церковным записям, художник умер 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет. Следовательно, он должен был родиться в сентябре или октябре 1518 года. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Первый биограф Тинторетто Карло Ридольфи в своей книге «Чудеса искусства, или Жизнеописания наиболее знаменитых художников Венеции», опубликованной в 1648, говорит о 1512-м годе рождения. Рафаэлло Боргини в своей книге "Приют отдохновения" 1584 года издания упоминает Тинторетто как об умершем 60-летнем художнике, из чего вычисляется, что Тинторетто родился в 1523-м или 1524 году.

Сегодня датой рождения Тинторетто считается 1518 год. Биографы и искусствоведы, видимо, церковным записям доверяют больше. Похоронен Тинторетто в Мадонна дель Орто, которая была его домовой церковью - на закате жизни Тинторетто ведь жил на Фундамента дей Мори, в двух шагах от дель Орто. Видимо, церковные архивы сохранились. Умер, по словам Юрия Нагибина в "Итальянской тетради", "всеми признанный, любимый и оплакиваемый".

А при рождении Тинторетто был никем - всего лишь сыном небогатого красильшика хлопка. Как и отец Вивальди, впрочем. Он был цирюльником. Кстати, его тоже звали Джованни Баттиста. )) В 1963 году английский учёный Эрик Пол обнаружил в церкви Св. Иоанна в Брагоре записи о рождении и крещении Антонио Вивальди. К чему это я? К тому, что если бы Тинторетто родился в приходе Мадонна дель Орто (или какой-либо иной церкви в районе бассейна Мизерикордия), записи о его рождении и крещении сохранились бы. Но их нет. А вот почему их нет - это интересно.

Потому что, как пишет в книге "Тинторетто" Эрик Ньютон, сгорели... San Polo Archives. Причём, на этот факт ссылается не только Ньютон. Что это за таинственные Архивы Сан Поло, увы, я не знаю. То ли речь идёт об архиве церкви Сан Поло, то ли это какие-то архивы всего сестьере Сан Поло... Сильный пожар на Риальто, когда пылал не только рынок, но и округа, был в 1514 году - но Тинторетто тогда официально ещё не родился. К тому же в семействе Джованни Баттиста Робусти было ещё 20 детей помимо Тинторетто, так что архивы по идее должны были сохранять какие-то следы семейства вплоть до 1538 года. Так, может, Тинторетто родился в приходе Сан Поло? Том Николс в своей монографии "Тинторетто: традиция и идентичность" так не считает, называя подобные предположения необоснованными. Почему - он не объясняет. Но само упоминание существования такой версии свидетельствует, что в среде историков творчества Тинторетто такая версия имеет место быть.

Итак, родительский дом Тинторетто, возможно, был в приходе Сан Поло. В 20 лет Тинторетто позиционировал себя как самостоятельный художник, имеющий мастерскую на кампо Сан Кассиано - недалеко от кампо Сан Поло. А куда Тинторетто подался дальше?

А дальше, в 1550 году - в возрасте 32 лет, Тинторетто женился на Фаустине, дочери Марко Епископи, который был приором Скуолы ди Сан Марко. Женитьба оказалась удачной: на новоявленного родственника начальника одной из гранд-скуол города как из рога изобилия посыпались заказы. Женитьба Тинторетто имела своим следствием перемену местожительства - семье требовался бОльший дом. Все тот же Том Николс сообщает, что с 1555 года семейство Тинторетто живёт в приходе Сан Марциале, где арендует нижний этаж дома, собственником которого был Балдиссера ди Мастелли / Baldissera di Mastelli. Аренда обходится художнику в 42 дуката в месяц.

Оппа, приехали! Уж не палаццо ли Мастелли?! Тот самый дом с оверлукингом на Мурано! ))) Нашёлся!  :D

http://s4.uploads.ru/t/IV0S6.jpg
Петр Кончаловский. Дом Тинторетто. 1924. Национальный музей русского искусства, Киев.

0

173

Нашёлся ли? Разве есть какие-либо основания считать, что дом Балдиссера ди Мастелли и палаццо Мастелли/Кэмелло - это одно и то же? Утверждать сие лишь на совпадении фамилии было бы, наверное, чрезмерной смелостью. Возможно. Однако, что можно предположить наверняка - дом Бальдассера ди Мастелли был в районе кампо дей Мори и церкви Мадонна дель Орто.

В июне 1574 года семья Тинторетто, в которой было уже 8 детей, а ему самому было 56 лет, переселилась в дом на Фондамента дей Мори - в тот самый, на котором ныне памятная доска. Дом был куплен тестем Тинторетто - Марко Епископи. Здесь Тинторетто проживёт последние 20 лет своей жизни. Здесь и покинет наш бренный мир, чтобы обрести вечный покой под плитами церкви Мадонна дель Орто...

Тогда почему же Франк Престон Стернc в своей книге Жизнь и гений Якопо Робусти, прозванном Тинторетто" (1894) утверждает, что "большую часть своей семейной жизни Тинторетто жил вместе со своим тестем в палаццо Кэмелло"? Подсказку можно найти в "учёных записках" Кливлендского музея изящных искусств за март 1927 года: В Венеции Тинторетто "жил всю свою жизнь: сначала в доме на Сан Кассиано, затем в палаццо на набережной дей Мори около церкви Мадонна дель Орто. Часть этого дома сейчас называется Палаццо дель Кэмелло.".

Очень неожиданно...

Взглянем на интересующий нас уголок Венеции с высоты птичьего полёта ещё раз...

http://s5.uploads.ru/t/DdzsX.jpg

Каким же удивительным образом дом Тинторетто на набережной дей Мори мог быть единым с палаццо Мастелли, именуемым ещё как палаццо Кэмелло? Все точки над i расставляет Эвелин Филиппс в книжке "Тинторетто" (Лондон, 1911):

"Палаццо, в которое семья Робусти переселилась в 1574 году, где Тинторетто жил в течение двадцати лет и которое он завещал потомкам, до сих пор существует в Венеции. Это очень длинное, узкое здание, каждый из торцов которого выходит на каналы, но середина была снесена, и теперь оно образует два отдельных жилища. Та часть палаццо, что ранее была его главным входом, выходит на Рио делла Мадонна дель Орто с видом на церковь. Эта часть называется палаццо Кэмелло, и содержит изуродованный временем барельеф путника, ведущего нагруженного поклажей верблюда. Другая часть палаццо глядит на калле делла Sensa (ранее - деи Мори) и называется Каза дей Мори с поясной статуей турка в тюрбане, утопленной в стену.

Вполне вероятно, что здание было построено для торговли с Востоком. Палаццо - хороший экземпляр венецианской готики и до сих пор имеет богатое убранство. Стены обшиты белым мрамором, резьбой и изящно орнаментированы. Первый этаж обоих зданий имеет ряд изящных готических окон, установленных в бляшках истрийского мрамора с резными дисками; короче говоря, толстые столбы разделяют окна, имеют капители с резной листвой и маленькие резные мраморные балконы. Каза дей Мори в настоящее время именуется как "Дом Тинторетто" и имеет на стене медальон с надписью.

Вероятно, семья жила только на верхних этажах, которые в своем первоначальном виде были достаточно широкими и большими. Ридольфи говорит, что студия была "в самой отдаленной части дома" - на длинном чердаке, но маловероятно, чтобы Тинторетто проводил всё своё время и принимал посетителей в этом неутеплённом помещении - и жарким летом, и холодной зимой. Вероятно, студия была на втором этаже с видом на север. Эта часть здания теперь уничтожена.

Контракт с Марко Вескови на покупку палаццо на имя зятя существует до сих пор и датируется 8 июня 1574.

Старый дом на Рио дель Орто полон воспоминаний. Где-то здесь была студия... Из этих окон он мог смотреть через небольшую площадь на старую церковь, которую он украшал, мог слышать перезвон её колоколов. Через кампо и далее через мостик он ходил в церковь - работать или на мессу..."

Итак, подытоживая: в конце XIX - начале XX века любознательные туристы, перед посещением Венеции читавшие толстые умные книжки, ещё знали, каким образом имя Тинторетто связано с палаццо Кэмелло. Теперь, по-счастью, это знаем и мы. Так что никакой ошибки у Петра Кончаловского и других художников нет: палаццо Мастелли - это и есть дом Тинторетто. И Каза Тинторетто на набережной дей Мори - это тоже дом Тинторетто. Две части некогда единого, большого палаццо. Ну а путаница... Путаница была всегда. Это  отмечал ещё Франк Престон Стернc в 1894-м:

Задняя часть этого здания, что выходит на Канал деи Мори, где есть статуя турка в тюрбане, именуется Каса ди Тинторетто, так что люди иногда приобретают фотографии в уверенности, что это дом, где Тинторетто родился.

А что за открытку Дома Тинторетто покупали в то время? Да вот эту поди. Называется - La casa di Jacopo Robusti detto il Tintoretto vicino alla Chiesa della Madonna dell’Orto, Venezia. Фотограф - Ferdinando Ongania. Время съёмки - между 1891 и 1894 годами.

http://s5.uploads.ru/t/gQYO9.jpg

Говорят, Венеция не меняется... Меняется. Вот что сфотографировал уже я:

http://s4.uploads.ru/t/gwLvS.jpg

И в качестве бонуса:

http://s4.uploads.ru/t/bHisc.jpg

Геркулес Брабазон Брабазон (1821-1906). Дом Тинторетто, Венеция. Частная коллекция.

| Fin. надеюсь )))))

P.S. Кстати, в обоих домах при желании можно поселиться. И в казе Тинторетто, что на набережной дей Мори, и в палаццо Мастелли сдаются апартаменты. Правда, не дёшево... )))

0

174

Arial написал(а):

Каза Тинторетто на набережной дей Мори - это тоже дом Тинторетто. Две части некогда единого, большого палаццо

Это как же ж просто ларчик открывался)) Какой однако у тестя палаццо-то был громадный, что на его месте сейчас несколько не самый маленьких домов расположено!!

0

175

Arial, большое Вам спасибо за потрясающе увлекательный и уникальный по своей информативности топик!
Будет приятно взглянуть на многие знакомые места в Серениссиме по-новому.

0

176

Hand написал(а):

Arial, большое Вам спасибо за потрясающе увлекательный и уникальный по своей информативности топик!
Будет приятно взглянуть на многие знакомые места в Серениссиме по-новому.

Спасибо, что прочитали )) Венеция форева!

Вот, рекомендую. Превосходный путеводитель по Венеции - Альберто Тозо Феи "Венецианские тайны". Только что вышел. 7 замечательных ночных экскурсий по Венеции.

http://photos.streamphoto.ru/e/f/5/35170ef88a7fddfb5e5b0a4faf1e45fe.jpg

0

177

Красные херувимы в Москве

Джованни Беллини написал около 50 Мадонн, 11 из них находится в Венеции. Впрочем, нет - десять. Одиннадцатую украли из церкви в 1993-м. Итальянцы привезли в Москву одну из самых малоизвестных. По крайней мере, для меня ))

Я не помню в Венеции "Мадонну с красными херувимами". Она в Галерее Академии. Здесь добрая половина венецианских беллиниевских мадонн, я тут был трижды, но красных херувимов, убей, не помню. Как-то не везло. Видимо, они все время были "в бегах". Вот нынче в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, на выставке "Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии". Выставка маленькая, всего 4 полотна. "Паровозом" выступает "Мадонна Cенигалья" Пьеро делла Франческо, но я больше пошел смотреть Беллини. Надо же нам наконец встретиться )) Встретились...

http://photos.streamphoto.ru/c/7/e/3a7bc9b6855299fb8a1f0e99779b4e7c.jpg
Джованни Беллини. Мадонна с красными херувимами. 1485. Панель, масло. 60 x 77 см. Галерея Академии, Венеция.

Мадонна сидит в просветленной задумчивости, а вот Младенец беспокойно дрыгает ножками и вопрошающе смотрит то на мать, то на парящих херувимов. Кажется, что он вот-вот поднимет пухлую ручонку, ткнет ею в небо и спросит - а почему, собственно говоря, херувимы красные? Что за бунт у Древа Жизни? )) Вроде бы все в картине спокойно и чинно: сладкий пейзаж за спиной, по речке скользит барчетта, облака лениво плывут по голубому небу, херувимчики безмятежно улыбаются, а в глазах Младенца - и удивление, и сомнение, и тревога...

Беллини - это кватроченто. В эту эпоху художники придавали большое значение символам. Были определенные каноны, отступать от которых было не принято. Конечно, если сравнить тех же Мадонн Джованни Беллини и его отца Якопо, то изменения значительны. Я даже не говорю о технике письма. Мадонны Якопо Беллини больше похожи на иконы. Мадонны Джованни Беллини - это уже скорее светская живопись. Они несравнимо более мягкие, воздушные, живые. И тем не менее, символизм все еще в крови художников. Символизм сквозит в традиционности поз, композиций, цвете. Темно-синий цвет накидки Мадонны - мудрость. Белый платок - непорочность. Красное платье - любовь.

А красные херувимы? Почему они красные? Согласно традициям той эпохи херувимы должны быть синими, красными должны быть серафимы.

Есть удивительный французский художник - Жан Фуке. В 1450 году - за 35 лет до "Мадонны с красными херувимами" Джованни Беллини, он написал т.н. Миленский диптих, на правой створке которого изобразил Мадонну с младенцем. Это совершенно сюрреалистичное полотно. Невозможно поверить, что ему больше 500 лет. Кажется, что его место не в залах с живописью эпохи Возрождения, а в каком-нибудь музее ультрасовременного искусства.

http://photos.streamphoto.ru/8/3/7/d218ac31ce137cb8ecb8550debffa738.jpg
Жан Фуке. Мадонна с младенцем. Правая створка Мелунского диптиха. 1450. Панель, масло, 91 х 81 см. Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

Неестественно белая в своей непорочности Дева Мария в модном атласном платье голливудской кинодивы цвета глубокой мудрости. Грудь - будто только что из клиники пластической хирургии. Бедный Младенец даже боится покоситься на мать. Cтыдливый румянец на щечках. Кажется, он даже осуждающе оттопырил пальчик. Целлулоидные кукольные ангелы окружили трон. Но вот что интересно: как строго Фуке следует традиции - красные серафимы вцепились в трон, синие херувимы держатся поодаль. Так и дОлжно быть. Серафимы в ангельской иерархии стоят на первой ступени и только им дозволяется быть первыми к Божественному трону, херувимы - вторые по рангу, вот они и у Фуке на вторых ролях! ))

Так почему же у Джованни Беллини херувимы красные? Может, это вовсе не херувимы, а серафимы? Заглянем на сайт Галереи Академии... Нет, пишут - Madonna col Bambino (Madonna dei cherubini rossi). Именно херувимы! Загадка, однако. ))

0

178

Меня всегда в таких произведениях поражают краски! Они такие сочные и свежие, что закрадываются сомнения - дурят нас, что ли? :blush:

0

179

Arial написал(а):

Младенец беспокойно дрыгает ножками

Прелестно!

Arial написал(а):

Именно херувимы! Загадка, однако. ))

Дима, улыбаешься! Небось разгадал загадку?

Пы.сы. Книжка Феи у меня уже есть. Но, конечно, без авторского росчерка.  :(

0

180

Volkova: закрадываются сомнения...
Так наверняка по десять раз отреставрированы ))

maeva: книжка Феи у меня уже есть
Как оцениваешь?

maeva: небось разгадал загадку?
Ну, загадкой это было обозвано скорее риторически )) гипотеза имеется. вряд ли Беллини сам назвал свою картинну Мадонной с красными херувимами, наверняка это дело ума искусствоведов. Кто-то назвал, прижилось, ну и пошло-поехало... Красные серафимы, синие херувимы - это так сказать канон, идущий от Византии. Но даже там он выполнялся не строго, что уж говорить о италийской вольнице. Легкомысленные младенческие головки с крылышками как-то не вяжутся с суровыми стражами Древа Жизни, это скорее удел серафимов. Мы же не называем их серафимчиками, а вот херувимчики - это завсегда))

0