я вполне представляю, как такие санки толкает Казанова, нашёптывая на ушко какой-нибудь прелестнице что-нибудь эдакое ))
думаешь? у них на вид дольно хлипкая конструкция - чуть посильнее надавишь и быть Казанове носом в лед вместе с санками)
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Старая Венеция
я вполне представляю, как такие санки толкает Казанова, нашёптывая на ушко какой-нибудь прелестнице что-нибудь эдакое ))
думаешь? у них на вид дольно хлипкая конструкция - чуть посильнее надавишь и быть Казанове носом в лед вместе с санками)
у них на вид дольно хлипкая конструкция
нууу, не знаю )) мне кажется, что раньше делали на совесть, да и ширина у санок, думаю, не такая уж и узкая, как видится на картинко. вот, к примеру, сидушки для гондолы того же 18 века. вроде бы мощненько... )) такую и не сдвинешь ))
Какое действо? Ты имеешь в виду пешие походы в Местре и обратно? А как еще можно было в такие дни добраться в Венецию и выбраться из нее, как не пешком?
Извини, не пояснила. Меня удивило, что изображения на картинках разных лет очень похожи: одно место, один ракурс, вереница людей... Подумала, что на обеих - холодный декабрь 1788 года, о котором пишет Гольдони. Не каждый же год у них лагуна замерзала.
островок на месте -
Спасибо за картинку, теперь всё понятно!
Вот на этой гравюре обрати внимание на господина в черном, багаж которого волокут следом...
Багаж волокут, а господин сам идёт. Из Местре пешком, без санок! ))
Заметила, у многих людей на плечах коромысла, в основном у женщин, воду они так несли что-ли?
вот, к примеру, сидушки для гондолы того же 18 века. вроде бы мощненько... )) такую и не сдвинешь ))
Да, эта сидушка выглядит более устойчивой, а саночки красивые, но опасные. )
Дом Тинторетто в Венеции: кто запутал Кончаловского
.
.
Наткнулся я давече чисто случайно вот на такую новость: Фонд Петра Кончаловского (Petr Konchalovsky Foundation) сообщил, что в апреле 2013 года в университете Ка Фоскари в Венеции откроется персональная выставка художника. Петр Петрович Кончаловский – замечательный русский, советский художник первой половины XX века. Его ещё называли "русским Сезанном". В последнее время на его работы случился настоящий бум. Его "Мальвы" в 2007 году на аукционе MacDouglass's ушли за 1 млн фунтов стерлингов. Мне стало интересно – как же он связан с Венецией? Оказывается, Кончаловский не раз принимал участие в венецианских Биеннале. В уже далёком 1924 году на XIV Биеннале в Русском павильоне, который выстроен в 1914 году по проекту Алексея Щусева, ему был выделен отдельный зал. Кстати, выставлялись тогда и "Мальвы". Будучи в то лето в Венеции, Кончаловский, конечно же, писал и венецианские этюды. Их известно восемь. Среди них – "Дом Тинторетто". Эта картина вернулась в Венецию в 1928-м, когда проходила XVI Биеннале. С 1945 года картина экспонируется в киевском Национальном музее русского искусства.
Петр Кончаловский. Дом Тинторетто. 1924. Национальный музей русского искусства, Киев.
Шикарное полотно! Широкие мазки, сочные и насыщенные тона, тяжёлая и плотная фактура великолепно передают мощь и красоту древнего готического палаццо, глядящего в тёмные воды венецианского канала. Однако это вовсе не дом, в котором жил Якопо Робусти, более известный как Тинторетто...
Дом Тинторетто стоит на набережной Мори, 3399 у одноимённого кампо. В нише около его двери стоит каменный истукан одного из братьев Мастелли, коими славится эта маленькая старая площадь. У двери - звонок в Ка'Тинторетто, а над нею – мемориальная доска, повествующая, что именно здесь жил знаменитый живописец. Тут - в 1594 году, и умер.
Доска висит тут с 1842 года, в 1881-м её лишь подновили. То есть получается, что всякий, кто да имеет глаза, никак не перепутает дом Тинторетто с каким-либо другим в округе. И это так по крайней мере почти с середины XIX века. А Кончаловский писал этюд летом 1924 года. Невозможно поверить, что Кончаловский не заглянул в церковь Мадонна дель Орто, что набита Тинторетто под завязку. Невозможно поверить, что он не заглянул на живописное кампо дей Мори с фигурами арабских купцов. Невозможно поверить, что он не обошёл их всех, а значит никак не мог пропустить мемориальную доску, висящую над дверью рядом с одним из истуканов Мастелли.
Может быть, досадная небрежность прокралась в путеводители, которые читал всякий уважающий себя путешественник начала XX века, плотно дружившего с книгой? Наиболее популярны в те времена были немецкий Бедекер и английский Мюррей. Я заглянул в оба. Бедекер вообще игнорирует дом художника, а в Мюррее чётко сказано, что дом Тинторетто находится у кампо дей Мори. Тем более непонятна ошибка Петра Кончаловского.
Петр Кончаловский очень ценил Тинторетто. Будучи в Венеции, художник сделал немало зарисовок с его картин. Вероятно, любовь к Тинторетто передалась Кончаловскому от тестя - великого русского художника Василия Сурикова, на дочери которого он был женат. Суриков неоднократно бывал в Венеции и тоже писал венецианские зарисовки. Известна его замечательная акварель "Венеция"...
Василий Суриков. Венеция. Акварель. 1900.
Которая, однако, вовсе не Венеция, а... Флоренция - и я уже однажды подробно разбирал сей казус. Возможно, путанница с домом Тинторетто у Кончаловского пошла от тестя, с которым у них бывали насыщенные разговоры о Тинторетто? Кончаловский вместе с Суриковым ездили в Германию, Францию, Испанию. "Ежедневно Суриков с повязанным глазом отправлялся вместе с зятем в Берлинскую картинную галерею, и они наслаждались живописью Тинторетто, Тициана, Веласкеса, Веронезе, Рембрандта... В Испании, в Прадо, оба они часами могли стоять возле полотен Тинторетто, слушая, как выражался Суриков, «свист малиновых мантий». " - вспоминает Наталья Кончаловская в "Даре бесценном". Но в Италии вместе с Суриковым Кончаловскому побывать не довелось. В 1916 году Василий Суриков умер, в Италии Кончаловский бывал, однако в Венецию он впервые попал именно в 1924 году, когда и был написан "Дом Тинторетто".
Так что же за палаццо изобразил Кончаловский? Это палаццо Мастелли. Оно расположено неподалёку от дома Тинторетто, но на другом канале, в двух шагах от церкви Мадонна дель Орто, где Тинторетто похоронен, и прекрасно видно с набережной Гаспаро Контарини.
Его ещё часто называют палаццо Кэмелло. Но тут как раз никаких возражений нет. На фасаде палаццо верблюд в наличии.
C этим верблюдом связана красивая легенда. Некий богатый восточный купец, живший в Морее – так в те времена назывался Пелопоннес, любил одну девушку, но та ответила отказом. Тогда, чтобы забыть своё горе, купец решил уехать с родины в далёкую Венецию, а девушке на прощанье сказал так – если захочешь присоединиться ко мне, то просто спроси в Венеции дом с верблюдом. В Венецию купец отправился не один, а с братьями. Было это в 1112 году. Так что палаццо Мастелли очень древнее.
Прибыв в Венецию братья Мастелли безмерно обогатились на торговле пряностями с Востоком. В Венеции их прозвали Мастелли. Мastellш - пер. с итал. ванная, чаша. Венецианцы верили, что у братьев целые ванные золота. Им принадлежали многие здания округи. Но постепенно род захирел. Антонио Мастелли – последний потомок рода, умер в 1620 году. А спустя много-много лет Мастелли вдруг вернулись в родной дом. В 1787 году, как гласит местное поверье, в доме внезапно забили колокола, на тёмных лестницах зашуршали чьи-то шаги, а окна и двери стали открываться и закрываться сами по себе. Обитатели дома были в полном ужасе, женщины так просто падали в обморок. И длилось всё это долгий вечер и всю ночь. Наутро измученные страхом и бессонницей жители срочно призвали капелана Скуолы ди Сан Фантин и тот изгнал духов. Все были в полной уверенность, что веселье устроили души прежних владельцев...
Роберт Русс. Вид палаццо Кэмелло в Венеции. 1882. Частная коллекция.
Ив Потье. Палаццо Кэмелло. 2011.
Русс и Потье написали именно палаццо Верблюда. А вот дом Тинторетто безошибочно изобразил, пожалуй, лишь молодой перуанский художник Федерико дель Кампо, путешествовавший по Италии в 60-х годах XIX века.
Федерико дель Кампо. Дом Тинторетто. 1874. Частная коллекция.
Но почему ошибся Кончаловский? Почему он решил, что палаццо Мастелли является домом Тинторетто? Есть у меня одна рабочая гипотеза.
Я не знаю, говорил ли Петр Кончаловский на итальянском, но, как и всякий высокообразованный человек той эпохи, "он по-французски в совершенстве мог изъясняться и писал". На выставке "Пётр Кончаловский. К эволюции русского авангарда", которая проходила в Москве и Санкт-Петербурге в 2010 году, демонстрировался сделанный Кончаловским рукописный перевод книги Амбруаза Воллара «Поль Сезанн». Надпись же на мемориальной доске гласит: "Путешественник, не проходи мимо старого дома Якопо Робусти, прозванного Тинторетто..." - и это надпись на латыни. Так что Кончаловский, окажись он подле дома Тинторетто, легко перевёл бы текст мемориальной доски - латынь до Октябрьской революции 1917 года преподавалась в школах. Значит...
Значит, Петр Кончаловский не был у дома Тинторетто. Кончаловский присел с мольбертом на набережной Контарини, написал палацоо Мастелли - в полной уверенности, что это и есть дом великого венецианского живописца. Он так думал, он так верил. Мне кажется, Кончаловский вычитал это в какой-то книге. Это ведь была не теле-, а книжная эпоха. Люди читали. Читали вдумчиво, неспешно, с карандашом, с наслаждением... Но в какой? Он должен был прочитать это не в каком-то бедекере, пусть и чрезвычайно популярном, а в настоящей Книге. Причём, в такой, автор которой пользовался бы у него безусловным, непререкаемым авторитетом.
Есть, есть у нас такой автор! )) Его авторитет высок и поныне. Это Павел Муратов и его знаменитые "Образы Венеции". Кончаловский и Муратов были прекрасно знакомы, особенно дружен Кончаловский был с его братом - Владимиром.
Кончаловский в гостях у Муратовых на Остоженке. Слева направо: Петр Петрович Кончаловский, Евгения Павловна и Владимир Павлович Муратовы. Фото: Журнал "Наше наследие"
В 1922-м жена Кончаловского придёт к художнику Амшею Нюренбергу, по его воспоминаниям, со словами: "Меня послал к вам Муратов. Он уезжает в Италию. Чемоданы упакованы. Он просил вас написать статью о моем муже Петре Петровиче Кончаловском… Статья пойдет в журнал «Свирель Пана» и должна быть готова через два дня..." Сам же Павел Муратов - автор первой монографии о Кончаловском. Весёленькое такое издание 1923 года в цветочек на переплёте... ))
Свое путешествие по Италии Муратов совершил в 1908-м, а уже в 1911 вышел первый том его легендарных "Образов Италии" - сначала в Берлине, а в 1912-м - и в Москве тоже. В читающей Россиик книга уже тогда произвела самый настоящий фурор, стала обязательной к прочтению для всякого путешественника, отправляющегося в Италию. Отсылы к "Образам" имеются у многих деятелей искусства и культуры тех лет. К примеру, в Дневнике Блока за 23 января 1912 года читаем: «Вчера на ночь - увлекательное чтение книги Муратова..." Или вот Паустовский в "Повести о жизни" вспоминал эпизод 1915 года, когда он - раненый, лежал в госпитале: "Потом мне попалась книга Муратова "Образы Италии", и я погрузился в горьковатый воздух музеев и итальянских соборов. Я мысленно видел высокие холмы Перуджии, тонущие в голубоватом тумане и мягко озаренные солнцем..."
Что ж, самое время открыть сами "Образы"...
"Нет более благородной цели в прогулках по Венеции, чем поиски Тинторетто..." Ого, как многообещающе! У Муратова про Тинторетто целая глава. И вот наконец самый-самый цимус:
Маленький красильщик и сын красильщика, он родился в отдаленном квартале близ пустынного ныне бассейна Мизерикордия. Там до сих пор показывают место, где стоял его дом, напротив церкви Мадонна дель Орто. В этой церкви он погребен. Узкий канал ведет туда мимо старого здания, служившего когда-то складом товаров для восточных купцов; на его стене еще сохранился барельеф, изображающий человека в чалме, который ведет верблюда. В этом отдаленном и тихом квартале, откуда видна лагуна и за ней вдали снежные горы, Тинторетто провел всю жизнь.
Ключевое слово - показывают! Муратову дом Тинторетто показали! Кто? Гид-провожатый (Гёте, к примеру, частенько ходил по Венеции с провожатым)? Гондольер?
Венеция узнается лучше всего во время скитаний по городу, в поисках ещё нового Тинторетто, ещё невиданного Карпаччо. Только в первые дни трудно разобраться в лабиринте венецианских переулков и мелких каналов, потом привыкаешь к нему и начинаешь даже любить его неожиданную логику. Так, передвигаясь наподобие шахматного коня и не без уклонений от прямой линии, можно пройти в отдалённый квартал Мадонна дель Орто. Там есть одно удивительное место - открытый и пустынный бассейн около прежнего аббатства Мизерикодия... / В часы проведённые у старых картин, украшающих венецианские церкви, или в скользящей гондоле, или в блужданиях по немым переулкам...
Муратов по Венеции и "блуждал", и "скользил" в гондоле, благо в те времена гондолы стоили копейки. Ещё Чехов восхищался дешевизной венецианской жизни. В район церкви Мадонна дель Орто Муратов пришёл. Причем, от басейна делла Мизерикордия. Значит, по набережной Гаспаро Контарини. Он шёл в церковь Мадонна дель Орто "в поисках ещё нового Тинторетто". И там, у церкви, ему показали дом Тинторетто. Как? Это вполне легко реконструировать. Муратов спросил - ему махнули рукой "напротив" церкви, в сторону кампо дей Мори.
Муратов путешествовал по Италии год. Год! Когда я путешествовал по Италии однажды целый месяц - от Милана до Салерно, в голове у меня была полная каша. И потом, чтобы что-то восстановить на вопрос "а где же это?", мне приходилось обкладываться подробными современными картами и кучей путеводителей. Уверен, у Муратова тоже была полная топографическая каша касательно нетоповых местечек. Это пьяццу Сан-Марко и Риальто не перепутаешь, а отойди от них на 20-30 метров - уже дебри. Какое уж там кампо дей Мори на задворках Венеции! "Образы" писались уже после итальянского путешествия. Первые главы Муратов, как он вспоминал в 1927 году, начали писаться по пути домой - в Белкино, что по Брянской дороге, в имении его сотоварища по "Русским ведомостям" Обнинского. То есть по памяти. Наверное, какие-то малозначительные детали уже начали постепенно стираться из памяти.
Однако Муратов отлично запомнил палаццо с верблюдом и, рассказывая в "Образах" про столь любопытного ему Тинторетто, вспомнил про его дом (это показалось ему важным, нужным, необходимым) - но не вспомнил про истуканов братьев Мастелли. То есть про подворье восточных купцов Муратов знал и его вспомнил, а про истуканов кампо дей Мори, получается, нет. Конечно, истуканы - не Канова, не столь высокохудожественная скульптура, чтобы привлечь особое внимание Муратова, но верблюда с мужиком в чалме он всё же запомнил.
Так был ли Муратов на кампо дей Мори, у самого дома Тинторетто? Не уверен. Скорее всего, нет. Искусствовед должен помнить детали личного бытия художника. А у дома Тинторетто слишком много запоминающихся меток – истукан в чалме у дверей, памятная доска над дверью... А у Муратова – неопределённое "напротив церкви Мадонна дель Орто"...
А для Кончаловского Муратов в смысле венецеведа был авторитетом. Он прочитал разбираемый нами отрывок и вполне мог понять, что палаццо Мастелли и есть дом Тинторетто. Это мы сейчас разбираем цитату по буквам и видим мух отдельно, котлеты отдельно. И видим, что Муратов выразился нечётко, двусмысленно. Его "напротив", кстати, вовсе может и не означать напротив в буквально смысле - на другой стороне канала лицом к церкви. Это вполне может означать - там, в той стороне, за каналом, что напротив церкви. И тем не менее это можно воспринять и буквально.
Даже современные пилигримы, вроде бы имея под рукой детальные путеводители с отменными фотографиями и подробнейшие карты, читая Муратова, путаются:
Потом пошли к находившемуся тут же в Канареджо и воспетому Муратовым местечку рядом с церковью Мадонна дель Орто, где похоронен и напротив которой жил Тинторетто. Я в этот раз не зашла внутрь, устав от постоянного мздоимства... А это тот самый барельеф с человеком и верблюдом, на бывшем складе для восточных купцов. Здесь нет таких роскошных палаццо, как в центре Венеции, но этот уголок не менее прекрасен, и туристы здесь редки, так что можно гулять днём. Потом мы дошли до аббатства Мизерикордия в поисках пустынного бассейна, где "неподвижность ... мелких вод, безлюдье, огромные заброшенные здания на берегу, - все ... внушает чувство покоя, какого не бывает в жизни. Все напоминает давний, забытый сон". Я не уверена, что подразумевал под бассейном Муратов, но место здесь, действительно, тихое и красивое.
Муратовские "Образы" - гениальная эссеистика и блестящие путевые заметки, но будет ошибкой использовать их как практический путеводитель. Наверное, в этом и была ошибка Кончаловского - возможно, он прочёл своего друга буквально.
А вот кто ввёл в заблуждение Павла Муратова?
Известно, что Муратов очень тщательно подошёл к своему путешествию в Италию. "Образы" посвящены его другу писателю Борису Зайцеву, страстному италофилу. В своих "Странных путешествиях" Зайцев писал: "Помню весну 1906 года, московский журнальчик "Зори" - Муратов присылал нам из Парижа статьи о новейших художниках. В то время Италии ещё не знал и к тому азарту, с каким мы с женой восхищались Италией на всех перекрестках Москвы, относился довольно равнодушно. Его занимали Матиссы, Гогены. Однако же вскоре и он попал в Италию и так же, как мы, навсегда попался. Это была роковая встреча: <она> внесла его имя в нашу культуру и литературу - в высокой и благородной форме". По его воспоминаниям, они часы напролёт проводили над картами и книгами, тщательно выстраивая маршрут будущего муратовского путешествия. Часть путешествия они даже проделали вместе - пересекались во Флоренции и Риме, но в Венеции вместе не были. Зайцев был уже признанным знатоком Италии. Его очерки, явившиеся результатом многократных путешествий, печатались в журнале "Московский альманах", а впоследствии вошли в книгу "Италия", изданную в Берлине в 1923 г. Путевой дневник Сергея Кара-Мурзы за 1913 г. свидетельствует: "настольными книжками в их итальянском турне по стандартному для «русских пилигримов» маршруту «Венеция – Падуя – Флоренция – Рим – Неаполь» были сочинения Зайцева и Муратова – близких знакомцев по московским литературно-художественным салонам…" Однако в зайцевском очерке "Венеция" я не нашёл ни слова о доме Тинторетто...
Что мог читать Муратов перед поездкой? В предисловии к "Очеркам" он сам привёл обширнейший список русской венецианы. Многое у меня есть. Полез в книжный шкаф. Тэн... Полный игнор Ка'Тинторетто. Перцов... Ничего. Рёскин... Лишь общие упоминания о художнике. Но ведь Муратов - будучи искусствоведом, свободно знавший многие европейские языки, конечно же, читал не только путевые очерки, но и монографии о художниках, в частности и о Тинторетто. Возможно, оттуда он почерпнул ошибочную топографию родного дома художника? В пользу этого предположения говорят два импортных рисунка. Взгляните на них потщательнее...
Дэвид Янг Кэмерон. Дом Тинторетто. 1894. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Ричардс Фред. Дом Тинторетто. Венеция: этюдник. Лондон, Издательство A.&C. Black, 1914.
Узнаёте? Рисунки атрибутируются как Дом Тинторетто (у Ричардса Фреда он даже так и подписан!), а ведь изображают всё то же палаццо Мастелли! Вернее, весьма характерную угловую лоджию второго этажа палаццо. В это говорит только об одном: ошибка тянется откуда-то с Запада. Откуда? Интересную подсказку дал Миктрик, наведя меня на монографию S.L. Bensusan'a "Тинторетто", вышедшую в Лондоне в 1908 году. В этой книжке есть такая прелюбопытнейшая фраза:
Tintoretto took a house in the west end of Venice on the Fondamenta dei Mori overlooking Murano, and there he worked hard and lived simply. / Тинторетто имел дом в западной части Венеции на набережной дей Мори с видом на Мурано, здесь он работал и просто жил...
Впрочем, автор, утверждая это, в свою очередь отсылает читателя к другой книге - "Жизнь Тинторетто и его детей - Доменико и Мариэтты" Карло Ридольфи (Carlo Ridolfi), которая издана аж в... 1642 году!
Дом Тинторетто действительно стоит в северо-западной части Венеции на набережной дей Мори, но его фасад никак не может смотреть на Мурано - остров у дома скорее "на затылке" ))) Это палаццо Мастелли развёрнуто к острову стеклодувов. В этом легко убедиться, глянув на гугл-карты...
Чтобы распутать загадку Кончаловского-Муратова, нужно гигантское терпение. И куча времени. Увы, у меня нет ни первого, ни второго. Совершенно очевидно: дом Тинторетто и палаццо Мастелли в XIX - начале XX века постоянно путали и художники, и писатели, и искусствоведы. А вот откуда растут ноги этой путаницы - по-прежнему тайна, покрытая мраком...
| Fin.
P.S. Выражаю большую признательность Миктрику и КосМари за немалую помощь в ведении этого мини-расследования.
Дима, браво! Тебя всегда читать одно сплошное удовольствие, а тут цельна интрига - кто кого запутал и что из этого вышло))
да уж, настоящее наслаждение читать подобное исследование! отдельное спасибо за подборку старинных картин с венецианскими видами.
Дэвид Янг Кэмерон. Дом Тинторетто. 1894. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Ричардс Фред. Дом Тинторетто. Венеция: этюдник. Лондон, Издательство A.&C. Black, 1914.
Думаю, Фред всё срисовал у Кэмерона, и лоджию и название. Уж больно композиция схожая!
Чтобы распутать загадку Кончаловского-Муратова, нужно гигантское терпение. И куча времени. Увы, у меня нет ни первого, ни второго. Совершенно очевидно: дом Тинторетто и палаццо Мастелли в XIX - начале XX века постоянно путали и художники, и писатели, и искусствоведы. А вот откуда растут ноги этой путаницы - по-прежнему тайна, покрытая мраком...
Дим, главное, что вопрос был задан (тобою)! А есть вопрос - рано или поздно и ответ найдётся! )
Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Старая Венеция