Вот что я сама насобирала (Источники информации
https://eto-fake.livejournal.com/1420888.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Биби-Эйбат_(%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5)
https://neftok.ru/strany/neft-azerbajdzhana.html
https://ss69100.livejournal.com/4885664.html
https://www.ourbaku.com/index.php/История_нефтяной_промышленности_Баку_и_Апшерона_в_датах
https://neftegaz.ru/analisis/history/32 … baydzhana/
http://sra4.ru/нефть-нобели-против-ротшильдов/ )
Первый этап нефтедобычи в Азербайджане был колодезным и существовал в далекой древности. Ещё до нашей эры нефть с Апшеронского полуострова вывозили в Иран, Ирак, Индию и другие страны. Колодезный способ -это просто рыли колодец и тянули нефть в ведрах, как воду. Дело в том, что нефть на Апшероне залегает очень высоко. На какой глубине не знаю, может Игорь подскажет. По свидетельству Марко Поло уже в XIII веке на Апшеронском п-ове действовали многочисленные нефтяные колодцы и добытая из них нефть использовалась для освещения и лечения больных. Немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер, врач по образованию и ученый, в качестве секретаря Шведского посольства, побывав в Азербайджане в 1683 году, посетил нефтяные месторождения Апшеронского п-ова в Балаханах, Раманах, Бинагадах и Сураханах. По сведениям Э. Кемпфера нефть из месторождений Апшеронского п-ова вывозили на вьючных животных, арбах и верблюдах в Баку и далее морем в страны Прикаспия - Иран, Среднюю Азию, Дагестан.
В 1837г. Бакинском селении Балаханы директором Бакинских промыслов, горным инженером Н.И. Воскобойниковым основан один из первых в стране нефтеперегонных заводов., конечной продукцией которого был керосин. На предприятии впервые в мировой практике был применен ряд технологических новшеств – перегонка нефти вместе с водяным паром и подогрев нефти с помощью природного газа.
Отмечу, что первый в США нефтеперегонный завод в городе Питтсбург был построен Самюэлем Кайером в 1855 году.
В конце 30-х годов Воскобойников начал разработку проекта добычи нефти с помощью скважин, первые из которых он предлагал заложить в долине Биби-Эйбат. Но реализовать этот план самостоятельно ему не удалось – в результате клеветнического доноса о казнокрадстве Николая Ивановича в 1838 году сняли с должности, годом позже был закрыт и нефтеперегонный завод.
Однако здесь в дело вмешался счастливый случай в лице коллежского асессора, члена совета Главного управления Кавказа, инспектора всех учебных заведений Закавказья Василия Николаевича Семенова. Познакомившись с Николаем Воскобойниковым, Семенов принял деятельное участие в реализации его проекта.
В 1846г. , в районе Биби-Эйбат под руководством Василия Семёнова и директора Бакинских нефтяных промыслов майора Корпуса горных инженеров Алексеева, более чем за десять лет до пробуривания известной скважины Эдвина Дрейка в Пенсильвании пробурена первая разведочная скважина на нефть глубиной 21 м. То есть глубина о совсем небольшая.
Но в этом экспериментальном бурении не хватало важной составляющей – геологического изучения предполагаемого месторождения. Нефть найдена была, вот только промышленного притока не последовало.
Эту вышку я вам и показала выше.
Только в 1846 году на Биби-Эйбате была пробурена вторая скважина глубиной 64 метра, в этот раз уже с использованием ударно-канатного механического метода, который к тому времени был уже неплохо освоен в США. В этот раз результат оказался положительным, и 14 июля 1848 года скважина дала нефть. Уже к 1871 году в окрестностях Баку функционировала 31 скважина.
Началось постепенное развитие промышленной нефтедобычи, хотя колодезная просуществовала до 1871 г.
Стремительный темп развития добычи бакинской нефти был вызван, в числе прочего, весьма важным техническим изобретением, которое сделал в 1853 году польский фармацевт и химик-технолог Ян Юзеф Игнаций Луксевич.Он «явил миру чудо» — разработал конструкцию керосиновой лампы. Конструкция оказалась настолько удачной и не дорогой, что уже в 1856 году началось ее промышленное, серийное производство.
Стремительный рост спроса на керосин был неизбежен, и одним из первых на него сумел среагировать все на том же Апшеронском полуострове русский купец первой гильдии, один из крупнейших в империи винных откупщиков Василий Александрович Кокорев.
В.А.Кокорев
К концу 1850-х годов винная откупная система стала себя изживать. Кокорев заранее предчувствовал эту перемену, и принял решение вложить нажитые капиталы в отрасль, где откупная система сохранялась – в бакинские нефтяные промыслы. Он объединил усилия с другим известным промышленников Петром Ионовичем Губониным.
П.И.Губонин
В 1857 г. В.А.Кокорев и П.И.Губонин заложили в Сураханах около Баку нефтеперегонный завод, работающий на природном газе (завод возведен в местах выхода природного газа). Продукция завода стала первым соперником американского керосина на российском рынке.
Кокорев действовал с купеческим размахом, поскольку капитала у него, как у поставщика вина армии во время Крымской компании, было достаточно, да и опыт общения с нужными чиновниками у него имелся. В 1859 году он вошел крупными паями в Волжско-Каспийское общество пароходства и торговли «Кавказ и Меркурий», справедливо полагая, что собственная водная транспортировка керосина в промышленные районы России приумножит прибыли запланированной нефтепереработки.
В 1861 году в Сураханах заработал керосиновый завод В.А. Кокорева, на пике своего развития перерабатывавший просто невероятный по тем временам объем нефти – до полутора тысяч тонн в год.
Разумеется, Кокорев поставлял на российский рынок не только керосин, но образовавшийся в результате переработки нефти мазут, а его участие в обществе «Кавказ и Меркурий» позволяло ему не только перевозить собственную продукцию, но и предоставлять транспортные услуги другим нефтепереработчикам.
Если совсем коротко, то Кокорев первым в Российской империи реализовал концепцию того, что сейчас принято называть «вертикально интегрированной компанией»: добывал нефть на собственных лицензионных участках, перерабатывал ее на собственном заводе, доставлял потребителям на собственном транспорте, да еще и организовал розничную торговлю в нескольких городах России.
На Всемирной промышленной выставке в Лондоне первый российский керосин – «фотонафтиль», полученный на нефтеперегонном заводе в Сураханах Закаспийского торгового товарищества Кокорева и Губонина, был удостоен серебряной медали. Наряду с фотонафтилем на выставке были представлены и другие нефтепродукты Сураханского нефтеперегонного завода – петролен, нефтагиль, нефтяная сажа, парафин.
Годовой объем нефтедобычи на Бакинских промыслах составил в 1862 году 4126 тонн.
Понимая, что собственных знаний для того, чтобы улучшить качество выпускаемого заводом керосина и повысить рентабельность его производства, ему не хватит, Василий Александрович Кокорев в 1863 году пригласил в Баку приват-доцента Санкт-Петербургского университета. Цель приезда была обозначена коротко и ясно: «Осмотреть все дело и решить, как можно сделать его выгодным, если нельзя, то закрыть завод». Звали этого приват-доцента Дмитрий Иванович Менделеев, которому на тот момент исполнилось всего 29 лет, а до открытия им периодической таблицы химических элементов оставалось еще шесть лет.
Д.И.Менделеев
Работая здесь в качестве консультанта, Менделеев выдвинул передовые идеи непрерывной перегонки нефти, нефтяных резервуаров, нефтеналивных судов, нефтетрубопроводов. Общим итогом первого визита выдающегося химика в Баку – «Сураханский завод стал давать доход, несмотря на то, что цены на керосин стали падать».
В 1863 году Менделеев сделал два предложения: связать нефтепромыслы с заводом трубопроводом, а готовую продукцию, которую к портам следует подавать опять же по трубопроводам, как и сырую нефть, перевозить не в бочках, а в специальных кораблях с резервуарами.
Нефтепровод, нефтепродуктопровод, танкер – без этих «придумок» представить современную нефтяную отрасль просто невозможно.
Кокорев последовал рекомендациям Менделеева не только по модернизации завода, но и заказал разработку проекта и строительство сразу двух речных танкеров, но совершил ошибку – корабли стали строить из дерева. Пожар нарушил планы купца, но прошло совсем немного времени, и в дело вступили новые промышленники.