Вступление.
Решение поехать в Италию было принято под жёстким давлением а/к "Alitalia", предложившей беспосадочно доставить нас из Москвы в Рим и обратно всего за 9 000 руб/чел с вылетом в Рим рано утром и обратно в Москву поздно вечером.
4 года назад я случайно попал в Рим на недельку и сохранил очень приятные и вкусные воспоминания о поездке, а также некие познания в местном наречии после прочтения половины книги "Итальянский за сто часов", которые должны были помочь в общении с аборигенами, жена же в Италии ещё не была. В общем, повода не поехать не было. Июнь представлялся хорошим временем, жара уже должна была установиться, море прогреться, а туристов должно было быть не так много. Билеты были куплены ещё в апреле, первоначальный маршрут проложен за месяц, спасибо всем, кто помог потом скорректировать. Общая идея была такой: насладиться неоспоримыми красотами природы и архитектуры Юга Италии, попутно купаясь в условно трёх морях, загорая, выпивая местные вина и поедая характерную пищу, избегать больших городов – в первые 10 дней, после чего осесть ненадолго в Риме, посетить сады Ватикана, ну и не торопясь погулять по городу. Для перемещения по югу компания Europcar пообещала предоставить кабриолет MiniCooper за жалкие 700 евро на 10 дней прямо в аэропорту Fiumicino. В подмогу была украдена и установлена на ноутбук навигационная программа "MS Autoroute 2007", а также честно куплен GPS приёмник и присобачен с помощью Bluetooth-девайса. Автонавигатора в семье никогда не было, ноутбук же на всякое другое ещё годен, так что штурману пришлось возить комп на коленках. Также были призваны помочь пара путеводителей, русско-итальянский словарик и ворох распечаток. Забронированы отели "Open Gate" в Praiano, "Trulli Holiday" в Alberobello, "Villaggio Sant'Andrea" в Vieste и "Rezidenza Vaticana" в Риме на последние 4 ночи. Все отели не дороже 70 евро за ночь, кроме Trulli Holiday, он аж в 85 обошёлся, не олигархи мы, что уж поделать
Итак, 9-го июня стартовали из Москвы в 6 утра, разница во времени была за нас, и уже в 9-30 сидели в арендованном авто.
День первый: Solfatara – Ercolano – Vesuvio - Praiano.
Был практически уверен, что все кабриолеты разойдутся и без нас, и мы получим другую тачку, слегка подороже. Europcar не подвёл, мы бы не отказались, например, от такого антиквариата (в смысле машины, а не мужика ), это Fiat 500 70-х годов, с переключением передач под рулём
но прокатчик выдал нам отличную машину, почти такую же надёжную как предыдущая, но поновее, Alfa Romeo GT, 2008 года с пробегом 7 000 км
вот так мы сэкономили, а значит, заработали 1500 евро, на которые отдали бы больше, если бы заказали её сразу. Надо сказать, что при всей популярности Alfa Romeo в Италии, такой модели мы не встретили ни разу за 2 недели. После съезда с римского автокольца взяли на Napoli, изрядно потупив перед воротами со шлагбаумом. В общем, до конца мы к ним так и не привыкли за всю поездку, куда-то нужно пихать деньги, где просто билетик взять, где тётка сидит и бухтит чего-то, много разновидностей, короче. Паниковать после первого дня перестали, но лёгкое замешательство всё равно присутствовало. В западной Европе никто из нас машину не водил до этого, поэтому осознание того, что вот это так и будет всегда, 2-4 полосы в одну сторону, и встречка огорожена так, что нет никаких шансов с кем-нибудь встретиться, пришло не сразу. Вслед за этим пришло понимание того, что мы не в курсе максимально допустимой скорости, что не меньше 130 поняли довольно быстро, также применили традиционный российский способ передвижения "за спонсором", в результате чего поняли где и как народ притормаживает, а где несётся, попутно обнаружив, что у нашего пепелаца шесть передних скоростей, видимо, это характерно для спорткаров. Устремились к первому пункту вулкану Solfatara. (Прим.1 Спасибо за наводку тов. irirmi из ЖЖ http://irimi.livejournal.com/493811.html. Прим.2 на навигационной карте вулкан как таковой отсутствовал, правильный ориентир - одноимённый отель).
На радостях свернули с автострады немного раньше, чем это было нужно, и дали лёгкого крюка, километров в 50. Ещё немного поплутав между Pozzuoli и Napoli и опросив местное население на предмет нахождения Solfatara, подъехали на место. Любезный юноша-билетёр показал, где запарковаться, выдал карту местности и билеты в Провал, ой, ну вы поняли куда. В воздухе витал отчётливый запах сероводорода, это если по-научному, а по-нашему, ацки воняло тухлыми яйцами. Это не останавливает любителей грязевых ванн и/или недорогого проживания, которые активно заселяют кемпинг в близлежащей роще.
Однако, к запаху более-менее привыкаешь, место прикольное, разумеется, только для тех, кто не был в местах геологической активности раньше, но это как раз про нас. Пар температурой 160 по Цельсию валит из-под земли, под давлением в 15 атмосфер:
казалось бы лёгкий дымок
подойдём поближе
и ещё ближе
Грязь знатно пузырится
каменюки очень горячие, даже в обуви чувствуется. Людей почти нет, и довольно компактно - часа хватит за глаза, можно было ещё подняться немного на холм, и сверху на всё повтыкать, мы не стали, вот тропка виднеется
Сели в машину, и уже было поехали в Ercolano, однако кривые руки штурмана не смогли нормально закрыть ноутбук, и он разрядился. Пришлось идти на поклон в турконтору, в которой вежливого юношу сменил молчаливый старик, выслушав от меня мантру следующего содержания "Соно туристо, андато вулкано, система навигационе, энерджи финито", сопровождавшуюся дичайшей мимикой, он умилился и позволил подзарядиться.
Раскопки в Ercolano не впечатлили особо, распечатки по местности не были заготовлены, на месте взяли описание на английском, но после бессонной ночи и довольно нетривиальной первой половины дня, голова работала неважно и отказывалась понимать, где что расположено и что про это написано. Без хорошего русского описания, Ercolano предстаёт просто живописными развалинами,
в которых главный интерес представляет поиск деталей:
местный житель
римские туалеты, как всегда прекрасны
скульптурное излишество
старая посуда на современных полках
интересно, оставят ли современные дома такие же следы, если Везувий опять возьмётся за своё?
В итоге, пробыли там всего час, если вдумчиво осматривать всё что есть, думаю 2-3 часа нужно закладывать.
Впереди нас ждал Везувий, расстояние около 15-20 км. Задержись мы ещё на полчасика, возникли бы проблемы. Касса и калитка, ведущая к кратеру, закрывается в 17-00, о чём мы, конечно, не знали, поэтому ехали не торопясь по маршруту, которым за 10 дней до нас финишировал последний горный этап Giro d’Italia 2009. Это был последний шанс Данило ди Луки догнать Меньшова, итальянец рвал и метал как раз на этом куске, с абсолютно чумовым градиентом куда на машине не каждый заедет, как они это делают на великах вообще не понятно, но Денис удержался. Асфальт во многих местах был размалёван именами любимцев, на заборах кое-где ещё висели приветственные транспаранты, я с опаской ожидал, что из кустов выбежит чувак в шапке с рогами http://www.youtube.com/watch?v=upcSDTBDuuY и погонится за нами, но он по ходу уже уехал в свои штаты. Это был наш первый участок, где мы совсем не сбились с дороги, прибыли на место за 15 минут до закрытия и поскакали наверх.
Такая дорожка ведёт к кратеру, внизу белеет парковка
Надо сказать, что большинство туристов довольно вдумчиво относятся к подъёму на Везувий, одевают треккинговую обувь, берут в аренду у специального человека деревянные палочки. Мы пошли в шлёпках и кедах, кеды ещё ничего, но шлёпки осложнят вашу жизнь, не смертельно, но не очень удобно. Рекомендую закрытую обувь, иначе умаетесь камни доставать.
Кому совсем влом карабкаться, могут запросто подъехать до самого верха на машине
Сам кратер лучше конечно с вертолёта снимать, так впечатление сложно передать, дырка – будь здоров, в камеру целиком не помещается
Можно посмотреть на Неаполь сверху
А вот это народное творчество, по бокам от автодороги, на склонах холма расположилось. Довольно впечатляюще
Везувий очень понравился, будем проезжать мимо – заедем ещё разок.
Далее путь лежал в Praiano на первую 4-х дневную стоянку. Проигнорировав путь через горные деревни, доехали по трассе Napoli – Salerno до Vietri sul Mare, свернули на серпантин автострады SS 163, за час с небольшим доехали до места, было уже 8-30 вечера. Довольно интересные ощущения при переходе только что ты ехал 180 км/ч и казалось, что не так уж и быстро, а тут при сорока кажется, что уже пипец, сейчас что-то будет:). Дико вымотались и хотели спать, но проголодались больше, поэтому отужинали в ресторанчике при отеле, с позором не допив бутылку белого “very very local” вина из Ravello, оставили на потом, чуть не заснув прямо за столом.
Продолжение следует.
Campania – Basilicata - Puglia. Solfatara – Ercolano – Vesuvio - Praiano (фото!)
Campania–Basilicata-Puglia (ФОТО!)_Ч_2 - Прайано и Капри
Campania–Basilicata-Puglia. Часть_3. Matera-Craco