Укрощение велосипеда, часть 1 - Умбрия
Укрощение велосипеда, часть 2 - долина Луары
Укрощение велосипеда, часть 3 - долина Дордони
Укрощение велосипеда, часть 4 - Ломбардия и немного осенней Франции
Курганная Силла или Укрощение велосипеда, часть 5 - Южная Корея
Ниньбинь и окрестности, или Укрощение велосипеда, часть 6 - Вьетнам
Остров Пасхи или Укрощение велосипеда, часть 7
На велосипеде вокруг озера Инле часть 8 - Мьянма
Смелые, но непродолжительные велосипедные вылазки в отпуске, предпринятые нами в прошлом (долина Луары) и позапрошлом (Умбрия) годах, достойно были продолжены ударным недельным прокатом по долине Дордони. Не обошлось без массы новых впечатлений и без разбитых коленок.
Как я уже писала ранее, велосипедистов в Европе любят: автомобилисты их уважают, и не только не давят, но и считают равноправными участниками дорожного движения, пропуская вперед и терпеливо ожидая моего красочного проката, теснясь сзади. Апофеозом стал спуск с горки на подъезде к городку Сарлат, где я натурально устроила пробку из 7 машин, которые тихоооонько ехали за мной, и хоть бы один, собака, просигналил! Узнала я о том, что перекрыла городское движение, от умиравшего от смеха мужа, который лихо спустился с той же горки несколькими минутами ранее и с интересом наблюдал, как за мной едет вереница авто. (Мой коллега, услышав эту историю, незамедлительно сообщил, что в Европу при таком раскладе ни ногой).
Еще одним проявлением любви к велосипедному спорту я считаю наличие специальных велосипедных дорожек, по которым имеют право ездить только велосипедисты, люди на роликах, ну и иногда там попадаются девушки верхом, видимо, дочери владельцев шато (в долине Дордони видели таких пару раз). К примеру, от Бордо до Тулузы существует велосипедная дорожка длиной 300 км, а от одного из городков нашего базирования – Сарлата – до соседнего городка проложена дорожка длиной 17 км, кататься по которой – одно удовольствие: нежарко (по бокам кусты и деревья), временами попадаются интересные деревеньки, и машин не только не видно, но и не слышно.
Кстати, все велосипедисты во Франции друг с другом здороваются (особенно если встреча произошла на такой дорожке), причем неважно, бабушка это едет на вечернюю прогулку, или велосипедная сборная тренируется к очередному этапу «Жиро ди Италия».
Задумали большой велопробег и сомневаетесь, осилите ли? Вас выручит поезд, на котором можно доехать до нужного места прямо с велосипедом (перевозка – бесплатно), покататься, сколько захочется или хватит сил, и снова сесть на поезд, чтобы вернуться домой.
При посадке на поезд ищите вагоны с нарисованным на боку значком велосипеда, посадка именно с той стороны, где этот значок нарисован. Зайдете с другой стороны – придется тащить своего железного коня через весь вагон к специальному отсеку, где велосипед можно установить в специальный держатель, повесить за переднее колесо (такие «вешалки» есть только в новых вагонах), или просто припереть его к стенке. Удобнее ездить в новых вагонах (но в каком вагоне вы будете ехать, никто не угадает), т.к. в старых довольно высоко расположена «подножка» (примерно на уровне груди), и велосипед нужно поднять, чтобы поставить в вагон хотя бы переднее колесо. К тому же, у старых вагонов довольно узкая дверь. Справедливости ради замечу, что мой велосипед мне помогал затащить и вытащить сам машинист поезда, так что без помощи вас не оставят. У новых же вагонов все в порядке: вход широкий, можно хоть вдвоем пройти с велосипедами, а подножка не только низкая, но и широкая. Когда наши велосипеды славненько повисли на «вешалке», на них прибежали посмотреть англичане из соседнего вагона, и со словами «какая хорошая идея!» стали мацать велосипеды Из чего я сделала вывод, что велоспорт в Англии развит слабо
Из общих правил езды на велосипедах во Франции: двигаться можно по правой стороне дороги (будете ехать по левой – никто, конечно, не убьет, но по правой самим же и удобнее, - кроме англичан, конечно). Шлемы к ношению не обязательны, но все равно многие ездят в них, а во втором нашем пункте проката велосипедов (в Сарлате) шлемы прилагались к велосипедам, поэтому мы их таки опробовали (сперва немного мешает, затем привыкаешь, и если первые пару дней по прибытии в какой-то пункт назначения я парковала велосипед, затем снимала шлем, цепляла его на лямку рюкзака и одевала панамку, то потом перестала заниматься ерундой и ходила везде в шлеме, так оно даже и прикольнее – идет туристка, сразу видно, что правильная, на велосипеде приехала, а не на каком-то там авто). Дети на велосипедах должны передвигаться по городу в шлеме, в ярко-салатовом (или ярко-оранжевом, видели и так и сяк), с каким-то флажком на заднем колесе и в сопровождении взрослых спереди и сзади (это мои личные наблюдения, как оно там по правилам – я не знаю). При передвижении по городу велосипед удобен тем, что припарковать его можно практически везде (было бы куда пристегнуть, а на вторых наших велосипедах был просто блокиратор заднего колеса), и что ты можешь передвигаться и по пешеходным дорожкам, и по дороге. Кстати, по поводу одного автоспора насчет приоритетности выезжающего на круг во Франции: ни разу не видели, чтобы это подтвердилось на практике.
При поездке мы активно использовали как подробную карту региона (где особо помечены и велосипедные дорожки), так и навигатор. При использовании последнего есть одна тонкость: если вы задаете умной машинке поиск и прокладку маршрута и себя обозначаете как велосипедиста, то навигатор протащит вас самыми с его точки зрения живописными местами, где минимальное количество машин. В итоге, вместо того, чтобы проехать 5 км по шоссе, мы протащились в весьма крутую гору километров 7 (я в очередной раз дежурно злобно забубнила, что «все тетки как умные, отдыхают на море и по бутикам бегают, а я одна, как дурра, в гору велосипед тащу»), и в итоге все равно выехали на это самое шоссе, а вместо проезда по виноградникам около 1,5 км навигатор предложил нам прокатиться в объезд 43 км! Особенно забавно это выглядело, когда ты видел указатель с надписью «Замок – 6 км», а навигатор рисовал, что ехать еще километров 19…
В Дордони очень странно проложены железные дороги, и если вы не хотите упустить замки, живописные виды и романские церкви, то передвигаться тут нужно на авто или на велосипеде. В этой поездке мы арендовали велосипеды в двух городах, в которых жили (и откуда, соответственно, выезжали) – Бержераке и Сарлате.
В Бержераке чтобы получить велосипед в аренду, нужно созвониться с хозяином (см. фото), и подойти к этому вот агентству (31, bd Victor Hugo), куда вскорости приедет и он, заключив с вами договор (нужно ваше удостоверение личности, причем сойдут и права, если там латиницей написано имя, туда же вписываются данные вашей карточки, которой вы платите, и контактный телефон). Если в прошлом году у нас задепонировали некоторую сумму на карточке как залог за велосипед, то в этом никаких залогов не брали. Кажется, в договоре было еще что-то о штрафе в случае угона велосипеда. Велосипеды в этом агентстве обошлись нам в 15 евро в день за каждый, к велосипедами прилагается замок, насос, и какая-то коробочка (вероятно, для ремонта шин). На ночь велосипеды мы оставляли на парковке отеля.
Сайт конторы - http://www.apolo-cycles.com/
Хозяин оказался весельчаком, предложив «мадам» (то есть мне) вместо велосипеда большой мотоцикл, «чтобы месье всю дорогу ехал за мадам, высунув язык», пока выкатывал велосипеды из гаража, рассказал, что раньше держал это самое агентство, сдающее в аренду не только велосипеды и мотоциклы, но и автомобили, но пару лет назад автоарендный бизнес продал, причем довольно выгодно. Тут же сообщил, что мы его первые русские клиенты, и что за свою жизнь он видел всего 12 русских, включая нас. Когда обратно мы привезли один из велосипедов с помятой багажной корзиной (как так получилось – чуть позже), он не только не взял с нас денег за повреждения (строго говоря, велосипед может ездить без багажника, но ведь за царапину на машине берут штраф), но и сочувственно поохал, сказав нам, что при транспортировке велосипедов в поезде еще и не такое бывает (вероятно, он подумал, что велосипед таки упал с «вешалки», хотя мы честно сказали, что я упала вместе с великом).
Дружбу с велосипедом не омрачило даже то, что я таки навернулась. (Впервые года эдак с 93го, возможно, и того раньше. Вру, в 2007м навернулась, но несильно – у меня тогда из багажника выпала сумка, а я отделалась царапинами на ладошках). На этот же день, 1 мая, у нас был запланирован пробег в 70 км (преодолеть такое расстояние неподготовленным людям сложно, но несколько легче, если по пути останавливаться и смотреть церкви-деревни-замки, да и совсем уж неподготовленными мы себя, разумеется, не считали). Проехав километров с 30, мы осмотрели очередной городок, сделали некоторое число фоток, и стали спускаться с горки снова на дорогу. Не могу сказать, что спуск был очень крутым - градусов 14-15 (кажется, я даже видела знак с этой цифрой), но у меня с детства проблемы с поворотами, если я еду вниз и поворачиваю вбок. К тому же в какой-то момент времени задул ветер, и я почувствовала, что с меня слетает панамка (вот она, лень-матушка! еще в 2007м году пришила тесемку к красной панамке и не пришила к белой!). Помню только, как схватила ее левой рукой и почувствовала, как заваливаюсь на левый же бок и как ударяюсь лицом о дорожное покрытие.
Первой мыслью было: «зубы, вероятно, всмятку», поэтому, когда ко мне подбежал муж, первым, что я спросила, было: «зубы в порядке?» Зубы были в полном порядке, а вот все остальное не очень. Со слов мужа, он услышал за спиной сильный грохот, а когда обернулся, увидел меня «вперемешку с велосипедом» на земле, а подбежав, испугался, потому что от большого количества мелких порезов на лице у меня весь мордалитет был в крови. Посидев немного на земле (оказывается, после сильного падения кружится голова и дрожат руки и ноги), а потом доковыляв до лестницы, ведущей к очередной усадьбе, и снова сев, стали считать раны и потери.
К потерям отнесли разбившиеся солнечные очки, верой и правой служившие мне с 2006 года, а также изрядно помятую багажную корзинку спереди. К ранам – побитую левую сторону (коленку, локоть, плечо и ладони, принявшие на себя основной удар) и поцарапанное лицо (зажившее, к слову сказать, дней через несколько, правда, первые 2 дня мной можно было пугать непослушных французских детей). Могло быть хуже – наш коллега за несколько месяцев до этого упал с велосипеда и сломал себе ключицу. Проинвентаризировав дорожную аптечку, я пришла к выводу, что к лечению ран не готова: жаропонижающие, болеутоляющие и всякие таблетки от кашля и простуды в аптечке имелись, а вот для лечения ран ничего не нашлось. Страховка у нас, конечно, имелась, да и в аптеке при виде несчастной меня не стали бы требовать всякие там рецепты, но мы находились в сельской местности, где до ближайшей аптеки было еще ехать и ехать, поэтому лечиться пришлось тем, что было под рукой, а именно – подорожником, который я примотала к разбитой коленке шейным платком, а к разбитым ладошкам (смейтесь, ага) – повязками на глаза, которые нам выдавали в каком-то самолете и которые с незапамятных времен валялись у меня в косметичке. Повязки на руки, стати, пригодились еще и на несколько следующих дней, поскольку я, промывая свои раны, умылась и помыла руки, благополучно смыв весь солнцезащитный крем (который я, конечно же, с собой не взяла). Солнце в тот день было весьма ярким, и на следующий день я обнаружила, что мои руки похожи на ярко-красные сосиски, которые я берегла от солнца весь отпуск.
Вы думаете, это нас остановило? Ха-ха три раза – мы сели на велосипеды и сделали в этот день еще 43 километра. С перепугу наверное Правда, испуг перед спусками с горок остался – спускаюсь я теперь далеко не с ветерком, а на ручнике и весьма медленно (см. начало, где я пишу про устроенную мной пробку в Сарлате).
Отвлекусь на свои соображения о выборе одежды для велопрогулок, и продолжу про аренду велосипедов уже в Сарлате. Разумеется, практически в каждом более-менее приличном французском городке имеется магазин или хотя бы отдел, где продается специальное снаряжение для велосипедистов: начиная от собственно велосипедов – и до шлемов и всякой одежды, обуви и особенно специальных велосипедных штанов. Тем не менее, приобретать что-то мы пока не торопимся: мне кажется, что не очень правильно покупать снаряжение, которое мы будем использовать максимум неделю в году (хотя после написания этих строк у меня родилась мысль, что купальник я использую не чаще, но, тем не менее, недавно я, не задумываясь, купила новый). Весной я каталась на велосипеде в закатанных до колен джинсах (можно и в незакатанных, но мои задевают за велосипедные цепи и мешают), кроссовках (видела, что многие катаются чуть ли не в сандалиях, но мне в кроссовках удобнее) и в нескольких кофточках, которые я надеваю, чтобы в случае жары снимать по одной. Сделала для себя вывод, что кофточек (ну или маек-футболок, если дело происходит летом) должно быть две – при высокой скорости тебя обдувает довольно прохладным ветерком, и если до этого ты усиленно тащился в горку и активно потел, то тебя может сильно продуть. Ну и не забывайте солнцезащитные средства, конечно: на ветерке не чувствуешь, что руки и лицо сгорают, зато они напомнят о себе вечером. Идеально, конечно, если вы будете кататься в шлеме, но если к арендованному велосипеду его не выдали, то вряд ли правильно его немедленно купить и потом тащить за собой из отпуска.
Вторые велосипеды мы арендовали в Сарлате. Контор по прокату в городке мы обнаружили две (одну держит очень общительный и приятный англичанин Джоэль, переехавший в Дордонь несколько лет назад и которому тоже нужно звонить на мобильный, и он подъедет в нужное место на микроавтобусе и привезет с собой велосипеды, предварительно уточнив, какого вы веса). Вторая расположена в лабиринтах старинных улочек Сарлата, прямо в каком-то отеле, и узнали мы о ней случайно, найдя листовку с координатами на ресепшен в нашем отеле. Но поскольку мы уже договорились с Джоэлем, с ним и сотрудничали.
Сайт конторы Джоэля - http://www.multitravel.co.uk/gb-bikes.htm
Наши вторые велосипеды тоже обошлись нам в 15 евро в день за один, правда, в стоимость входило и пользование шлемами, и кроме стандартных насоса и набор по реанимации шин мы получили еще и карту региона. Эти велосипеды оказались получше первых – если первые на небольших подъемах ехать ленились, то на вторых мы этих небольших подъемов и не замечали. Возможно, дело было в шинах. Кроме того, Джоэль оказывает такую услугу, как довоз по району (в радиусе 20 км – бесплатно): скажем, если вы устали в конце дня, можете позвонить ему, и он приедет за вами. За велосипеды принимает только наличными. Пока подбрасывал нас до первой точки нашего велопробега (ему было по пути), спрашивал, отчего в Дордони так мало русских, и, как и хозяин велосипедов в Бержераке, сообщил, что мы его первые русские клиенты. К слову сказать, он несколько рассеян: в последний день мы договорились, что он заезжает в отель в 19 ч, и мы приготовим велосипеды к возврату. Когда в 19.30 стало ясно, что про договоренность он забыл, мы позвонили ему с ресепшен и он сказал, что заедет за велосипедами рано утром, а заодно и подбросит нас на жд вокзал. Что и выполнил Будете в тех краях – передавайте ему от нас (Дениса и Натальи) большой привет.
К велосипедам быстро привыкаешь: сначала видишь его и думаешь: «Ну-ка, дружок, как ты себя покажешь?» Уже через пару дней он становится твоей неотъемлемой частью, и, идя куда-то пешком (скажем, в крутую горку, куда тащить на себе еще и велосипед негуманно, мы их оставляли внизу, у деревни, или даже прямо в траве у шоссе), чувствуешь, что чего-то не хватает. «Не хватает» еще долго – даже сейчас, во время пешеходных прогулок по Москве, ловишь себя на мысли, что «а на велосипеде я бы проехала это расстояние гораздо быстрее». Отдавать велосипеды обратно и вовсе воспринимается мной как «ну вот, забрали, а я к нему уже привыкла».
Ну и в заключение – несколько видов, которые были сделаны с моей железной лошадки (в конце я наловчилась снимать, даже не слезая с велосипеда).