Рассказ из серии "не могу не поделидзе". С картинками. Ну вдруг кому-то поможет решиться и собраться в путь.
Собственно, что нужно человеку от недели отпуска в мае? Слегка погреться на адриатическом солнце. Держать нос по ветру, разносящему запахи цветущего жасмина и флёрдоранжа. Старательно ни во что не вникать, особенно в политику - ни в свою, ни, упаси боже, в местную. Ничего не читать, кроме путеводителей, и тем более ничего не слушать, особенно телепередач на русском языке. Бесцельно шляться и рассеянно глазеть по сторонам. Выкинуть из головы все мысли, кроме сугубо бытовых и приятных ("сегодня на ужин мидии или устрицы?"). Пить вечером кофе и утром вино. В общем, делать все наоборот.
Основной вопрос - где жить. В Хорватии, конечно, есть густонаселенные ячеистые пляжные отели, где туристов селят квадратно-гнездовым методом. Но "индустриальному" туризму в стране существует и приятная альтернатива - гостям сдают частное жилье: виллы, дома, маяки, яхты, и другие "апартманы". В одном из средневековых дубровницких домов под красной черепицей мы и поселились: в старом городе за крепостной стеной, на рыночной площади размером с носовой платок, ошую от памятника местному поэту ХVIII века Ивану Гундуличу, судя по барельефам на постаменте - певцу возвышенного. Для любознательных: Яндекс утверждает, что Гундулич - это примерно как наш Василий Андреевич Жуковский.
NB! "Поляна" - это "площадь". Многие созвучия в хорватском и русском языках вводят в заблуждение, никогда не угадаешь, что какое слово означает на том общеславянском эсперанто, на каком здесь с нами объяснялись
Из окна нашей спальни взгляд падал на барочный фонтан, а из мансардного окна клозета - на иезуитский коллегиум, чей колокол нас и будил по утрам. В ранний час под этими окнами собирались торговцы сыром, лавандой, сушеным инжиром и местным самогоном траварицей. Шум рынка, звон колокола и вопли чаек - единственные звуки, которые слышны в Дубровнике по утрам. Машин в старом городе нет.
В нескольких шагах от нашей Гундуличевой поляны () расположены главные "сокровища" города - Княжеский дворец
и Собор св. Влахо.
Пользуясь сомнительной исторической аналогией - это собор Сан Марко и Палаццо Дукале. О сходстве, различии и давнем взаимном влиянии-соперничестве Венеции и Дубровника не писал только ленивый. И я напишу. Но потом. Дворец, кстати, построили итальянцы. Ну и ладно, нам ли с нашим Кремлем показывать на них пальцем. Да и венецианцы свою византийскую роскошь и барочную пышность тоже построили руками гастарбайтеров - всяких там падуанцев и веронцев.
Дубровник очень мал. Я имею в виду не его пляжно-курортную часть, растянувшуюся вдоль побережья. Но старый город за крепостной стеной - не больше Кремля.
Здесь все известно и описано - количество улиц, домов (чуть больше восьмисот), людей, кошек. И даже старая черепица, разбитая во время войны при артобстрелах во время войны, закончившейся полтора десятка лет назад, сосчитана поштучно и внесена в счет.
Дубровник пришпилен к земле двумя доминантами: колокольня францисканского монастыря замыкает Плацу или Страдун - главную улицу Дубровника - со стороны ворот Плоче.
У ворот Пиле с противоположной стороны возвышается колокольня доминиканского монастыря. Между ними и пролегает главный променад города.
Оставшиеся улицы в большинстве своем - это крутые лестницы в небо, расходящиеся от Плацы к крепостным стенам. Очень возвышающе, но только не для местных домохозяек, когда они тащут пакеты с продуктами из супермаркета пешком к себе на третий ярус... Таковы издержки жизни в средневековом городе.
Улицы Дубровника вымощены камнем. Собственно, это тот же камень, что лежит в скальном основании Дубровника. Мощные городские укрепления - крепостные стены из него буквально "прорастают". И скульптуры святых на местном соборе не мраморные, а из того же подножного материала. В отличие от мрамора и бронзы, этот камень не гарантирует вечной молодости, и обточенные морским бризом и временем каменные лица стареют вместе с городом.