Самая маленькая из церквей - Никольская. Это одна из старейших церквей Прибалтики, и она является редким образцом двухапсидного церковного здания. Первое известие о ней имеется в переписных оброчных книгах Шелонской пятины 1498 года, где сказано: "внутри города церковь Никола cвятый". Внешнее убранство ее,по слухам, очень скромно и вполне соответствует назначению гарнизонной церкви. В XVII веке во время завоевания ее шведами она была обращена в кирху. С победой Петра I в Северной войне в церкви возобновились православные богослужения. В 1944 году была закрыта. В настоящее время основные богослужения совершаются в рядом стоящей Успенской церкви, построенной чуть позднее, во времена Ивана Грозного.А в Никольской церкви молебны совершаются дважды в год - на Николу Зимнего и Николу Вешнего. В остальное время церковь недоступна к осмотру.
Сходную с Никольской церковью композицию в пределах XV—XVII вв. имеет только одна единственная русская церковь — это стоящая рядом Успенская. Архитектурное качество этих церквей совершенно несравнимо. Успенская церковь — произведение, выполненное руками мастеров очень высокой квалификации. Архитектурные детали церкви совершенны, можно сказать даже, что мастера «победили» свой материал, так как им удалось выполнить эти детали из такого некачественного камня, как серый плитняк. Все линии Успенской церкви (очертания арок, сводов, архивольтов, аркатурного пояса) строго геометричны. Конструктивная система сложна и отличается большим запасом прочности. Сложнейшая архитектурная композиция церкви скомпонована уверенной рукой.
http://uspenskaja.cerkov.ru/istoriya-xr … ya-cerkov/
Архитектором, построившим Успенскую церковь, был венецианец греческого происхождения Маркус Грек. Имя этого архитектора упоминается в числе строителей Ивангородской крепости в письмах бургомистра и совета города Нарвы. «Сообщаем вам, — писали они бургомистру и советникам города Ревеля (совр. Таллинн), — что русские начали строить перед своей крепостью крепкую стену при помощи мастеров ВолодимераТоргкана (VollendimerTorgkan) и Маркуса Грека (MarkusdeGreke)».[2] Письмо было датировано 19 Марта 1507 г. Вполне возможно, что венецианец приехал в числе других итальянских архитекторов лично приглашённых царём Иоанном III Васильевичем на Москву. Тем более, что царь придавал большое значение строительству Ивангорода и лично справлялся о ходе работ. Он хотел сделать Ивангород выходом к Балтийскому морю. О том, что именно Маркус Грек был руководителем строительства Успенской церкви, свидетельствуют некоторые венецианские мотивы в архитектуре этого храма. Открытая галерея, световой барабан со сферическим куполом опирается прямо на стены, а не на подпружные арки и столпы, сводчатая трёх апсидная крипта (подклеть) под Успенским храмом с довольно просторным притвором (гульбищем). Архитектура Успенской церкви ближе по стилю к Романской, именно этот стиль характерен для венецианской церковной архитектуры периода средневековья нежели к Русской. К юго-восточному углу Успенского храма примыкает одноэтажный Покровский придел. Придел пристроен, скорее всего, в середине XVI века как отдельный храм с отдельным входом...
...Согласно старинным русским летописям, взятие войсками Ивана IV Васильевича (Грозного) Нарвы в 1558 году было связано с великим чудом. Иконы Нарвской Одигитрии и святителя Николая, принадлежавшие православным купцам, были объявлены лютеранскими властителями Нарвы „идолами“, силой отняты у хозяев и брошены в костер „под котлом, варившим пиво“
Доклад «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости. История постройки. Приходская жизнь.» автор: игумен Довмонт (Беляев), кандидат богословия, настоятель Успенской церкви г. Ивангород.
Легенда о пьяном артиллеристе и святых иконах
Шли дни поста 1558 года перед праздником Пасхи. Благочестивый народ Ивангородский, празднично одетый, толпился внутри и около храмов. А в это время соседи, как писал князь Курбовский "... их милости немцы великомощные и гордые, сами себе новое изобредшие, нарекшиеся евангелики (евангелисты, лютеране), в начале еще дня того, ужравшиеся и упившиеся, стреляти на место русское начали и побиша люда немало христианского с женами и детками и пролиша кровь христианскую в такие великие и святые дни.
А на Иванегороде воевода, не смеючи без царева приказа перемирие нарушити, дал скоро до Москвы знати. Поездка гонца в Москву, решение царя и дорога гонца обратно, заняли всего 9 дней".
И случилось так, что гонец ивангородского воеводы Ивана Шарапова прибыл в Москву одновременно с делегацией Ордена.
Узнав о произошедшем в Ивангороде, царь ответил послам ливонским: "Вероломство ваше будет наказано - возвратитесь, отнесите к вашему магистру посланное от него ко мне злато; я вскоре с огнем и мечом буду к вам...". А гонцу дал наказ - открыть огонь по Нарве "из всего наряду". Вот к чему может привести пьяная выходка артеллириста.
Обстрел из Ивангородской крепости по городу, по Нарвскому замку был мощный и методичный: ежедневно до 300 ядер пролетало над рекой к Нарве: чугунных и каменных, небольших и шестипудовых (~100 кг).
И вскоре в Нарве произошло вот что: "Варил чудин пиво, да образы Чудотворца Николы и Одигитрии Пятницы тот чудин в котел подкинул, и оттого пламень шибся и весь город выгорел, а образы соблюдеся целы. Андрей Басманов со товарищи, взяв город, немцев и чудь отпустиша, нашли образ Одигитрии Пятницы и николин образ целыми" - так повествует легенда. По документальным же источникам, складывается такая картина: 11 мая 1558 года, в воскресенье, в доме нарвского цирюльника Кордта Улькена (севернее собора на ул. Вышгородской (Суур)), действительно варившего пиво, возник пожар, вероятно в результате поврежденного в результате обстрела дымохода. Огонь перекинулся на находившееся рядом здание приюта, а затем и на весь город.
Пожар оказался настолько сильным, что тушить его и не пытались. Жители укрывались от пламени в Нарвском замке и рвах, окружавших город. Русские, с самой высокой башни своей крепости, носившей выразительное название "Государево око" (второе, более позднее название "Пороховая") внимательно следили за развитием событий в Нарве. В три часа дня воеводы Александр Данилович Басманов и Петр Петрович Сабелинский, военноначальники Данило Адашев и Иван Бутурлин, видя в Нарве не прекращающуюся панику, решили брать город штурмом. Моста тогда между городами еще не было и войска переправлялись "... кто на лодках, кто на досках, кто на воротах от домов".
Почти без сопротивления, через Русские и Колыванские ворота ивангородское войско ворвалось в горящую Нарву. Развернув брошенные на городских укреплениях пушки на замок, и, открыв по нему огонь, русские вынудили его защитников, обороняющихся под командованием фогта Эрнста фон Шнелленберга и бургомистра Крумгаузена, через два часа сдаться. Находившиеся же за "тремя горами" (Синемяэ) феллинский окружной начальник Г. Кетлер и ревельский Ф. Загефахен, с 800 солдат, на помощь городу не подошли. (По другой версии этот отряд состоял из 4000 человек и он был в замке во время штурма, но сдался. Причем, при капитуляции ревельцы и феллинцы были отпущены, а "местные" удержаны русскими. Почти аналогичная история произошла при штурме Ивангорода шведами в 1496 году).
Капитулировавшему гарнизону было разрешено покинуть Нарву. Так русские захватили одну из мощнейших крепостей Ордена и 230 орудий.
Весть о взятии Нарвы, притом почти без потерь, вызвала бурю радости в Москве. Для верующих людей той поры являлось несомненным, что здесь не обошлось без божьего промысла. И здесь легенда о "святых" иконах получает неожиданное развитие. Было ли чудо, не было ли - остается только гадать, а современники этих событий записали по этому поводу в новгородской летописи следующее:
"Царь и великий князь велел послать архиепископу Пимену из Новгорода, юрьевского архимандрита Варфоломея, да протопопа с дьяконом, а изо Пскова послать Печерского игумена Корнелия, да Святой Троицы протопопа Иллариона с протодиаконом Иваном в Ругодив (Нарву); ... и по его государеву указу около града Ивангорода и Ругодива со кресты ходили и молебны пели и церкви свящали и затем образы до Новгорода последовали..."
В лето 7066 (1558г.) 23 июля, в субботу, иконы привезли в Новгород, потом в Москву, где им оказана была почесть великая."
Образ Божьей Матери Одигитрии до 1944 года находился в Успенском соборе Ивангородской крепости, а в городском Нарвском соборе хранилась, как писали очевидцы, "... икона Николая чудотворца древнего письма в сребропозлащенной ризе (окладе)". Судьба иконы Божьей Матери после 1944 года неизвестна (по слухам вывезена в США), а икона Николая чудотворца находится в Нарвском Воскресенском соборе."
http://vestnik-nou1.narod.ru/legenda_ivangoroda.htm
Фото 1933 года
Во время Второй мировой войны, в 1944 году, церковные ценности и святыни храма отправили в Пюхтицкий женский монастырь. В том же году, во время боевых действий под Нарвой, храм подвергся частичному разрушению. В результате повреждений была уничтожена кровля на церкви и приделе. Разрушен купол Покровского придела. В 1976-1987 гг. были проведены реставрационные работы сотрудниками Ленинградского филиала института «Спецпроектреставрация» под руководством И. А. Хаустовой. В основу реставрации был взят первоначальный проект без шатрового завершения и колокольни. В 1994 году храм передан Ивангородскому православному приходу, состоящему в Санкт-Петербургской епархии. С этого времени в храме возобновлены богослужения.
К сожалению, во время нашего визита церковь была закрыта, посмотреть ее внутри не удалось.
Это фотография с сайта церкви: