mistral написал(а):роходила по Подсосенскому переулку и порадовалась отреставрированным фасадам целого ряда старых дворянских усадеб.
В Подсосенском и на Воронцовом поле действительно россыпь старинных зданий, как-нибудь покажу внутри еще один особняк в Подсосенском пер, почти напротив морозовского. А есть там и такие особняки, куда я пока не попала.
GALI написал(а):Но ведь психологически должно быть тяжело работать в кабинете под такими картинами
Кто знает -ведь сюжет согласовывался с заказчиком, может он был большим почитателем Гёте и ему приятно было видеть эти картины.
Хорошо, что они, как и панно Борисова-Мусатова в особняке Дерожинской вернулись на свои места, пусть и виде копий.
Полюбуемся на эти великолепные дубовые шкафы
Верх шкафов сделан как крыша у готического собора -черепица и контрфорсы с небольшими аркбутанами
Вся мебель для особняка, шкафы с резьбой., специальные витрины для фарфора были изготовлены на мебельной фабрике «Поставщика двора Его Императорского Величества» П. Шмита, который к тому же являлся его зятем Алексея Викуловича. Он был мужем его сестры Веры Викуловны .
Павел Александрович Шмит держал на Кузнецком Мосту мебельный магазин, а на Пресне находилась его фабрика художественной мебели. После женитьбы на Вере Викуловне на ее богатое приданное Павел Шмидт отстроил новые фабричные корпуса и личный двухэтажный особняк на Пресне. В 1883г. у них родился сын Николай, и хотя это не тот "лейтенант Петр Шмидт", за детей которого выдавали себя герои "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. но судьба его не менее интересна и трагична.
Николай Шмидт
Совершеннолетие Николая пришлось на 1904 год, канун Первой русской революции. Хотя характер и задачи революции были буржуазными, главной движущей силой её был пролетариат. В революции участвовала и старообрядческая буржуазия. Причины были таковы: капитализм в России в основном развивался в лице старообрядческих предпринимателей, сначала купцов, а потом и промышленников. Эти люди имели деньги, но не имели власти. Кроме того, старообрядчество само по себе было стеснёно в гражданских правах, поскольку религия в Российской Империи была государственной, а таковой являлось синодальное «православие», которое изначально враждебным старообрядчеству.
Морозовы, как и многие другие русские капиталисты, тоже сначала склонялись к либеральным течениям, но в какой-то момент для них стала очевидна нежизнеспособность либеральных начинаний в Российской Империи. Савва Тимофеевич Морозов выступил спонсором Российской социал-демократической партии (РСДРП), именно он финансировал издание революционной нелегальной газеты «Искра» и даже лично тайком доставлял её на свои фабрики.
В период русско-японской войны недовольство режимом Романовых сильно возросло, и люди, заинтересованные в революции, стали задумываться об её реальном осуществлении, в частности и в создании штаба боевого сопротивления, складов оружия и боеприпасов, лабораторий для создания взрывчатых веществ, подготовки боевиков и т.п. Помещение завода или фабрики идеально подходили для всех этих задач, поскольку такие объекты существовало легально, при этом вход посторонним туда был невозможен.
Савва Тимофеевич Морозов знал об увлечении Николая Шмита революционными идеями, а также то, что родственник скоро станет хозяином мебельной фабрики.
Морозовы знакомят юношу с Н. Э. Бауманом и другими революционерами, с которыми Савва Морозов был близок.
После смерти своего отца Николай вступив во владение мебельной фабрикой на Пресне, с 1 мая 1905 года он ввёл 9-часовой рабочий день вместо 11-часового, повысил заработную плату, открыл при фабрике амбулаторию и специальные общеобразовательные курсы. В 1905 году передал Московскому комитету РСДРП 20 тысяч рублей на вооружение рабочих.
В 1905 году фабрика стала очагом восстания, за что от полиции получила название «чёртова гнезда». Николай Павлович Шмит был арестован в результате событий 1905 г. Фабрика Шмита была уничтожена артиллерией, сам Шмит арестован. Скончался в тюрьме при невыясненных обстоятельствах спустя год с небольшим. По воспоминаниям участника декабрьских выступлений на Пресне, бывшего рабочего мебельной фабрики Шмита Петра Егорова, Николай Павлович Шмит был убит в момент попытки его освобождения рабочими фабрики.
Панихида по Николаю Шмиту состоялась именно здесь в особняке Морозовых в Подсосенском пер. , гго похороны превратились в большую политическую демонстрацию. Похоронен Н. П. Шмит на старообрядческом Преображенском кладбище Москвы.
Николай Шмит завещал своё состояние РСДРП. Большевистский центр получил около 280 тыс. рублей. Для легальной передачи средств его сёстры вышли замуж за предложенных партией женихов. Внучка его сестры Екатерины Павловны -это народная артистка РСФСР Татьяна Лаврова (Лаврова это псевдоним).