Одним из известных нам губернаторов был Дмитрий Владимирович Голицын. Он правил Москвой с 1820 по 1844гг.
Дмитрий Владимирович Голицын
Князь Дмитрий Голицын был видный мужчина, высокий ростом, с величественной осанкой, имел правильные черты и хороший цвет лица. Проведя свою первую молодость в чужих краях, он хорошо знал иностранные языки и очень плохо русский, так что когда сделался московским генерал-губернатором и ему приходилось говорить где-нибудь речь, он сам писал её на французском языке, потом отдавал для перевода на русский и почти затверживал, чтобы суметь прочитать по бумажке. До самой старости у него сохранялось в выговоре что-то иностранное. Он был очень близорук и от природы (а возможно и от недостаточного знания родного языка) весьма застенчив, что плохо знавшие его люди нередко принимали за аристократическую спесь и гордыню. Москвичи ценили его доступность, гостеприимство и справедливость.
Голицын управлял Москвой 24 года, до своей кончины, и приложил много сил и энергии для восстановления города после пожара 1812г.. Среди мероприятий его губернаторства можно отметить следующие:
Устройство Воскресенского сада над старым руслом Неглинной.
Строительство существующих зданий Большого и Малого театров.
Закладка храма Христа Спасителя.
Возведение постоянного Москворецкого моста.
Открытие Первой Градской и Ново-Екатерининской лечебниц.
Обустройство бульвара на Кремлёвской набережной.
Строительство триумфальных ворот у Тверской заставы.
Строительство Мытищинского водопровода
В 1823 года здание градоначальника горело, и во время ремонта канцелярия губернатора с чиновниками размещалась в специально арендованных помещениях. В 1839 году часть хозяйственного двора была перестроена под квартиры чиновников.
С 1848 по 1859г. военным генерал -губернатором Москвы был Арсений Андреевич Закревский.
Арсений Андреевич Закревский
Эту должность он занял в возрасте 65-ти лет и в течение почти 11 лет нагонял страх на москвичей своим самодурством, превышением власти и подозрительностью ко всем инакомыслящим. Он сразу же предпринял крутые меры, снискавшие недобрую память в либеральных кругах. В сущности, Закревский хотел навести порядок в Москве, он пытался даже бороться со взяточничеством. Но при этом он не оставался в границах разумного, он регламентировал всё и вся, даже время окончания балов и званых вечеров.
Закревский был прозван москвичами за свое самодурство Чурбан-пашой. Как с сарказмом заметил приближенный императора Николая I, назначение Закревского привело к тому, что Москва отныне не только святая, но еще и великомученица.
Более 25 лет, начиная с 1860 года, Москвой управлял Владимир Андреевич Долгоруков - «хозяин Москвы».
Владимир Андреевич Долгоруков
При нем была начата электрификация Москвы, проложена конка (прообраз нынешнего трамвая), а также завершено строительство Верхних торговых рядов (сейчас ГУМ).
В 1875 году, когда широко отмечалось 10-летие службы В. А. Долгорукова на посту московского генерал-губернатора, Московская городская дума присвоила ему звание почетного гражданина Москвы. Через два года, по просьбе жителей Новослободной улицы, её переименовали в Долгоруковскую.
Во времена губернаторства Долгорукова произошел интересный случай. Авантюрист Шпейер, под видом состоятельного помещика, по разрешению князя, показал губернаторский дом, двор и конюшни с лошадями одному английскому лорду, который гостил в Москве. Через два дня после просмотра лорд приехал со своими чемоданами и сундуками к парадному подъезду. На руках у него была купчая крепость, заверенная нотариусом. В этом акте о собственности было указано, что лорд купил имение у дворянина Шпейера. Деньги в сумме ста тысяч рублей были уже уплачены. Разразился скандал, но в суде дело мошенника Шпейера не разбиралось. Скандал был замят с трудом . Эта легенда описана у Гиляровского в книге «Москва и москвичи», а Борис Акунин всего лишь позаимствовал у него этот сюжет для книги "Пиковый валет".
После смещения Долгорукова, новым губернатором Москвы стал брат царя, великий князь Сергей Александрович Романов
Сергей Александрович Романов
Во время его руководства городом завершилось сооружение новой очереди Мытищинского водопровода (1893), были открыты Музей московского городского хозяйства (1896) и Художественно-общедоступный театр (1898), городской транспортный парк пополнили трамваи (1899).
Он задумался о качестве воды Москвы-реки, издав указ о запрете слива отработанных фабричных вод .
Для создания условий жизни студентам, приезжающим учиться в Москву, поднял вопрос об организации общежитий при Московском университете: первый корпус общежития был открыт в 1899 году, второй — в 1903.
В здании на Тверской Сергей Александрович произвёл радикальную перепланировку и полную смену интерьеров особняка, работы производились в 1891-1893 годах под руководством профессора истории архитектуры, академика Николая Владимировича Султанова.
Последний стал получать заказы от Сергея Александровича еще в начале 1880-х годов: выполнил отделку интерьеров и убранство домовой церкви в петербургском дворце брата Великого князя Павла Александровича, по его же совету был назначен строителем памятника Александру II в Московском Кремле, создал множество прекрасных предметов богослужебной утвари - киотов, лампад и других произведений малых форм.
Зодчего и Великого князя сближала общность взглядов на роль истории в художественном творчестве. Оба считали, что традиции древнерусского искусства должны найти воплощение в образах современной им архитектуры. Заказчик выделял именно этого архитектора из числа коллег благодаря его энциклопедическим знаниям в области истории русского искусства, древней строительной и декоративной техники, иконографии.
Парадные помещения второго и третьего этажей генерал-губернаторского дворца задумывались заказчиком в стиле "ампир", а малая столовая на втором этаже, предназначавшаяся для семейных обедов, - в стиле "петровского Петербурга".
Были выполнены новые интерьеры, их вид сохранился на акварелях , которые вошли в акварельный альбом "Виды церкви, жилых и парадных комнат в дому московского генерал-губернатора", включавший в себя 14 акварелей. Рисунки были выполнены учениками и
преподавателями Строгановского училища.
Вот некоторые из этих акварелей
Красная гостиная. На стене висели парадные портреты императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.
Красная (или же Оранжевая) гостиная свое название получила по красно-оранжевому цвету стен, который великолепно сочетался с белой, украшенной позолотой и обитой красно-оранжевой тканью мебелью. Изысканной формы кресла, диваны, стулья, каминные экраны и витрины прекрасно вписывались в классицистический интерьер. Вделанные в стены большие зеркала иллюзорно расширяли и без того огромное пространство. (Фото отсюда http://marfo-ma-obitel.livejournal.com/131212.html)
Белая гостиная ( сейчас - Голубой зал). (Фото отсюда http://marfo-ma-obitel.livejournal.com/131212.html)
За гостиной шла анфилада помещений собственной половины супруги Великого князя Елизаветы Федоровны: гостиная, кабинет, опочивальня, живописная мастерская и другие.
Собственная гостиная Великой княгини Елизаветы Федоровны. (Фото отсюда http://marfo-ma-obitel.livejournal.com/131212.html)