Прежде чем я продолжу свой рассказ, хочу вспомнить , как распределилась по дням программ нашего пребывания в Баку.
8 мая мы прилетели и в этот день побывали в Нагорном парке.
9 мая у нас была утренняя прогулка по Ичери Шехер и затем экскурсия вокруг Баку на весь день.
10 мая мы снова полдня провели в Ичери Шехер, сами и с гидом, затем мы походила в районе дворца Тагиева, куда не попали, затем был музей ковра. была Малая Венеция.
12 мая мы прошли весь Приморский бульвар, ул Хагани, нам удалось увидеть кусочек дворца Тагиева и мечеть Гейдара, о чем я только недавно поведала.
Я пропустила 11 мая, и вот теперь пришло время рассказать об этом день . Он также был ярким, насыщенным. Напомню, как маршрут этого дня я описала в начале рассказа, когда давала всю "разблюдовку" по дням.
Итак, 11 мая. Длинный маршрут самостоятельной прогулки - улица Независимости, парк Низами -площадь Фонтанов - ул. Низами с отходом на боковые улицы- пл.28 мая - Площадь Г.Алиева -Зимний парк . Обед в ресторане "Ширваншах музей". Двух часов на этот уникальный ресторан не хватило. На метро приехали в центр Гейдара Алиева. были в нем до закрытия (до 18 час.), времени не хватило, был бы еще часик, было бы в самый раз, а так в конце уже почти бегом. Вечерняя прогулка на пл.Фонтанов, ужин в ресторане "Долма". Как видите, план этого дня был очень напряженным.
Улицу Независимости я уже показывала, поэтому начну с площади Низами.
Площадь Низами
Площадь Низами находится северней сквера Сабира, а сквер Сабира, напомню примыкает уже к стенам Ичери Шехер , и на этот сквер выходит одним из фасадов дворец Исмаилия.
Так вот, если от сквера Сабира перейти через улицу Независимости, то окажемся на площади Низами. Площадь Низами имеет неровный рельеф, ее западная часть выше восточной, поэтому площадь представляет собой сквер, сделанный террасами, вдоль которых расположены фонтаны.
Площадь или же сквер носит имя Низами Гянджеви и в центре ее находится памятник этому классику персидской поэзии.
Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, известный под псевдонимом Низами Гянджеви (даты жизни предположительно 1141-1209)— классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, крупнейший поэт-романтик в персидской эпической литературе, привнесший в персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль.
Используя темы из традиционного устного народного творчества и письменных исторических хроник, Низами своими поэмами объединил доисламский и исламский Иран. Героико-романтическая поэзия Низами на протяжении последующих веков продолжала оказывать воздействие на весь персоговорящий мир и вдохновляла пытавшихся подражать ему молодых поэтов, писателей и драматургов на протяжении многих последующих поколений не только в самой Персии, но и по всему региону, включая культуры таких современных стран, как Азербайджан, Армения, Афганистан, Грузия, Индия, Иран, Пакистан, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Узбекистан.
Герои его поэм — Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун, Искандер — до сих пор остаются общеизвестными как во всем исламском мире, так и в других странах.
О жизни Низами известно мало, единственным источником информации о нём являются его произведения, в которых также не содержится достаточного количества надежной информации о его личной жизни, в результате чего его имя окружено множеством легенд, которые ещё более украсили его последующие биографы. Известно, что родился он в городе Гянджа. Низами был по стандартам своего времени блестяще образован. Тогда предполагалось, что поэты должны быть хорошо сведущи во многих дисциплинах. Однако, и при таких требованиях к поэтам Низами выделялся своей ученостью: его поэмы свидетельствуют не только о его прекрасном знании арабской и персидской литератур, устной и письменной традиций, но и математики, астрономии, астрологии, алхимии, медицины, ботаники, богословия, толкований Корана, исламского права, христианства, иудаизма, иранских мифов и легенд, истории, этики, философии, эзотерики, музыки и изобразительного искусства. Каково , а ?!
Немного о его личной жизни. Он был женат трижды. Первая и любимая жена, рабыня-половчанка Афак (которой он посвятил много стихов), «величавая обликом, прекрасная, разумная», была подарена ему правителем Дербента примерно в 1170 году. Низами, освободив Афак, женился на ней. Около 1174 г. у них родился сын, которого назвали Мухаммед. В 1178 или 1179 году, когда Низами заканчивал поэму «Хосров и Ширин», его жена Афак умерла. Две другие жены Низами также умерли преждевременно, притом, что смерть каждой из жён совпадала с завершением Низами новой эпической поэмы, в связи с чем поэт сказал: "Боже, почему за каждую поэму я должен пожертвовать женой"
Открытие памятника Низами состоялось в апреле 1949 года. Скульптор памятника — народный художник Азербайджана Фуад Абдурахманов, архитекторы — Садых Дадашев и Микаэль Усейнов. Памятник представляет собой бронзовую 6-метровую статую, установленную на 9-метровом восьмигранном пьедестале.
Пьедестал из красного лабрадора, в его обработке применены элементы азербайджанской архитектуры эпохи Низами. На нижней части пьедестала имеется орнаментальная резьба и облицованные бронзовые плиты. На семи плитах — сцены из произведений Низами, на одной — мемориальная надпись.
Лестницы ведут от одной площадки парк к другой. Почему то не сделали фото каскада фонтанов, видимо утром их не включили, а мы вышли на маршрут рано. На самом деле, фонтанчики невысокие , простенькие.
Внизу сквера находится красивое здание - это Национальный музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви.
Сам музей основан в 1939 году.
Здание, в котором он сейчас располагается, было построено в 1860-е гг. как двухэтажный караван-сарай. Архитектором был Касым-бек Гаджибабабеков. В 1915 году здание было передано под гостиницу «Метрополь» и был достроен второй этаж. Затем, в 1918-1920 годах здесь жили и работали сотрудники Кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики, а в 1920-30-х годах здесь размещался Совет профсоюзов Азербайджана.
В конце 1930-х годов в СССР проходит политически мотивированная кампания по приданию классику персидской поэзии Низами Гянджеви статуса национального азербайджанского поэта, приуроченная к празднованию 800-летия поэта. Распоряжением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР от 1 ноября 1939 года в связи с 800-летним юбилеем со дня рождения «великого азербайджанского поэта» Низами Гянджеви, в этом здании был создан мемориальный музей имени Низами. По проекту архитекторов Садыха Дадашева и Микаила Усейнова был проведен капитальный ремонт, установлены скульптуры на фасаде и достроены ещё два этажа.
В дальнейшем мемориальный музей был преобразован в Музей азербайджанской литературы. На фасаде здания, по оси арок установлены статуи выдающихся поэтов и писателей Азербайджана в такой очередности: Мухаммеда Физули, Молла Панаха Вагифа, Мирзы Фатали Ахундова , Хуршидбану Натаван , Джалила Мамедкулизаде и Джафара Джаббарлы . Скульпторы разные.