А внутри... Те, кто читал мои рассказы, наверняка знают мои пристрастия к мечетям, без лишней скромности скажу, что повидал их немало в самых разных странах и всегда, когда такая возможность предоставлялась, старался зайти внутрь. Но такого я не видел ни разу. Это настоящая исламская романика: низкие своды, поддерживаемые множеством массивных округлых арок, которые образуют несколько рядов внутренних "нефов" . В общем, это просто надо видеть:
Традиционный михраб тоже оформлен в виде айвана:
И, конечно же, минбар:
Обратите внимание на круглые чёрные "медальоны" с каллиграфическими надписями, развешенные на арках (аналогичные, только намного большего размера, видели все побывавшие в стамбульской Айя-Софии). Это некое подобие православных икон; подчеркну - только подобие, причём очень относительное, и сейчас я это поясню. Ислам более строго, нежели христианство, соблюдает букву Писания, в частности, касательно запретов на любые изображения людей и животных. К тому же в мусульманстве нет "института святых" в том виде, в котором он существует у христиан. На табличках в мечетях написаны на арабском языке "посвящения": благословления почитаемым в исламе людям. Мой друг и коллега по работе Арсен, правоверный мусульманин, хорошо разбирающийся в канонах и догмах своей религии, перевёл мне содержание некоторых из них (и вообще консультировал меня по многим вопросам ислама, которых я коснусь в этом рассказе, за что я ему очень благодарен):
- Абу Бакр ас-Сиддик радиАллаху анху (Абу Бакр ас-Сиддик - да будет доволен им Аллах)
- Умар аль Фарук радиАллаху анху (Умар аль Фарук - да будет доволен им Аллах)
- Усман радиАллаху анху (Усман - да будет доволен им Аллах)
Ну и так далее. Отмечу лишь, что Абу Бакр - первый человек, принявший ислам и ставший впоследствии первым из так называемых праведных халифов, аль-Фарук (что означает "отличающий истину от заблуждения") - уважительное прозвище второго праведного халифа Умар ибн аль-Хаттаб, а Усман - третий праведный халиф.
И, разумеется, перед этими табличками не молятся, как перед иконами. Они, повторюсь, служат исключительно для выражения памяти и почитания, и не более того.
***
Среди многих исторических памятников Кайсери самыми многочисленными являются погребальные: усыпальницы и мавзолеи. Один из таковых можно увидеть рядом с Площадью Республики - в нём захоронен Зейнель Абидин - учёный и государственный деятель 15 века, прозванный "Имам Султан". Правда, в своём сегодняшнем виде мавзолей размером с небольшую мечеть, внешне напоминающий византийскую церковь, был сооружён уже в 1886 году.
Фотография гробницы Зейнела Абидина, сделанная внутри усыпальницы, является вполне легальной: в подавляющем большинстве случаев (честно говоря, я даже сходу не могу припомнить обратного) мусульмане не запрещают снимать свои чтимые захоронения (конечно, при условии факта их доступности для иноверцев). А вот существование самих усыпальниц, как я недавно узнал к своему удивлению, является отклонением от "чистого" ислама и даже нарушением его канонов. И оговаривается это не абы чем, а хадисами, которые мусульмане чтут наравне с Кораном, поскольку считают их словами самого пророка Мухаммада, дошедшими сквозь века через непрерывную цепочку людей, называемых передатчиками (кто и как принимает решение об их достоверности и надёжности самих передатчиков - отдельная и очень интересная тема, но мне не хочется излишне перегружать рассказ о Каппадокии).
В своих рассказах я стараюсь приводить только достоверную и проверенную информацию (допускаю, что это получается не всегда...), поэтому я попросил Арсена (при всём доверии к нему в подобных вопросах) найти обоснования, доказывающие религиозную "нелегитимность" усыпальниц и мавзолеев, среди которых попадаются настоящие шедевры (один Тадж-Махал чего стоит!). Как выяснилось, догматы ислама в этом вопросе совершенно однозначны и не допускают вариативных толкований. Вот что говорится, к примеру, в сборнике хадисов "Сахих Муслим" (имена, которые нам с вами ничего не скажут, я опускаю):
(969) – "...Не оставляй ни одного изваяния, не уничтожив его, и ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не сровняв её (с землёй)". Сказал имам аш-Шаукани: «В этом хадисе указание на то, что возвышение могилы слишком высоко не является Сунной. Причем здесь нет разницы в том, кто захоронен в могиле – почетный человек, или человек не из почетных. Явный текст этого хадиса также указывает на то, что возвышение уровня могилы выше разрешенного уровня запрещено (харам)»
(970) - "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал покрывать могилы гипсом, садиться на них и возводить над ними [любые] строения". Этот хадис является явным доводом, указывающим на запрет возведения любых построек над любыми могилами. Запрет этого хадиса распространяется на тех, кто возводит строение у края могилы, а также на тех, кто строит что-либо вокруг могилы, как это происходит при постройке куполов, мечетей, мавзолеев и гробниц, после чего могила оказывается либо внутри постройки, либо рядом с ней.
Из других источников:
Сказал Шейхуль-Ислам Ибн Теймия: "Все мечети, построенные на могилах пророков, праведников, правителей или кого-либо иного, подлежат обязательному удалению, будь это путем разрушения или иным путем. Это то, относительно чего я не знаю никаких разногласий среди известных ученых".
Имам Ибн аль-Кайим сказал: "Обязательным для правителя является разрушение гробниц, возведенных на местах захоронений, которых люди превращают в идолов, поклоняясь им, наряду с Аллахом".
Сказал Имам Ибн аль-Кайим: "Исходя из этого, мечеть, построенная на могиле, подлежит разрушению, а если же мечеть была построена раньше, а покойника в ней захоронили позже, тогда мечеть не разрушается, но эта могила выкапывается и удаляется из мечети. Об этом сказал имам Ахмад и др. Поэтому не объединяются в Исламе мечеть и могила, но то, что из них появилось позже, подлежит удалению".
Вот так, оказывается... Неожиданно, да? Конечно, любопытно, почему при столь щепетильном отношении к запрету на изображения другой не менее недвусмысленный запрет - на "возвышения" - остаётся в тени, но это уже внутреннее дело самих мусульман, вмешиваться в которые мы не имеем права. А для туристов (по крайней мере, подавляющего большинства) усыпальницы и гробницы являются исключительно памятниками мусульманского зодчества и давно прошедших времён. И в Кайсери таковых - на любой вкус (перечислять все их поимённо, думаю, нет никакого смысла):
Отредактировано savl (2018-01-19 20:00:33)