Ангелы
Дубровник - как я, наверное, утомительно часто повторяю - своего рода идеальный город, модель для сборки. Все компактно, цельно и гармонично, как раковина моллюска. Море и крепостная стена, замкнутая цепью сторожевых башен, делают сходство с раковиной, прилепившейся к Адриатическому берегу, абсолютным.
Бродишь по городу, а кажется, что блуждаешь среди декораций. Все реально, а напоминает иллюстрацию к готическому роману. Не город, а вымысел. Главная улица Плаца - бывший канал, только упраздненный, засыпанный и замощенный. Заезжие венецианцы (кто-кто, а они знали толк в каналах) увидев эту улицу, поглумились: Ке страдонне, мол, как-кая улища. Так дубровчане, не моргнув, стали звать свою Улицу Страдуном. И не брезговали звать сюда архитекторов и художников - венецианцев, а также падуанцев, неаполитанцев и прочих соседей с того берега моря. То есть в политических делах от итальянцев отбивались, как могли, свои торговые связи берегли, чтоб чужие не совались, как ревнивый отец дочь-невесту, а вот украшать свой город-улитку - охотно звали. В общем, жили вольно и в меру отпущенного таланта.
Может быть, Дубровник кажется таким гармоничным из нашего века, когда границы эпох сглажены, а прошедшее время меряется столетиями. На самом деле в истории города есть заметный водораздел. В 16 веке землетрясение обрушило большую часть главных дворцов и церквей Дубровника. Восстанавливать все решили по памяти, как было. Город как будто дал задний ход - построено в 17 веке, а выглядит - как в 16-ом. Такой осознанный, намеренный анахронизм. Ну и еще, когда строили по второму разу, на украшения не тратились. Поэтому большинство рядовых зданий Дубровника лишены присущих эпохе ренессанса завитков. Зато совершенно затейливые загогулины выделывает история города.
Так, в городе есть настоящий Княжеский дворец. Дворец-то настоящий, а власть, которая его населяла - не очень взаправдашняя. Управлял республикой Сенат из аристократов - тех, что вели свой род от первых римских поселенцев. Во главе Сената стоял князь-ректор, Выбирали его на месяц, запирали во дворце, вечером приносили символические ключи от городских ворот на хранение, утром уносили. Вот, кажется, и все. Но хотя власть правителя была больше декоративной, чем реальной, ректору приходилось идти на некоторые жертвы. Например, к заточенному во власти правителю весь месяц не пускали жену (и не ведь ведь никто из них не отпирался: брак с республикой волновал больше, чем связь с женщиной).
И так во всем. Мифы, фантазмы аккуратно, с купеческой рачительностью уложены в основание местной истории. Реликварий местного собора Св. Влаха - небесного патрона города - больше похож на кабинет анатомии. На золоченых полках лежат золотые футляры с мощами: нога св. Влаха. Рука св. Влаха. Голова св. Влаха. На полу непочтительно прислоненная к колонне - ой! "Мадонна на стуле" Рафаэля. Фальшивая? Подлинная? Мадонну все дубровницкие источники скромно атрибутируют как принадлежащую кисти Rafaello Santi. А что тогда висит в галерее Питти?
То же и Влах - святой итальянский, родом из армянской Себастии, с городом и его историей связан какой-то сомнительной астральной связью: однажды он привиделся во сне местному монаху, чтобы предупредить о нападении венецианских кораблей.
И король Ричард Львиное Сердце, усердию и деньгам которого приписывают появление в городе Кафедрального собора Вознесения Богородицы, в городе никогда не был. Никаких видимых следов того, что Ричард, выдвигаясь в очередной крестовый поход и проплывая мимо Дубровника, послал городскому совету приветственную телеграмму, нет.
На центральной площади по имени Лужа стоит каменный рыцарь Роланд со своим мечом Дюрандалем. Говорят, что он спас город от сарацинов. Но сарацины напали на Дубровник аж два века спустя после того, как Роланд погиб в Ронсевале.
Вот так жившие на морском перекрестке дубровчане беззастенчиво вплели в историю своего города самых разных персонажей. Как купцы привозили всякие диковинки из далеких стран, так и они собрали их за крепостной стеной, и благополучно ассимилировали. Теперь это дубровницкая история.
Но все же нравы в городе со временем менялись. К примеру Собор св. Влаха (внутри и снаружи - витиеватое габсбургское барокко) очень богато украшен: мраморные алтари, флорентийская мозаика и путти, ангелы, щедро рассаженные под сводами. Все они деликатно задрапированы "вкруг чресл". В какие ханжеские времена ангелам, существам бесполым и бесплотным, тут приписывалась способность смущать прихожанок наготой?
При этом многие ренессансные фасады города тоже украшены ангелами. Особенно густо - капители княжеского дворца, где они или лениво парят, или заняты мирной подручной работой. Но все ренессансные ангелы - при полном человеческом оснащении. Ну вы поняли...