В.И. Суриков. Венеция. 1900.
Хаотичное нагромождение бело-охристых домиков обрывается прямо в темно-синие венецианские воды... Очень живописно и колоритно. Дома лепятся не на каком-то маленьком канальчике, водное пространство слишком обширно. Скорее всего, это где-то либо на Гранд-Канале, либо на берегах внешней Венеции... Мысленно, усевшись на вапоретто, я промчался по Каналaццо и вокруг Венеции и... Стоп! Нет такого места в Венеции! И какие-то странные, совсем не венецианские окна и балконы...
Гллянул на акварель более внимательно. Это вообще Суриков? Да, автограф автора и год создания – 1900, на месте. Но авторского названия нет. Однако во всех интернет-источниках акварель фигурирует именно как "Венеция". Может, какая-то авторская помета имеется на обороте картона? Сие неизвестно. Это могут сказать лишь владельцы акварели – она находится в частном собрании.
Но если это не Венеция, тогда что?
В Италии Суриковы были в Милане, Венеции, Флоренции, Риме и Неаполе. Традиционный гранд-тур. Ничего подобного в Милане, Риме и Неаполе не припомнилось. А вот во Флоренции сразу вспомнился берег Арно около понте Веккьо. Очень похоже. И я полез смотреть свои флорентийские фоты...
Если выглянуть из окна галереи Уффици, можно увидеть сверху великолепный понте Веккьо и весь противоположный берег Арно – тот самый, где дома, подобно венецианским, уходят прямо в мутную воду. Берег, на котором находится сама Уффици, отпадает сразу – там есть набережная. Ну что ж, на первый взгляд – перспективно. Характерные каменные пилоны-подпорки налицо.
Пожалуй, участок берега от понте Веккьо к понте Санта Тринита – наиболее "суриковский".
Особое внимание привлекает дальняя группа домиков, что почти у моста Триниты... Пилоны, полукружья больших окон. Правда, нет суриковских балкончиков и хаоса крыш. Похоже, но не шибко. Хотя, если вспомнить, сколько в Арно воды утекло с момента наездов сюда Сурикова, то берег мог претерпеть существенные изменения. Нет, – подумал я, надо искать старые фоты...
И они нашлись. Не у меня, конечно, а в интернете. И всё сразу встало на свои места. Да, в послевоенное время берег Арно сильно изменился... Вызвавшие подозрения домики, кстати, прекрасно сохранились и до наших дней, а вот всё, что по-соседству...
Эдакая полуразруха и почти полное запустение в самом центре Флоренции так и прёт в глаза с этих выцветших фотографий вековой давности. Вот они, суриковские домики! Нашлись! Только сегодня вместо этих живописных ветхих фавел – уродливая многоэтажка, единственный плюс которой – наверняка с её балконов открываются потрясающие виды на ночной понте Веккьо.
Отредактировано Ариал (2012-05-27 04:57:19)