Ирина, спасибо, вы как всегда нашли добрые и правильные слова
Если проспект Нефтяников в некоторой своей части проходит вдоль южной границы Ичери Шехер, то снаружи северо-западной стороне старого города и Губернаторского сада проходят проспект Независимости и улица Ниязи. Прогулка по ним и будет следующим сюжетом моего рассказа. И начинать мне надо от сквера Сабира и здания Исмаилия, тем более, что я недавно упомянула архитектора Иосифа Плошко и самое время показать одно из его лучших творений.
Исмаилия (еще пишут Исмаилие).
Источники информации https://4kids.az/ru/news/read/71-progul … -ismailiya
https://ru.wikipedia.org/wiki/Здание_Исмаилия
https://azerhistory.com/?p=9671
https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:smailiyye_palace_crush-room.JPG
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нагиев,_Муса
Это здание в стиле венецианской готики постройки 1908-1913 гг. ныне занимает президиум Академии наук Азербайджана. Одном фасадов оно выходит в сквер Сабира , который примыкает к северной стене Ичери Шехер и Шемахинским воротам, а другой фасад смотрит на проспект Независимости (Истиглалият). Сразу скажу, что у нас снять его хорошо не получилось, потому что со стороны сквера мешают деревья, а со стороны проспекта еще не убраны были заборы от Формулы-1. Даже в интернете я не смогла найти очень хороших фотографий, так что покажу что смогли снять и что нашла в Википедии и Викимедии.
Вот на этом фото видны оба фасада, левый, где деревья, это тот, что смотрит на сквер, а правый, парадный на проспект Независимости.
История строительства Исмаилии такова.
Здание построено по заказу Мусы Нагиева.
Муса Нагиев или Ага Муса Нагиев (— известный азербайджанский миллионер, нефтепромышленник, меценат конца XIX — начала XX веков.
Муса Нагиев родился в 1848 году в бакинском пригородном посёлке Баладжары в бедной семье торговца соломой. Муса был старшим из четырёх детей в семье. Когда ему исполнилось 11 лет, он стал работать в порту носильщиком. Каждый день он вставал в 5 часов и отправлялся на работу. К 18 годам, скопив довольно приличную сумму, он приобрёл земельный участок, на котором хотел заняться земледелием. При бурении колодца для воды на его участке забил фонтан нефти, с того дня он сделался нефтеторговцем. Заработанные деньги позволили ему нанять грамотных специалистов-нефтяников и серьёзно организовать дело. Через несколько лет практически все скважины в поселке Бинагади принадлежали Мусе Нагиеву. Он был одним из самых богатых нефтепромышленников Баку, не считая братьев Нобелей — его состояние оценивалось в 300 миллионов рублей. Наряду с Гаджи Зейналабдин Тагиевым, Эммануилом Нобелем и Давидом Ландау (отца советского физика Льва Ландау) являлся членом высшего органа бакинских нефтепромышленников — Совета съезда.
Муса Нагиев
Позже он начал инвестировать в строительство и недвижимость, чтобы гарантировать себе источник регулярных доходов, построил в Баку 98 зданий, из них 4 больницы, и стал крупнейшим владельцем бакинской арендной недвижимости, владея более чем 200 зданиями.. Вопреки бытующему мнению о нём, как о скупом человеке, Муса Нагиев тратил большие средства на благотворительность, был главным спонсором и попечителем одного из крупнейших реальных училищ. В здании училища сейчас располагается Азербайджанский государственный экономический университет. В качестве почётного попечителя Бакинского реального училища, Муса Нагиев получил золотую медаль на Андреевской ленте и орден святого Станислава III степени.
Муса Нагиев
В 1872 году, ещё не будучи нефтяным магнатом, Муса Нагиев женился на Ругии Сеидгызы. Семья невесты была намного богаче и знатнее Нагиевых. У них родились сын Исмаил и дочь Уммульбану.
Позже на одном из приемов Муса Нагиев познакомился с Елизаветой Григорьевной. Елизавета — грузинская еврейка — произвела на него большое впечатление, у них сложились очень близкие отношения, продолжавшиеся не один год. На званые вечера Муса Нагиев всегда ходил с Елизаветой. При этом он называл её женой, а Ругию ханым — матерью своих детей. Ругия ханым была в курсе их отношений и постепенно муж и жена отдалялись друг от друга.
Как-то на одном из благотворительных вечеров Муса Нагиев был укорен устроителем мероприятия малой суммой пожертвования и что его сын, Исмаил-бек, внёс сумму, превышающую десятикратно. На что Муса Нагиев парировал: «Что же тут такого? Он сын миллионера, я же сын простого соломщика.»
Исмаил Нагиев
В 1900 году дочь Уммюлбану вышла замуж за миллионера и друга Мусы Нагиева - Шамси Асадуллаева, но вскоре умерла при родах. Сын Мусы Нагиева – Исмаил – заболел туберкулёзом. Лечащий его врач решил отвезти юношу в Швейцарию. После долгого лечения Исмаил почувствовал себя лучше и вернулся в Баку, но судьба взяла своё, и в 1902 году в возрасте 27 лет он умер.После этого Ругия ханым не стала жить с мужем — переехала в другой дом в Цветочном пассаже.
Каждый год, накануне праздника Новруз Байрам другой азербайджанский миллионер и меценат Зейналабдин Тагиев устраивал праздничный приём в одном из пышно украшенных залов построенной им же женской школы. И вот, на одном из таких званых обедов, на котором присутствовал и Ага Муса, Тагиев предложил ему пожертвовать деньги для строительства нового здания благотворительного общества. А для того, чтобы ускорить принятие решения, высказал мысль назвать здание именем покойного сына Нагиева и тем самым сохранить его в памяти. Место расположения будущего дворца Тагиев выбрал сам – рядом с его женской школой. Ага Мусе предложение пришлось по душе. Тагиев также заранее направил в городской совет прошение выделить участок на Николаевской улице ( так тогда назывался нынешний проспект Независимости), то есть он был решительно настроен возвести это здание. Об этом свидетельствует и объявление, опубликованное в "Каспии" от его имени: "...если Муса Нагиев обанкротится, я беру обязательство построить здание "Исмаилие" на свои средства".
Посещая своего сына Исмаила во время его лечения в Италии, Муса Нагиев всегда любовался на дворец Ка Д Оро в Венеции и захотел построить аналогичное здание для своего сына в Баку.
Он послал известного польского архитектора Иосифа Плошко в Италию, где ему рекомендовалось познакомиться с венецианской готикой и продумать проект дворца.
В 1907 году Муса Нагиев утвердил проект и началось строительство. Фундамент закладывался в торжественной обстановке, в присутствии знатных бакинцев и представителей интеллигенции. Золотой брусок с указанной датой начала стройки лёг под здание, а ахунд губернии благословил его. В строительстве приняли участие лучшие мастера того времени, чей труд навеки запечатлел идею самых влиятельных людей прежнего Баку. те дни с людских уст не сходили имена искусных каменщиков - уста Ганифа, уста Гаджи Аббас, уста Гаджи Хейрулла, Кербелай Мирза Солтан, Салман Ата - чьи пальцы оживляли суровый камень, превращая его в диковинные цветы, узоры, затейливый орнамент, сложное сплетение красочных узоров.
Работа завершилась в 1913 году. И хотя это была первая работа Плошко в Баку, великолепное палаццо "Исмаилия" сразу выдвинулось в первые ряды в городской архитектурной среде.
Архивное фото. Исмаилия, примерно 20 -е годы 20в.
На фронтоне здания были начертаны изречения Имама Али :
"Человек возвышается и достигает желаемого только своим трудом. С рождения до смерти человек должен учиться. Мусульмане ! Ваш век умирает вместе с вами, готовьте своих детей к новому веку !"
У входа в здание раньше стояла статуя в окружении ангелов, которую Ага Муса описал следующим образом: "Если бы Исмаил был жив, у меня было бы множество внуков, как ангелы вокруг статуи."
После торжественного открытия «Исмаилии», в его просторном белокаменном актовом зале с окнами, выходящими на Николаевскую улицу, проходили заседания членов Мусульманского благотворительного общества, собрания женщин-мусульманок, бакинской интеллигенции, съезды духовенства. В дни Первой мировой войны в стенах дворца размещалась больница для раненых. 26 апреля 1917 года в этом здании состоялась студенческая конференция с участием народных учителей.
Главный фасад
Во время мартовских событий 1918 года здание серьёзно пострадало как от пуль и снарядов, так и от пожара. В 1923 году под руководством архитектора Дубова здание было восстановлено, во время реставрации были удалены надписи на фасаде и по бокам. После восстановления «Исмаилии», в разные годы в ней размещались различные организации и учреждения: «Общество обследования и изучения Азербайджана», «Археологическая комиссия», «Общество тюркской культуры», Рукописный фонд, Республиканский филиал Академии наук СССР и другие. Теперь в нем располагается президиум Академии Наук Азербайджана.
Но помимо Исмаилии, после смерти сына, Ага Муса Нагиев решил построить больницу. Он очень хотел, чтобы в этой больнице осуществлялась профилактика и эффективное лечение тяжелых заболеваний, чтобы люди, особенно молодые, не уходили безвременно из жизни, как это случилось с его сыном. Построенное по проекту талантливого гражданского инженера Н. Г. Баева здание больницы было введено в эксплуатацию в 1918 году. Строительство больницы обошлось Мусе Нагиеву в 300 тысяч рублей золотом. Общая площадь территории больницы — более 100 тысяч квадратных метров, амбулаторная часть рассчитана на тысячу коек. В 1992 году этому зданию возвращено имя Мусы Нагиева. Долгое время в здании располагалась Клиническая больница скорой медицинской помощи им. Мусы Нагиева. С июня 2010-го года в здании располагается Министерство Здравоохранения Азербайджана.
М.Нагиев ежегодно выделял на обучение своих стипендиатов в различных учебных заведениях по 8 тыс. рублей. Когда директор департамента В.Ковалевский предложил создать в Баку коммерческое училище, в короткий срок было внесено 170 тыс. рублей, из которых 50 тыс. дал Г.Тагиев. В числе тех, кто первым внес деньги, были М.Нагиев и Ш.Асадуллаев.
В январе 1898 года в Баку началось строительство детского приюта, однако к концу года выяснилось, что собранных денег не хватает. Тогда М.Нагиев и Ш.Асадуллаев первыми внесли крупные пожертвования. М.Нагиев был самым активным участником Кавказского общества по борьбе с туберкулезом.
Муса Нагиев дважды похищался бандитскими шайками, орудовавшими в то время Баку. Владелец многомиллионного состояния в обоих случаях, ввиду своей скупости, наотрез отказывался выплачивать бандитам выкуп. В первый раз организаторы похищения, поняв бессмысленность дальнейших переговоров с Мусой, отпустили его. По слухам, во время второго похищения выкуп был выплачен Гаджи Зейналабдином Тагиевым. Это покушение стало нашумевшим много лет позже, так как по описаниям домочадцев Мусы Нагиева главарь шайки был грузином с лицом, усыпанным шрамами от оспы. Именно человека с такими приметами — Сталина, разыскивала полиция Баку за организацию подобных похищений. Все добытые Сталиным преступным путём деньги шли на финансирование большевистской партии.
Муса Нагиев скончался в марте 1919 года в возрасте 70 лет.