Настоящий Восток: Баку
.
9-11 апреля 2023 г.
.
"Муслим Великолепный", главный "народный" символ Азербайджана советских времён, и сегодня живее всех живых - чтобы в этом убедиться, достаточно просто прийти на бакинскую набережную:
Особенность памятника ещё и в том, что каждый может сам выбрать любимую или соответствующую ситуации - как в моём случае - песню, причём, естественно, совершенно бесплатно. Выбор не очень большой (лично мне не хватило не менее великолепной, чем сам Муслим, "Белла чао"), но всё же он есть:
...
Баку, Баку... Я очень давно - не сказать, что стремился, но держал его в уме, правда, не в самом "фокусе", а где-то на периферии своих туристических планов. И вот, наконец, всё случилось в полном соответствии с дурацкой поговоркой про "не было бы счастья...". Полная безысходность, заканчивающийся 3-летний Шенген, на котором, потыркавшись "туда-сюда-обратно" (и никому не приятно) в нынешних реалиях перелётов и переездов, я поставил крест, бешеные цены в Турцию ... и вдруг - неожиданно выскочивший на фоне всех этих бед и неприятностей Баку со вполне адекватными ценами (хотя ещё года полтора назад я бы в обморок от них свалился) - нет, не на "Аэрофлоте", конечно, а на "их" Азербайджанских авиалиниях (AZALе).
Самое смешное, что ради этой поездки я даже сделал очередную ковидную прививку (теперь - "в новой упаковке", то есть в нос), поскольку Азербайджан оставался чуть ли ни единственной в мире страной, куда пускали даже не по ставшему привычным ПЦРу, а по сертификату вакцинации, причём "наш" тоже допускался. А смех заключался в том, что несмотря на продление этого режима въезда до мая, его совершенно неожиданно отменили досрочно, в конце марта, то есть дней за 10 до поездки. А уже всё, прививка - не полис, "взад" не вернуть...
* * *
Когда я начал предметно и всерьёз готовиться к поездке, то быстро понял, что все эти годы сильно недооценивал Баку. У меня даже сложилось такое представление, что если взять некое "среднее арифметическое" от Стамбула, Каира и Бухары, то как раз он, Баку (с учётом всех условностей, допущений, "округлений" и аппроксимаций, разумеется) и получается. В общем, я заранее настроился на "восточную сказку".
И вот моя первая прогулка по Баку, по его исторической части. На этот день серьёзных планов не строилось, поскольку я прилетел после обеда и добрался до отеля уже часам к 5, а вышел и того позже; вся основная программа "с чувством и толком" планировалась на завтра, а сегодня - лишь общее знакомство, "ориентировка на местности" и полная импровизация. И восточный ужин, разумеется:)
Я шёл по Старому городу, Ичери-шехер, как он здесь называется, по тем самым местам, ради которых, собственно, и приехал - и понимал: чего-то явно не хватает. Ну да, интересно, ну да, колоритно. Но, чьёрт побьери, этого ж мало! Мало!!! Нет самого главного - искры, резонанса, того самого ВАУ, за которым мы, по сути, и отправляемся в путешествия... Это как в плохом сексе - оргазм есть, а близости нет, а без неё и оргазм ничего не стоит. Конечно, я поуспокаивал себя - не зря приехал, не зря увидел, будет, что вспомнить, будет, о чём написать, всё равно не во всех путешествиях нирвану удаётся поймать... Да и закоулки зачётные, как раз те самые ставшие штампом "узкие извилистые", правда, выглядят так, будто полгорода на субботнике их хорошенько наждачком отполировали - в общем, новодел новоделом, никакой аутентичности - какие уж там Бухара, Каир и Стамбул...
...
А наутро всё переменилось. Всё. Что не срослось накануне, я не знаю, но теперь это и не важно. А важно то, что Баку не просто "зашёл", он полностью овладел мной - в самом хорошем смысле этого слова. Настолько, что сказать, что душа, наконец, "пела и плясала" - всё равно, что ничего не сказать, хоть это и чистая правда. Всё засияло другими цветами, новыми красками - и не только потому, что утро выдалось солнечным (вечер-то был облачным, да и темнело уже). Это было состояние чистого восторга, не просто "вау", а суперВАу, которое даже в лучших поездках случается далеко не всегда; возможно, за последние годы что-то подобное я испытывал только в Греции, а это было, можно сказать, уже в прошлой жизни...
И даже то немного метафорическое сравнение, которое вчера показалось мне надуманным и даже смешным, оказалось правдой - да, это действительно Бухара, Каир и Стамбул "в одном флаконе", не буквально, конечно, но по сути, по духу так и есть... Старый город Баку - это удивительный сплав ближневосточного, среднеазиатского и, конечно, турецкого духа. Да и архитектуры тоже.
Кстати, слово "конечно" я употребил не случайно: ведь Азербайджан и Турцию объединяют не только нынешние, довольно тесные, отношения, но и сложившаяся за много веков этническая, религиозная, культурная и даже языковая близость - не случайно цифры и там, и там звучат совершенно одинаково, по крайней мере, начальные: бир, ики, юч, дорд, беш, алты... А кое в чём и арабское влияние чувствуется: например, на арабском языке "доброе утро" - сабах аль-хейр. А на азербайджанском - сабахыныз хейр: чувствуете схожесть? А вот добрый вечер уже больше "турецкий": йи акшамлар и ахшамыныз хейр... В общем, во многих отношениях это и сегодня настоящий перекрёсток дорог - недаром через Азербайджан когда-то проходили некоторые маршруты Великого Шёлкового пути, связывавшие не только Европу с Азией, но и Запад с Востоком...
* * *
Как я уже говорил, я летел АЗАЛом - Азербайджанскими авиалиниями, и на протяжении всего полёта у меня в голове крутилась одна мысль: а что, так тоже можно? И не "было", а есть, вот прямо "здесь и сейчас"? Оказывается, можно не жлобствовать, не загонять ценник в космос (не пытаясь даже "отбить" не полностью загруженные самолёты), и при этом обеспечивать великолепный, давно забытый большинством авиакомпаний сервис? Можно бесплатно разрешать выбирать места (ну да, не самые первые, но и не в хвосте), причём даже не при регистрации, а задолго до неё (я совершенно случайно узнал об этом за пару дней до полёта, поэтому не могу точно сказать, есть ли здесь временные ограничения или выбор - ещё раз повторю это сладкое волшебное слово: бесплатный! - доступен сразу после покупки билета)? Можно кормить много, сытно и вкусно (я вообще не помню, когда последний раз с таким наслаждение ел в самолёте и так наедался) и поить, помимо прочего "джентльменского набора", неплохим вином? Давать, чтобы вытереть руки перед обедом, не упакованные мини-промокашки, а реальные "тряпочки", да ещё "свежевскипячённые"? В общем, оставалось только сожалеть, что АЗАЛ не летают из Москвы и по другим направлениям...
...
Московский "Внуково" перед вылетом казался вымершим, при желании в нём легко можно было снять пару эпизодов какого-нибудь постапокалиптического фильма (нет, в целом народ, конечно, имелся, но он в небольших количествах кучковался лишь возле "своих" гейтов)...
О, а вот и "мой" самолёт прилетел - и цвет какой, фиолетовенький, мой любимый:)
А это уже спустя 3 часа аэропорт Баку - и ставшие за последнее десятилетие хорошо известными местные "лондонские такси", вот только знаменитые "баклажанчики" марки TX4, любовно прозванные так в силу сиренево-фиолетового цвета, постепенно уступают место малиновым "помидорчикам" (или"гранатам") - следующему, более современному поколению теперь уже электромобилей модели LEVC TX.
* * * * * * * * * *
С чего начинается для туриста город? Аэропорт - это понятно, но не он определяет даже не лицо, а хотя бы особенности города или страны, поскольку почти все они - особенно современные - так или иначе на одно лицо. Конечно, кое-что можно увидеть из окна идущего из аэропорта автобуса (как в Баку) или поезда, но всё равно, эти впечатления будут не слишком характерными (разве что в Баку сразу бросаются в глаза голубоватые стеклянные "небоскрёбы" разных форм). А вот одна из центральных площадей (чаще всего вокзальная) - это уже интересно, тем более что в Баку на ней находятся сразу два колоритных здания типично восточной архитектуры - старые железнодорожные вокзалы. Первый из них, названный Тифлисским, был построен в мавританском стиле в 1883 году в связи с открытием бакинского участка Закавказской железной дороги, соединившего Чёрное и Каспийское моря:
А в 1926 году в СССР была открыта первая электрифицированная железная дорога протяжённостью 19 километров, связавшая центр азербайджанской столицы с нефтяными промыслами в её пригородах Сабунчи и Сураханы, и в Баку был отстроен второй вокзал - Сабунчинский, также выполненный в восточном стиле, но уже не в мавританском, а, скорее, в смешанном арабско-среднеазиатском:
Вокзал получился прекрасным, и сейчас его можно назвать одним из самых колоритных памятников новейшей истории в городе, но и он познал трудные времена. Прошло всего несколько лет после его постройки, и зазвучали голоса критиков, "обвинявших" вокзал чуть ли ни в ... "антисоветчине": дескать, он и подобные ему сооружения "в большей или меньшей степени являются механическим повторением форм феодальной и буржуазной архитектуры", которая "была проводником классовой диктатуры феодалов и попов, она помогала закабалению и угнетению трудящихся" (узнаёте стиль советской эпохи?!) и вообще, "портал, купол, минарет ассоциируются прежде всего с религиозными представлениями. И вместо того, чтобы бороться с последними, реставраторы насаждают их через архитектуру". Ну каково?! Так что вполне может быть, что судьба великолепного Сабунчинского вокзала какое-то время, что называется, висела на волоске, и он уцелел лишь благодаря удаче и, возможно, защите какого-то высокопоставленного лица...
Отредактировано savl (2023-05-17 12:04:28)