Бальный зал , глядя на это, можно оценить как же тщательно и долго пришлось все восстанавливать.
А вот что рассказал сам Кристофер о рабочих и стройке:
"С самого начала я вообще ничего не понимал в реставрации, но я знал, какой результат хочу получить. Я посмотрел много разных примеров реставрированных зданий. Если вам нравится что-то, если у вас есть цель, вы автоматически начинаете интересоваться этим. Часто я прямо обращался к владельцам, и они мне показывали, объясняли.
Реставраторов мы нашли здесь, в России, к слову, их нам посоветовала та же Москомархитектура. Я сам выступил менеджером — собирал команду, контролировал процесс, ну и выбирал эстетику. Архитекторы очень терпеливо показали мне те вещи, которые можно делать, которые нельзя.
Может быть, я не всегда достаточно уделял этому времени. Иногда уезжаешь на неделю, возвращаешься, а тут наделали такого! И ты в ужасе останавливаешь их, говоришь: «Ой, нет! Не так!»
Думаю, что проблема со стройбригадами, которые делают что-то тяп-ляп, потом как-то замазывают, чтобы было не видно, универсальна по всему миру. Может, тут, конечно, с этим ещё сложнее. Сколько раз приходилось начинать с самого начала. Например, мы сделали электрику и водопровод — видимо, мы плохо выбрали материалы или сделали по какой-то старой технике, но нам всё пришлось менять. Может, рабочие, конечно, схалтурили.
Все коммунальные системы в городе очень сложные — сам факт, что вы не можете отопить ваш дом. Вам придётся платить, делать какие-то вещи не только в доме, но и по всей улице, потому что ваша труба идёт через соседнее здание, а там больница — всё это очень своеобразно. Получается, что вам надо договариваться со всеми вокруг.
Бывало, конечно, что я уезжал отсюда раньше времени, ехал в аэропорт, повторяя: «Уф! Не хочу вообще думать об этом!» Жена мне тоже говорила иногда: «Зачем ты это делаешь?» Но если вы верите в проект, вы всегда примерно понимаете, как его сделать.
И я был всегда очень тронут, когда видел ручной труд мастеров, такой, который на Западе уже невозможен. Так во всём: самое лучшее и самое плохое — в России".
В 2008 году Кристофер Муравьев-Апостол стал лауреатом российского конкурса «Культурное наследие» в номинации «владелец» за восстановление усадьбы. На реставрацию усадьбы Кристофер потратил более десяти лет.
Открытие дома-музея состоялось 21 мая 2013г.
В этом же году мэр С.С. Собянин вручил Кристоферу Муравьёву-Апостолу диплом лауреата конкурса "Московская реставрация 2013".
Технология научной реставрации соблюдена настолько, что теперь в Дом-музей специально приезжают специалисты в этой области, чтобы походить да повосхищаться, как без поддержки государства удалось воссоздать хрупкую красоту.
Каким Кристофер Муравьев-Апостол хочет видеть жизнь усадьбы после того, как он завершил ее реставрацию:
«Я не хочу, чтобы экспозиция была постоянной, потому что тогда тому, кто придет сюда один раз, больше приходить не захочется, потому что он уже все видел. Поэтому-то мы предполагаем периодически менять экспозицию. В усадьбе будут проходить выставки, концерты, встречи. Есть идея организовать что-то для детей, знаете, как в балете "Щелкунчик". Хочется, чтобы дом жил».
Современный музей Усадьба Муравьевых-Апостолов сегодня – это музейное пространство двух первых этажей, последний, антресольный этаж – жилые помещения, в них, приезжая в Россию, живет Кристофер Муравьев-Апостол и его семья.
Парадный вестибюль, слева виден кусок лестницы, ведущей на антресольный этаж
Коридор, разделяющий парадную анфиладу, идущую вдоль главного фасада, от подсобных помещений, расположенных по дворовому фасаду.