В июле 1787, в Белеме, началось строительство королевского манежа для обучения верховой езде. Через год после начала работ здание в стиле неоклассицизма было завершено, и в 1789г. первые картины португальских художников украсили стены манежа, который представлял собой двухэтажное здание. Первый этаж, 50м в длину и 17м в ширину, со всех сторон окружен галереями. Второй этаж украшен колоннами, на обоих концах галереи располагались места для королевской семьи и судей, оценивающих конные соревнования.
Но более грандиозное зрелище представляет собой потолок, украшенный художественными фресками португальских мастеров Франсишку де Сетубал, Франсишку Жозе де Оливейра, Жоаким Жозе Лопеш и Никола Делерива. На трех больших круглых картинах в виде медальонов аллегорически представлены аспекты конного искусства. На одном изображен рыцарь, символизирующий Португалию, по бокам четыре женские фигуры, сопровождающие животных, которые представляют континенты: Европа - в виде лошади, в виде верблюда - Азия, крокодил - Африка и попугай ара – Америка. Картина в центре изображает женскую фигуру, держащую рог изобилия, который символизирует мир и процветание португальского королевства. Третья картина изображает военную сцену.
Для того чтобы сохранить реквизит португальского королевского двора и открыть широкий публичный доступ, королевой Амелией, в 1905 было принято решение создать в здании королевского манежа музей карет. В 1911 году музей пополнился новыми экспонатами: каретами из Патриархии Лиссабона и некоторых дворянских семей. Коллекция была настолько впечатляющей, что потребовалось расширение музейного пространства, которое было организовано в 1944 году по проекту архитектора Рауль Лино.
Сейчас коллекция музея в Лиссабоне считается одной из лучших в мире. Кроме карет здесь представлены также кабриолеты, балдахины, портшезы, паланкины, катафалки, фаэтоны и детские повозки, в которых запрягались пони.
Карета 2-ой половины 17-го века (Франция).
Она принадлежала Королеве Марии Савойской, двоюродной сестре короля Франции Людовика XIV, жене короля Афонсу VI (1666 г.) и позднее (1668) Королю Педро II.
Карета имеет закрытый кузов с остеклением и расписной цветочный мотив декорирования. Спереди и сзади расположены аллегорические фигуры войны, мудрости, славы, справедливости и милосердия.
На двери медальоны с инициалами королевы.
Все кареты отличаются великолепной отделкой в стиле своих эпох. Ближе к нашему времени экипажи становятся всё тяжелее и изысканнее, появляется отделка из бархата, позолоты и красного дерева, их украшают статуями и канделябрами. Такие кареты нередко сопровождались специальными осветительными экипажами, где лакеи держали лампы с горящим оливковым маслом. Такие экипажи назывались лампионами.
Карета первой половины 18-го века (Португалия).
Король Жуан V выстроил ее для португальского Королевского дома. В 19 веке эта карета использовалась для иностранных визитов руководителей государства Португалия.
Закрытый корпус имеет плавные, волнообразные линии.
Карета второй половины 18 века (Португалия).
Построена для короля Жозе I.
Интерьер выполнен из красного бархата с португальским королевским гербом на потолке.
Ливрея 19 века
Карета второй половины 18 века (Португалия).
Была построен в 1777 году к свадьбе сестры королевы Марии I. Мария Франциска Бенедикта вышла замуж за своего родного племянника — старшего сына Марии I — Жозе/
Карета имеет закрытый кузов со стеклами.
Панели украшены картинами Педро де Карвальо (1730 -1810). Обита бархатом поверх основного зеленоватого атласа.
Во времена Людовика XIV конструкция кареты изменилась: сначала появились "carrosses modernes", с кузовом вполне закрытым и дверями на петлях, висящим на ремнях, укрепленных на столбиках, наклоненных наружу, так что самый кузов много над ними возвышался. Затем появилась "la berline", в общем уже близкая к форме современных карет. В начале XVIII в. появились стоячие рессоры, заменявшие столбики, к которым прикреплялись ремни, поддерживавшие кузов, и разные формы колясок, фаэтонов и т. п. экипажей, типы которых сохранились до наших времен.
В этот период центром экипажного производства считался Лондон; там были изобретены главные усовершенствования. Лежачие рессоры стали делать в 1804 г., а патентованные оси — в 1772 г. В XIX стол. экипажи стали строить с не меньшим совершенством в Париже и Вене, и Англия потеряла свое первенство
Немецкие курфюрсты «ввели в моду» обсаживать дороги с обеих сторон липами. Эти посадки укрепляли полотно и создавали определенные удобства – в любую погоду по дорогам можно было катить в открытых экипажах. Листва в солнечный день создавала тень, а в дождливый предохраняла от ветра и чрезмерной влаги.
Но кареты еще долгое время оставались не очень надежным транспортом. У них часто «отказывали» колеса: они отваливались из-за чрезмерной тряски. При нехватке смазки колеса быстро начинали «дымить». При неумелом управлении экипажи на крутых поворотах легко переворачивались. Пружинные рессоры появились только в конце XVIII века.
Отредактировано Loconte (2015-03-06 19:50:40)