в музее не были?
А про это "отдельная песня"
Тагиев был заказчиком архитектурных работ И. Гославского. Примерами этих работ являются дворец Тагиева, мусульманская школа девочек, вилла Тагиева в Мардакане, здание текстильной фабрики Тагиева на Кавказе. Гославский также принимал участие в проектировании жилого дома, построенного на углу улицы Зарифы Алиевой (бывшая улица Меркурьева), где был построен театр Г.З.Тагиева. Таким образом, в Баку в одном из центральных районов появился небольшой комплекс, состоящий из работ архитектора.
Каким же был внутри дом Тагиева, как там жилось ?
Это самый крупный пример особняка в Бакинском зодчестве: он насчитывает 100 комнат и залов с богатыми орнаментами, выполненных в самых разных стилях –от ампира до модерна.
Полезная площадь дома составляет 3000 кв.м.
Строительство, судя по датам, высеченным на самом доме, были начаты в 1895 году. Из России и Западной Европы были привезены строительные материалы, используемые для строительства, а также оборудование, мебель, люстры и интерьер, а также приглашены иностранные ремесленники и художники. При строительстве дворца Тагиева 270 человек работали инженерами, архитекторами, плотниками и другими мастерами .Закончено строительство было в 1901 году. На строительство здания было потрачено всего 1,2 млн рублей (без импорта мебели и оборудования из-за рубежа)
Все оборудование внутри дворца было импортировано из России, Франции, Америки, Германии. В доме были установлены системы отопления и охлаждения. Столбы дворца украшены алмазными и цветными зеркальными бутылками, а пол был покрыт естественными берёзовыми досками из России. Двери во дворце были исполнены из лимонного дерева, а обои - из натуральной кожи. Для создания паркета дворца были использованы 6 пород деревьев. Из Германии привезли мебель из Америки, картины и шторы.
Зеркала заказывались во Франции, оконные стекла – в Венеции. Здание поражает великолепием Восточного и Европейского залов, зеркальными потолками будуаров, искусностью декораций.
При строительстве здания были использованы различные архитектурные стили. Так, комната чистоты – в стиле французского рококо, столовая – в стиле фламандского барокко, спальня – в стиле модерн.
Во дворе дома Тагиевых имелась собственная котельная, благодаря которой до сих пор отапливается здание музея. На двух этажах даже сохранились две тяжелые латунные резные батареи, которые до сих согревают нынешних обитателей дома-музея.
По вечерам в кабинете Гаджи собирались родные и близкие, именитые люди города. Они вели неторопливые беседы, обменивались новостями, читали газеты, журналы, книги. Здесь звучала арабская, персидская, турецкая речь, со вниманием просматривали русскую печать, газеты на французском, английском, немецком языках. Гаджи Зейналабдин был чрезвычайно любознательный и жадный до знаний человек. Во все, до малейших мелочей, он вникал сам, головотяпства, дилетанства не терпел ни в одном деле. Письма он надиктовывал секретарю, так как писать он так и не выучился. Он всегда жалел, что в юности ему не довелось выучиться, получить образования. Может, потому он так поощрял молодежь, стремившуюся к знаниям, потому так опекал гимназистов, семинаристов, студентов - независимо от национальности и вероисповедания.
С 1914 года часть здания Тагиев отдал под Волжско-Камский банк.
Что же стало с домом Тагиева после революции? Здесь открылся музей истории, который сменив несколько названий, сегодня называется Национальный музей истории Азербайджана.
После восстановлением независимости Азербайджана в память о великом меценате на одном из этажей открылся Дом-музей Г. З. Тагиева. Это случилось в 2007 году. Сегодня он состоит из девяти комнат: библиотеки, рабочего кабинета, восточного зала, комнаты отдыха, будуара Соны ханум, столовой, спальни, приемной и уборной. В планировке здания парадные помещения выделены в отдельную группу, где центральное место отведено двум самостоятельным залам. Оба зала представляют собой самостоятельные законченные архитектурные композиции, из которых один исполнен с применением классических форм, а другой — в восточных мотивах. Для украшения этого самого богатого и знаменитого зала дворца, Восточного, не имеющего аналога на всей территории Ближнего Востока, было использовано 8 кг золота, 4-мя кг из которых были расписаны потолки зала.
Тагиевский дворец после реконструкции воплощает все, чем по сей день напоминает о себе эпоха Бакинского ренессанса конца XIX –начала XX века. Дворец является не только достойным памятником своей эпохи, но и наглядным напоминанием об удивительном человеке, благодаря которому стало возможным его появление, -Гаджи Зейналабдине Тагиеве.
Помимо этой мемориальной части с восстановленными тагиевскими апартаментами, есть собственно сам Национальный музей истории Азербайджана, который тоже очень достойный.
Во-первых, залы, где размещена экспозиция, тоже красивые. Во-вторых, там много интересного.
Отделы музея разделены на времена – это доисторические, средние века, а также новый период и современность. Всего представлено больше 300 тысяч экспозиций, среди которых 2300 экспонатов оружия и 150 тысяч монет. И это не предел, так как фонд музея постоянно пополняется новыми археологическими находками. Уникальной находкой 2014 года стала коллекция золотых предметов возрастом более четырех тысяч лет. Каждый этаж музея представлен определенным временем. Например, на первом этаже расположились экспозиции доисторического времени, бронзового и каменного века, также средневековья. Второй этаж рассказывает нам о середине 18 и начале 19 века, а также о ковровом деле, производстве шелка, развитии экономики и науки в то время. Большой интерес представляет также история верования, обычаи страны во времена Первой мировой войны и в настоящее время.
Сайт музея
http://www.azhistorymuseum.az/
Было ли у нас в планах посещение этого музея ? Конечно же было, в первую очередь увидеть апартаменты Тагиева, ну и потом пробежаться по всему музею. Фото тагиевских залов и на сайте музея, и в других источниках очень впечатляли - и роскошный восточный зал, и комнаты в стиле модерн, и все это с обстановкой, с предметами декора, все, что мы так любим.
И вот 10 мая после экскурсии по Ичери Шехер, после обеда, мы притопали к музею и что же мы видим ?! Табличку "Музей закрыт на ремонт". Это было полной неожиданностью , на сайте музея при ремонт не было ни слова. Мы заглядывал в окна вестибюля, вроде все чисто, никаким ремонтом не пахло. Огорчились мы до невозможности, ушли. Потом подумали - может просто не захотели работать 10 мая, решили себе устроить выходной...
12 мая мы опять проходили мимо дворца Тагиева и решили еще раз подойти , вдруг табличку сняли... Но нет, все то же, ремонт, блин... Мы прыгали вдоль окон, видели внутри кусок красивой лестницы, видели у парадного входа сохранившуюся до наших дней мозаичную надпись на полу - «Salve» (лат.- «Здравствуйте) и сам пол, выложенный весьма красиво.
Уже совсем отчаявшись, я сказала : "Эх, была бы с нами наша Галя (GALI ) , она бы договорилась с охранником и открыла это "закрытую дверь". И в это самое время дверь...открылась.
Вышел охранник и спросил, чего это мы тут прыгаем. Мы объяснили , что приехали из Москвы и просто жаждем увидеть музей и особенно залы Тагиева. Охранник, дядечка чуть моложе нас, сказал, что готов пустить нас , что мы можем посмотреть вестибюль и две лестницы. Что он рад бы показать нам парадные залы, но от них у него нет ключей. А ремонт действительно идет в той части, где основная экспозиция музея, он нас и туда сводил. Охранник оказался очень душевным, он искренне сожалел, что не мог на показать все, мы вместе с тоской повспоминали про времена СССР. И были ему очень благодарны, что он дал нам возможность увидеть хотя бы лестницы и холлы первого и второго этажа.
А что мы там наснимали, я покажу в теме Если ты Баку не видел...Часть 4. Музеи